Лишь любовь во всём виновата...

Jun 09, 2020 16:42

«Есть женщины, Филипп, возможно, вполне достойные, хорошие женщины, которые не по своей вине приносят беду. Чего бы они ни коснулись, все оборачивается трагедией. Не знаю, зачем я говорю тебе это, но чувствую, что должен сказать» ©


Странные иногда остаются ощущения после прочтения книги. Читаешь её на одном дыхании, море эмоций, невозможно оторваться - а потом и сказать нечего. И не потому что некий ореол развенчан с последней страницей, а скорее наоборот - слишком сильное впечатление сдувает все мысли. Так получилось у меня с романом Дафны Дюморье «Моя кузина Рейчел».

Сюжет излагается от лица главного героя Филипа Эшли. Его старший двоюродный брат Эмброз умер при странