Голод на Кубани - это нельзя забывать

Apr 09, 2015 17:02

В последнее время все больше читаю в соцсетях разные статьи, преуменьшающие сталинские репрессии. Мол их почти не было, и многие репрессированные сами виноваты. Не могу спокойно читать такие материалы, явно искажающие правду и нашу историю. Этим мы оскорбляем память миллионов репрессированных наших сограждан, расстреляных, замученных, погибших в лагерях и в ссылке. Нельзя воевать со своим народом, как это делал Сталин.

Для примера приведу исследование кубанского историка и этнографа Николая Бондаря об организованном голоде на Кубани в 1932-33 годах. Во время этого голода умерли многие мои предки, живой осталась одна бабушка, которая рассказывала нам ужасы того времени.



Все нижеперечисленные материалы опубликованы в данном сборнике.  Неопубликованные главы со временем выложу здесь же.
Код смерти (голод на Кубани 1932-1933 гг.)

18.03.2010
Н.И. Бондарь (г. Краснодар)

Весь текст здесь (Официальный сайт Кубанского Казачьего Войска):

http://www.slavakubani.ru/history/1920-1989-ussr/kod-smerti-golod-na-kubani-1932-1933-gg-/

На протяжении если и не всей, то большей части своей истории человечество сталкивалось с голодом, что нашло отражение как в письменных источниках (летописях, хрониках), так и в фольклоре.

Например, 1008 год, Киевская Русь. Засуха, нашествие саранчи: «… быша прузи мнози», голодный год. 1097 год. Сильная засуха, неурожай. Голодный год: «Мнози человеци умирали различными недуги».  В 1094 году «пришла саранча на Русскую землю 26 августа, и поела всякую траву и много хлеба» и наступил голод [1].

Существенные недороды в 1819-1820 гг. охватили Архангельскую, Вологодскую, Полтавскую, Рязанскую, Витебскую, Владимирскую, Екатеринославскую, Киевскую и другие губернии России [2].

Регулярно, с древности, голод выкашивал значительный процент населения в Западной и Восточной Европе. Причиной неурожаев являлись чрезвычайная засуха, как например, в  912 г. до н.э., когда «в беспомощном положении оказались огромные массы людей, обречённые на голодную смерть»; избыток влаги (67 г. н.э.), «чрезвычайные холода (102 г. н.э.)», и т.д. [3].

Помимо голода порождаемого объективными, естественными причинами (естественный голод), существуют и другие его виды, имеющие совершенно иную природу: демографическую (избыточное население), социальную (социальная и имущественная стратификация общества: «богатые» и «нищие»), военную (осада и голод, как составная часть военной тактики).

Любой вид голода ассоциируется прежде всего со смертью и массовым вымиранием людей. И это действительно так: «Вымирали улицами. Сейчас в станице [Николаевской] нет двадцати - тридцати улиц» [АК 2031], «Столько мира погибло» [АК 464], «Вот эта поляна, 23 гектара, моё дитя, оцэ ж усэ булы хаты и усэ люды жылы. И вси поляглы в 33-ём году» [АК 3117] (Здесь и далее ссылки на №№ аудиокассет, материалы, размещенные в Приложении II.).

Как правило с голодом мы связываем физическую смерть. В связи с естественным и некоторыми антропогенными видами голода, (война, например), это правомерно, хотя и не всегда: «Лучше война, чем голод. В войну убили, [ну и] убили. Значит всё. А голод… мучились люди» [АК 3562].

Однако и голод голоду, и смерть смерти рознь.

Голод 1932-1933 гг. относится, и это ещё одна его разновидность, к категории «рукотворных», «искусственных». Складывается такое впечатление, что он спланирован и осуществлён сознательно и, так же как и коллективизация, высылка / депортация, являлся продолжением войны. В этом отношении показательно выступление Л.М. Кагановича на расширенном заседании бюро Северо-Кавказского крайкома ВКП(б), в котором он в частности отметил: «На селе, особенно на Кубани, ещё остались представители кулачества. Они нами разбиты, потрёпаны, потеряли прежнюю мощь, но ещё живы» [4].


Как сознательно спланированную акцию характеризуют этот голод и большинство из тех, кто его пережил: «Масква давала указ - скольки с села, скольки с хутора, скольки из города… далжны пагибнуть з голоду. […] Я не знаю хто этим [голодом] рукавадил. Эта такое зверство было» [АК 1933].

Многие, рассказывая о том, что комсодовцы забирали абсолютно всё, что можно было есть («до тла», «под чистую», «до росиночки»), подчеркивали, что делалось это специально, чтобы выморить людей голодом и что «делал это враг». [АК 495, 2031, 3123].

Этот голод нёс не обычную индивидуальную физическую смерть, являвшуюся частью культуры и жизни: правильная - неправильная, своевременная - несвоевременная смерть, представления и ритуалы, связанные с нею [5].

Голод 1932-1933 гг. вызвал не просто массовую, а тотальную смерть. Её печать лежала не только на человеке, людях, но, практически на всём, что можно отнести к обществу и его культуре.

Дальнейшему разрушению (смерти) было подвергнуто общество, его основные жизненно важные социальные структуры. Гражданская война, административно-территориальные и административно-политические преобразования (образование новых районов, краёв, республик), привели к уничтожению таких важных военно-социальных и социально-территориальных единиц как Кубанское казачье войско и Кубанская область. Гражданская война, последующие коллективизация и раскулачивание деформировали, раскалывали те социальные единицы, которые представляли основу экономической, культурной, репродуктивной и прочих видов жизнедеятельности общества. Речь идёт о станичной / сельской общине и семье. Уничтожение прежней традиционной социальной системы и внутрисемейных связей осуществлялось поэтапно, с применением разных способов.

Гражданская война поделила общество, в т.ч. на общинном / станичном и семейном уровнях, на «белых» и «красных», с последующими расстрелами «белых», высылкой мужского населения.

Коллективизация также основывалась на деструктивном потенциале таких оппозиций как «зажиточные - малоимущие», «единоличники - коммуналисты». По отношению к первым применялось «раскулачивание» (экспроприация всей жизнеобеспечивающей инфраструктуры: земли, скота, инвентаря, жилья, и т.п.), и высылка, разделение семей, социальная метка для семьи, детей - «враг народа», влекущая разного рода ограничения.

Из воспоминаний Татьяны Демьяновны Кобцевой, жительницы ст. Хопёрской, - мать померла ещё в 1921 году. Отца «раскулачили» и забрали в 1929. Дети остались с мачехой. Их выгнали из дома, переселили в «политотдел». «У мачехи нас осталось пять дитэй. Она и побиралась ходыла, а нас прокормыла, выдыржала».

Отец мачехе сказал, чтобы она отказалась от него, - «спасы дитэй».

А у неё отец и брат, которые погибли, были красными партизанами.

После того, как она последовала совету отца, им возвратили дом, корову. «И тоди мы зажылы» [6].
Таких или похожих историй много: «А в 1929 году кинули [выгнали] нас из новой хаты. В феврале, метель, аж сиза… И пашли мы скитаться. [Отец и мать, т.к. им грозила высылка, уехали куда-то под Пятигорск, а Агриппина Ивановна Герасименко, наш информатор, осталась в родных местах].

[…] Я тоже два года скиталася, под лавками пряталась. Нас хватали и ссылали в Сибирь. Гаварили, - маладёжь высилим, а атцы, радители сами прыдуть
[…] А так было время, хто пустит нас ночевать, и того [хозяев] выгоняли…» [АК 1933].

Для «красных», «коммуналистов» создавался свой мир, новое социальное пространство: создавались коммуны, колхозы, совхозы. Однако эти новообразования представляли собой небольшие островки в пределах разрушавшейся традиционной социальной системы и предназначались они для «избранных».

Основной угрозой существования общества явилось то, что разрушению, уничтожению подверглась семья, базовый социальный институт в любом обществе, выполнявший жизненно важные функции социализации, экономическую, репродуктивную.

Речь идёт о физической смерти, о вымирании семьями. «Уже в тридцать третьем году стал падать народ. Не то там одын, два, пять, а улыци. […] Вот у Пэтрэнкив семеро дитэй было, и свёкр, и свекруха была, и мужик и жинка, и у них семеро дитей […] все полностью помэрлы, в хати лежали.» [АК 3717]. «Много тут по нашему краю семьями вымирало. Щас лесом заросло […]» [АК 487].

Следует учесть, что в это время были не только малые, но и большие, многодетные семьи. «Семьями вымирали. Семьи были от 15 до 20 человек.
[Мать послала зачем-то к соседям, Павловым. А они]: дед, бабка, сын, невестка, две дочки - все мёртвые» [АК 447].

Во многих семьях выживали единицы: «Вот нас было 8 душ семьи, и все померли. Тока я остался в живых» [АК 3029].

Как отмечают информаторы, бóльшая смертность была среди мужчин и, особенно, детей. «Детей было по 8-11 душ и умирали прямо на русской печи» [АК 3708]. «Всэ чисто забралы. [Оставылы] читыри стины и дитэй куча […]. И оцэ вси диты подохлы» [АК 118].
Вымирание семей порождало сиротство, скитальчество. «Мы дивчаткамы ходылы, [нанимались на работу к переселенцам], голодуемо, ныма у нас ны батькив, ны матырив» [АК 286]; «Мы тогда сыротамы жылы, отца-матери не было…» [АК 3145].

Голод и смерть ослабляли или даже убивали нравственные принципы, чувство родства. Известны факты, когда родители оставляли детей, а сами уходили, уезжали в другие места. Некоторые наоборот, завозили куда-нибудь детей.

Голод убивал родительские чувства, чувство сострадания.

Сын работал в колхозе, принёс домой немного хлеба и сказал отцу: «Смотри! Если хоть одну крошку одрижеш и куда она денется, я тебя убью […].

Як я крычала [от голода] тогда: “Ой, мама, мама!”. А вона: “Ой, дочечка, когда ж ты ослобоныш мэнэ”» [АК 2007].

Или реакция отца на сообщение о смерти ребёнка, сына. «[…] А он молится: “Ну, слава Богу, Господь прибрал. Кабы ещё и эту Господь прибрал” [об оставшейся и выжившей дочери]» [АК 4069].

Однако такого рода антисоциальные, античеловеческие проявления не следует рассматривать как однозначно негативные. Нередко в такой форме, как это ни странно звучит, проявлялась родительская забота часто в ущерб себе, вынужденно избирательно.

Семья голодала, мать украла на колхозном поле две картошины и, спрятав в косы, принесла домой. Дома дети, братик и сестричка. «[Братик] просит, ручку тянет: “Мама, йисть!”

Мама сварила эту картошечку и даёт ему: “Коля нехай ест, а ты [дочери] большая”. И Коле дала. И Коля взял эту картошечку двумя ручками и ест, а я [сестра] стою Колю охраняю.
Коля потом лёг и картошечка во рту. Лежит навзничь. А я: “Мама, а Коля картошечку ны йисть!”. Мы до Коли, а Коля мёртвый» [АК 4069].

Детей завозили, нередко дети сами, стоя на коленях, умоляли родителей сделать это, в надежде, что они выживут за счёт подаяния, милостыни.

И в условиях страшного голода большинство, порой из последних сил, стремились сохранить человеческие, родственные связи и отношения, нравственность. «[Неделю поработала в колхозе.] Кукурузный хлеб наливной, но стали исть. По семьсот грамм нам давали. Так я вот такой [крошечный] кусочек съем, а это маме берегу» [АК 3270].

Или о тех, кто пытался выжить подаянием: «Ныхвата [еды] в своий симьи, а прышло пухлэ, ну, як ты йёму ны дасы як оно пухлэ, голоднэ стоить» [АК 556].

Однако то, что голод постепенно съедал в человеке всё человеческое всё же остаётся доминантой. «Нас ны считалы за людэй», «Мы жили хуже животных», «Тогда не говорили умер / помер, а здох, здохла», «Мать убила свою дочь и съела», «Маты вмэрла, вин зъив матирь», «Идёт человек по улице, упал и никому нет до него дела»…

Эти и другие сюжеты и оценки красноречиво говорят о том, до какого состояния были доведены в то время люди.

Можно говорить о том, что голод убивал в индивиде, семье, обществе всё социальное, стирал социальный код жизни. Ни человек, ни семья не в состоянии были выполнять социальные функции, в т.ч. репродуктивную. Многие из наших собеседников отмечали, что «дети пошли», женщины начали рожать только с 1935-36 годов [АК 250].

С помощью голода уничтожался не только собственно социальный, но и культурный код, вторая важнейшая составляющая жизни. Деструкции подвергаются практически все блоки, компоненты культуры: пространство, время, пища, одежда, обычаи, ритуально-обрядовая практика, и т.д.

Пространство, как среда и необходимое условие социокультурной деятельности имеет сложное строение, что хорошо прослеживается на лексическом уровне. В.М. Гак отмечал, что пространственные номинации образуют четыре концентрических расширяющихся круга, происходящих от понятий: человек - дом - страна - мир [7]. Эту схему можно дополнить ещё одной единицей - селение (станица, хутор, село).

Пространство, как культурная компонента и составная часть кода жизни характеризуется сложным, многообразным структурированием, основу которого составляли функции его различных частей: человеческое - нечеловеческое, мужское - женское, профанное - сакральное, жилое - хозяйственное, мир (пространство) живых - мир мёртвых, окультуренное - неокультуренное.

Окультуренное, человеческое пространство, мир живых характеризуется рядом признаков. Чёткой структурой и наличием границ между его различными частями, в т.ч. между кладбищем, как частью мира мёртвых, и различными частями пространства мира живых. Наличием дорог, с помощью которых в процессе движения связываются различные части человеческого, окультуренного пространства и что является признаком сотворенности и жизни [8].

Упорядоченная наполненность - ещё одна характерная особенность окультуренного, человеческого, «живого» пространства. Наполненность людьми, их способностями, движениями и действиями, результатами (предметами) этой деятельности (жилые и культовые постройки, орудия труда и хозяйство, обряды и фольклор, и т.д.).

Как выглядело «живое», окультуренное пространство Кубани во время голода?

Небольшая его часть (новая) сохраняла эти признаки: коммуны, колхозы, совхозы, засеянные поля. Однако эти островки «живого» пространства были отгорожены от основного мира физическими и социальными границами.

В их пределы или вообще не впускали чужих (коммуны). Поля созревающей пшеницы по периметру обносились сторожевыми вышками и контролировались объездчиками. Вторжение в это пространство «за колоском» гарантировало 10 лет тюрьмы «без суда и следствия».

Или же в эти пространства впускали (совхозы, колхозы), но ограниченно и на жёстких условиях, - еда только тем, кто выполняет норму («красные» и «чёрные» котлы). Попадание в этот мир не гарантировало выживания, спасения. Люди мёрли по пути на работу или с работы, прямо за работой. «Пряма вот идёть, уже галодная [на работу], в ей уже ноги не ходють, а итить нада. Думае, - може там котёл какой дадут, сварють нам бульон. И впала, и всё [умерла]» [АК 1339].  «Вот адин гонит там лашадей, паганяет. Другой - за плугом. Если этат, за плугом упал, помер, ни харанили, ни брали. Другой плуг идёть [следом] чем-как засыпало и всё» [АК 1933]. А «когда весной сеяли [в поле], следом выбирали мёртвых» [АК 3274].

Другой, совершенно другой облик имело ранее основное жизненное пространство. Его не просто отделили от новой «красной» части станицы, мира, а разрушили традиционную внутреннюю его структуру, чёткие и обязательные границы между жилыми и хозяйственными, сакральными и профанными его частями, миром живых и мёртвых.

В хатах вынуждены были, во избежание воровства, держать скот (коров, коз), где он ещё каким-то чудом сохранялся. В станичных школах и больших домах зажиточных выселенных хозяев могли разместить колхозных свиней. В закрытых и разрушенных храмах в лучшем случае устраивали склады, мастерские, а чаще - клубы.

Смерть настигала людей везде. Они умирали в тех частях пространства, которые традиционным сознанием редко связываются с понятием «правильная смерть», правильная по месту, времени, причинам. Умирали в полях во время поисков мышиных норок с зерном, которое нередко оказывалось травленным. Умирали во время работы («Пошла за топкой, соломой. Наклонилась, упала, и всё»).

Некоторые сами приходили на кладбище и там умирали: «[Дедушка] взял пучочек сенца, пошёл, на могилке лёг и кончился» [АК 1242].

Умирали в хатах, лёжа, сидя «В некоторых хатах обнаруживали одни скилеты дитэй, стариков» [АК 3078].

Но, больше всего людей умирало на улице, на дороге, в придорожных канавах, кюветах. «Они идут, бедные, и деток на руках несут, и падет на дороге, и умирает» [АК 1541]. «Бурьяны такие стояли! В них люди валялись, гнили. Воняло кругом» [АК 1289]. «Выйдешь на улицу, глянешь: то там лежит [мёртвый], то там. А то за бардой ходили в голодовку. Идёшь по улице среди мёртвых… Страсть была! А вонь какая была невыносимая!» [АК 3562]. «В школу ходыла. Идём, по дорози валяюца люды. Там умырае ще живый, там уже готовый. Пидийдым, побачим-поплачим, пишлы дальше» [АК 556].
Часть умерших и полуживых свозили на кладбище, а больше хоронили в тех частях пространства, которые для этого не предназначались или использовались в исключительных случаях: в саду, в огороде. «Девочку прямо в люльке в огороде закопали» [АК 3562]. «Одного маленького мальчика положили в корыто и похоронили в огороде» [АК 906]. Семьи были большие, умирало много, некоторые дворы больше походили на кладбище, так много было могилок и крестов (В некоторых станицах «активисты» запрещали ставить кресты на могилках, срубали их.).

Хоронили в канавах, глинищах, в погребах, в колодцах. А многих вообще не погребали, некому было хоронить: «Хвосты лошадиные, люди мертвые тут [по улицам] валялись» [АК 478].

Исчезали улицы, связывавшие различные сегменты пространства, семьи, людей. «Это спасибо, по улице росла лебеда и щерица ровно [по высоте] с домом. [… Улиц не было], вот такая тропинка только была. Ходить некому было. Хоронить некому было» [АК 4048]. «Позаросло [бурьянами, улиц не было], тропинка... Если тропинки нет, умерли все» [АК 3859]. «Бурьян в рост человека. По станице ходить было страшно» [АК 3743].

Как правило, сохранялись дороги, ведущие к коммунам, колхозам, и сквозные, проходившие через станицы, связывавшие ранее их с внешним пространством: миром / страной. По ним накануне голода проходили «красные обозы», приезжали и уезжали уполномоченные. Если станица заносилась на «чёрную доску» и её оцепляли войска, дорога эта перекрывалась. Если нет, то по ней шли беженцы (опухшие, босые, с детьми на руках), спасаясь от голодной смерти, которая чаще всего и настигала их на этой дороге.

Как отмечалось ранее, одним из признаков «живого» пространства, а также необходимым условием его сохранения является движение. Голодающие, даже если силы были на исходе, до последнего, как правило, пребывали в движении: в места, где надеялись найти или получить хоть какую-нибудь еду (река, поле, лес, колхоз / совхоз); к кладбищу; в населённые пункты и вообще в другие края (Закавказье), не затронутые голодом.

Голод принуждал двигаться даже тех, кто не имел сил передвигаться «по-человечески».

За станицей, была «салотопка», в которой отходы, туши сдохших животных топили «на мыло», «так люди туда на рачках [на карачках] подлазивали, есть хотели» [АК 3633].

Отсутствие улиц, а затем и тропинок - показатель отсутствия движения. Отсутствие движения (неподвижность, обездвиженность) - признак смерти, хаотизации пространства, «умирания» различных его частей.

«Вымирали целыми проулками. Где сейчас пустыри, хаты сплошь стояли. Кого выслали, а большинство вымерло в голод» [АК 1279].

«В Батуринской вообще пустынно было, люди вымерли» [АК 2597].

«Станица заросла бурьяном и было жутко во дворы заходить, - может там уже звери водятся» [АК 213].

Опустение («дворы пусти», «хаты пустые»), запустение (заросшесть сорняком, дикими кустарниками и деревьями), также составная часть кода смерти.

«Бурьяны были страшные. Спрячусь и не видать меня в этом бурьяне. Лебеда у нас была выше хаты […].
С яслей убегала, а дома, в хате, ни дверей в нашей хате уже не было, ни стекла ни одного. А а всё равно домой тянуло» [АК 4069].
«Люди по проулку лежали, ну вот, как сено косили, рядами. Станица бурьяном заросла, в человеческий рост. Зайдёшь в дом - пустая хата - лежат мёртвые» [АК 144].
«Забыти [заколоченные] окна. Никого нэ осталось, вымырлы вси» [АК 2978].

«Живое» пространство характеризуется не только упорядоченной наполненностью материальными объектами, но и акциональными, звуковыми элементами культуры. В последнем случае речь идёт прежде всего о различных видах человеческого голоса: крик, зов, пение, шёпот, свист, плач, голошение, смех, говорение / речь [9].

Во время голода из «некрасного» пространства исчезает или до предела минимизируется использование, проявление большинства этих видов человеческой, речевой, голосовой деятельность. Прежде всего это касается речевого общения. Оно минимально и в основном тематически связано со смертью, едой: «Идут люди с кружечкой, пожалуйста, хоть помойте кувшинчик [из-под молока], но дайте. Идут уже разутые, пухлые...» [АК 1420].

Плач и просьбы как правило детские, так же связаны со страданиями от голода и просьбами о еде. «[Отцу десять лет дали] И семья повалилась. У нас в тридцать третьем трое детей в один день поумирали с голоду. […] Маленький, как просил бедненький ладичко [оладик], на коленях» [АК 1167].
«На первый день Пасхи. Лежит на кровати умирает отец, и братишка на лавке умирает и просит: “Дайте мне хоть половинку яичечка покушать. Я умираю”. А нема ничего. Вода одна стоит, да и всё. И ветка вербы в хате лежит» [АК 3562].

Детям, чтобы они спали и есть не просили, давали настой хмеля. Отмечали лишь один случай пения во время голода. Обессилевшие люди сползались к соседке, пели и считают, что это помогло им выжить.

Пустое пространство теряло звуковой код жизни. «Я видел посёлки бурьяном позаросшие. Там собака, там кошка крычить. Редка где старик или старуха выйдет» [АК 1665].

Речь идет не только о человеческом голосе, речи, но звуковой палитре станицы, хутора в целом: «там и там люды гомонять, дэсь дивчата и хлопци смиюцця», «слышно как то на одном краю, то на другом песню заиграли», «лошадь заржала, коровы мычат - домой идут, гуси, петухи…, кого-то мать зовет домой». Так было до голода, а так стало во время голода: «[Весна, солнце], каждый же лизэ из хаты […]. Пухлый, голодный, а вылазыш из хаты, хоть дэсь якый бурьян...
Ничево не было, ни мыши, ни крысы, ны кота, ны собакы, ны лягушкы, ни чирвяка, ни ёжика. Всё люди съели, и траву поели.
Выходять [вылизають] уси, чи пастыся, … трясуцця, йидять» [АК 3078].

А молчание, безмолвие, немота, невнятная речь, тишина, как отмечает Л.Г. Невская, атрибут смерти [10], примета потустороннего мира [11].

Голод в целом стирал, уничтожал культурный код человека и общества в целом, во всех видах и формах его проявления.

Кого-то спасал случай или удачно спрятанные припасы, «воровство» с колхозных полей, кого-то река, лес, мышки с их запасами на зиму. Некоторые информаторы так говорили: «Спасибо мышкам», «Нас спасли мышки».

Но, в целом, человека вынуждали переходить на табуированную (конина, например), нечеловеческую пищу (собаки, кошки, черви, падаль). Голод провоцировал случаи каннибализма, в т.ч. инфантицид.

В некоторых душах и семьях теплилась вера: молитвы, иконы, попытки хотя бы символически отмечать великие праздники, сваренным к Пасхе яичком и «лишней» лепёшкой из лебеды.

Однако ни календарные, ни семейные праздники и обряды не отмечались и не выполнялись. «Не было ни родин, ни крестин, ни свадеб, ни похорон “по-человечески”».

Код жизни вытеснялся кодом смерти. Причём, как отмечалось раньше, речь идёт не только и не столько о физической, сколько о социальной и культурной смерти. Голод низводил человека до биологического организма, управляемого пищевым рефлексом. Все мысли были только о еде, «о крошечке хлеба».

В своё время наш знаменитый соотечественник физиолог  И.П. Павлов проводил серию экспериментов, связанных с выработкой и изучением у животных условных рефлексов. В качестве одного из инструментов управления рефлексией применялся голод.

Суть эксперимента - проста. Животное держали впроголодь. В определённое время появлялся лаборант с пищей, но, прежде чем покормить животное, он наносил ему побои. В первые дни подопытные собаки вели себя адекватно и проявляли естественную защитную агрессию: лаяли, рычали, пытались наброситься на экспериментатора. Однако спустя некоторое время, их поведение кардинально изменилось (голод не тётка). Несмотря на то, что приёму пищи по-прежнему предшествовало избиение, собаки во время этой процедуры демонстрировали по отношению к своему «мучителю» дружелюбие и покорность: виляли хвостом, лизали руки, и т.п.

Такой «эксперимент», который  Э. Фромм безусловно отнёс бы к идеологическому садизму [12], в 1932-1933 гг. был проведён над людьми. Цель, особенно если рассматривать голод как продолжение Гражданской войны, ссылки, коллективизации, очевидна. Голод, как писал  П. Сорокин, ведёт к изменению сознания индивида и может способствовать «успешной прививке коммунистически-социалистически- уравнительных рефлексов» [13]. Искусственный голод 1932-1933 гг. был применён как идеологический инструмент для своеобразной големизации населения.

Голем - каббалистический мифологический персонаж, живая послушная вещь, находящаяся на грани живого и неживого [14], в какой-то степени «живой мертвец».

Чтобы сделать Голема, «надо вылепить из красной глины человеческую фигурку», оживить её и она во всём будет послушна своему хозяину, повелителю [15]. С помощью голода 1932-1933 гг. меняли сущность человека, стремясь превратить его сознание в пластичный материал - «красную глину».
Не случайно в сознании многих людей, переживших этот голод, поселился всеобъемлющий страх. Это не боязнь смерти, а страх перед чем-то нечеловеческим, стоящим за искусственным голодом: «[Забирали всё, даже из кастрюль]. Бабы плачуть, а воны смиюцця. Я иногда вспомню… я плачу […]. Я так боюся голоду, шо я ны можу тоби пэрыдать […]» [АК 3078].

Масштабы голода 1932-1933 гг. нам ещё только предстоит узнать, но то, что они огромны, уже сегодня не вызывает сомнения: «Господь на свити дыржав людэй. Тоди ж пустыня була: ото хатка, ище хатка, а то лобода скризь» [АК 286].

Ещё важнее понять последствия этой трагедии, постигшей славянское население и, в первую очередь, значительную часть казачеств Юга России. Вот слова Агриппины Ивановны Герасименко (1915 г.р.), уроженки  ст. Екатерининской, жительницы,  ст. Темнолесской: «Я не знаю хто этим [голодом] . рукавадил. Эта такое зверство было знаете, не заснёшь, не праснёшься… Всё у миня в глазах. Всё што было…. Ото ж молиш Бога, - Господи, да хоть бы как-нибудь забыть!
Не, никак. Никак. Такая страсть…» [АК 1933].

Очевидно, что этот голод радикально изменил психологию и культуру человека традиционного общества, уничтожил огромный сложный и самобытный мир.

После 1933 г.  жизнь стала возрождаться. Шрам Пелагея Григорьевна заметила, что природа как бы сострадала людям: «А после голодного года какой был изобильный урожай! На деревьях ветки ломились, в огородах росли грибы…. Всё росло необыкновенных размеров» [АК 3743].

Жизнь, мир действительно восстанавливались. Только мир этот был уже совсем другим и населяли его другие люди.

Примечания

1. Борисенко Е.П., Пасецкий В.Н.  Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы. М. 1988. С. 242,.
2. Там же. С. 386.
3. Вараш Ф.И.  История неурожаев и погоды в Европе (по XVI в. н.э.). Л. 1989. С. 13, 17, и др.
4. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы. Т. 3. Конец 1930-1933. М. 2001. С. 549 - 553.
5. Седакова О.А.  Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. М. 2004.
6. ПМ КФЭЭ-1996. Краснодарский край, Тихорецкий р-он, ст. Хопёрская. Инф.: Т.Д. Кобцева (1916 гг.р.). АК 1040.
7. Гак В.М.  Пространство вне пространства // Логический анализ языка. Язык пространств. М. 2000. С. 128.
8. Топоров В.Н.  Об одном из парадоксов движения. Несколько замечаний о сверх-эмпирическом смысле глагола «стоять», преимущественно в специализированных тестах // Концепт движения в языке м культуре. М. 1996. С. 16 - 17.
9. Толстая С.М.  Звуковой код традиционной народной культуры // Мир звучащий и молчащий. Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. М. 1999. С.
10. Невская Л.Г.  Молчание как атрибут смерти // Мир звучащий и мир молчащий. С. 123.
11. Толстая С.М.  Звуковой код традиционной народной культуры // Мир звучащий и молчащий. С. 10.
12. Фромм Эрих. Анатомия человеческой деструктивности. М. 1994. С. 23, 248 - 258.
13. Сорокин П.  Голод и идеология общества // Религия и общество. М. 1996. С. 657 - 658.
14. Мельников Г.П.  Живое / неживое: голем, машина и концепция современной культуры. Э. Фромма // Миф в культуре: человек - нечеловек. М. 2000. С. 169.
15. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том первый. А-К. М. 1980. С. 308 - 309.

Из книги: Историческая память населения Юга России о голоде 1932-1933 г. Материалы научно-практической конференции / Под редакцией Н.И. Бондаря, О.В. Матвеева. Краснодар, Типография «Плехановец», 2009. - 454 с. Прил.

Другие материалы о голоде 1932-1933гг. на Кубани на сайте Кубанского Казачьего Войска:

Историческая память населения Юга России о голоде 1932-1933 г. Предисловие:   http://svetkuban.livejournal.com/822079.html

Архивные документы о голоде на Кубани 1932-1933 гг. :  http://www.slavakubani.ru/history/1920-1989-ussr/arkhivnye-dokumenty-o-golode-na-kubani-1932-1933-gg/

Голод как результат стихии и политики: «продовольственные затруднения» в сёлах и станицах Юга России в 1930-х гг. :  http://www.slavakubani.ru/history/1920-1989-ussr/golod-kak-rezultat-stikhii-i-politiki-prodovolstvennye-zatrudneniya-v-syelakh-i-stanitsakh-yuga-ross/

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ХЛЕБОЗАГОТОВОК 1932-1933 ГГ. НА КУБАНИ И ЕЁ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ:  https://svetkuban.livejournal.com/941800.html

«Голодомор» на Кубани 1932-1933 г. в исторической памяти очевидцев: обзорный очерк :  http://www.slavakubani.ru/history/1920-1989-ussr/golodomor-na-kubani-1932-1933-g-v-istoricheskoy-pamyati-ochevidtsev-obzornyy-ocherk/

Голод 1932 - 1933 гг. в судьбе моих родных и близких : http://www.slavakubani.ru/history/1920-1989-ussr/golod-1932-1933-gg-v-sudbe-moikh-rodnykh-i-blizkikh/

Голод 1932-1933 гг. на Кубани в воспоминаниях старожилов :  http://www.slavakubani.ru/history/1920-1989-ussr/golod-1932-1933-gg-na-kubani-v-vospominaniyakh-starozhilov/

Голод на Кубани в памяти кубанского ученого В.Ф. Писаренко :  http://www.slavakubani.ru/history/1920-1989-ussr/golod-na-kubani-v-pamyati-kubanskogo-uchenogo-v-f-pisarenko/

«Занести на чёрную доску…» (документы о репрессиях в кубанских станицах в 1932 - 1933 гг.) :  http://www.slavakubani.ru/history/1920-1989-ussr/zanesti-na-chyernuyu-dosku-dokumenty-o-repressiyakh-v-kubanskikh-stanitsakh-v-1932-1933-gg-/
Фотокопии документов по данной теме можно посмотреть здесь: https://svetkuban.livejournal.com/942473.html

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД ФС РФ от 02.04.2008 N 262-5 ГД
"О ЗАЯВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ПАМЯТИ ЖЕРТВ ГОЛОДА 30-Х ГОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ СССР":  https://duma.consultant.ru/documents/955838?items=1&page=3

МИД показал инфографику о голоде в СССР  (дата публикации 6 декабря 2017 года) : https://svetkuban.livejournal.com/953128.html

Помнить страшно, забывать нельзя. Выселение жителей станицы Полтавской в 1932 году:  https://svetkuban.livejournal.com/957904.html

Голод 1932-33 годов. Память о невинных жертвах из села Камышеваха Новокубанского района: https://svetkuban.livejournal.com/953675.html

Судьба коммунара из Камышевахи:  https://svetkuban.livejournal.com/958543.html

85 лет голоду 1932-33 годов. Трагедия станицы Косякинской: https://svetkuban.livejournal.com/995933.html

26 апреля - День реабилитации Кубанского казачества. Право на продолжение своей истории. Судьба станицы Урупской: https://svetkuban.livejournal.com/997440.html

В.А. Бекетов, председатель Законодательного собрания Краснодарского края: Нам сложно это представить, а тем более понять! : http://www.slavakubani.ru/history/1920-1989-ussr/v-a-beketov-predsedatel-zakonodatelnogo-sobraniya-krasnodarskogo-kraya-nam-slozhno-eto-predstavit-a-/

Депортация населения «чернодосочных» станиц как антиказачья акция: причины и последствия : http://www.slavakubani.ru/history/1920-1989-ussr/deportatsiya-naseleniya-chernodosochnykh-stanits-kak-antikazachya-aktsiya-prichiny-i-posledstviya/

Репрессировали трудолюбивых: https://svetkuban.livejournal.com/1008034.html

Голод 1932/1933. Хлебозаготовки и голод 1932/1933 года в Северо-Кавказском крае. Е.Н. Осколков:  https://svetkuban.livejournal.com/1177021.html

Трагедия советской деревни Коллективизация и раскулачивание 1927-1939
Документы и материалы в 5 томах  (если ссылки на тома книги не открываются, их легко можно найти в интернете по названию отдельно по томам или скачать все 5 томов): http://www.ladim.org/st005.php

ПОВСЕДНЕВНЫЙ МИР СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА 1920-1940-х гг.:
ЖИЗНЬ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ:  http://www.ssc-ras.ru/ckfinder/userfiles/files/Soviet%20men.pdf

ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА 1920-1989гг. : http://www.slavakubani.ru/kkv/history/1920-1989-ussr/
Голод 1930 г. в Черноморье: «генеральная репетиция» трагедии 1932-1933 гг.  : http://www.slavakubani.ru/kkv/history/1920-1989-ussr/golod-1930-g-v-chernomore-generalnaya-repetitsiya-tragedii-1932-1933-gg/

Голод 1921-1922 гг. и 1932-1933 гг. на Юге России: сравнительно-исторический анализ: http://www.slavakubani.ru/kkv/history/1920-1989-ussr/golod-1921-1922-gg-i-1932-1933-gg-na-yuge-rossii-sravnitelno-istoricheskiy-analiz/

Лихолетья 20-30 гг. ХХ века как тема народно-песенного творчества кубанских казаков: http://www.slavakubani.ru/kkv/history/1920-1989-ussr/likholetya-20-30-gg-khkh-veka-kak-tema-narodno-pesennogo-tvorchestva-kubanskikh-kazakov/

Перечень документов из некоторых фондов Центра документации новейшей истории Краснодарского края о хлебозаготовках и голоде на Кубани в 1932 - 1933 гг.: http://www.slavakubani.ru/kkv/history/1920-1989-ussr/perechen-dokumentov-iz-nekotorykh-fondov-tsentra-dokumentatsii-noveyshey-istorii-krasnodarskogo-kraya/

Голод на Кубани: 1932-1933 гг. Полевые материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции Научно-исследовательского центра традиционной культуры ГНТУ «Кубанский казачий хор»:  http://www.slavakubani.ru/kkv/history/1920-1989-ussr/golod-na-kubani-1932-1933-gg-polevye-materialy-kubanskoy-folklorno-etnograficheskoy-ekspeditsii-nauch/
Здесь эти же материалы по частям:
https://svetkuban.livejournal.com/1051939.html
https://svetkuban.livejournal.com/1052284.html
https://svetkuban.livejournal.com/1052921.html
https://svetkuban.livejournal.com/1052961.html

Голод в СССР 1929-1934. Собрание документов, в том числе по продаже во во время голода хлеба за границу : http://istmat.info/node/32514

Правда о голоде. Ученые выяснили настоящие причины трагедии 1929-34 годов: https://rg.ru/2011/02/24/istoriya-site.html

Население России в XX веке. В 3-х т. Т.1 (1900-1939 гг.). Есть глава, посвященная демографическим последствиям голода 1932-33 гг.:

https://vk.com/doc704697_461707165?hash=62fa3f2454c29b278d&dl=4b1a7c8d79862b3bc5

О задаче голода 1932-33 годов лично по Сталину из секретной инструкции 1933 года:   https://svetkuban.livejournal.com/1156234.html

Оглядываясь назад. Тот страшный 1933 год. Воспоминания жителя хутора Стеблицкого, участника Великой Отечественной войны  Алексея Сергеевича Прихленко.
Часть 1: https://svetkuban.livejournal.com/1177426.html
Часть 2: https://svetkuban.livejournal.com/1177804.html

документы, голод на кубани 1932-33 гг., история, голод, голод на кубани

Previous post Next post
Up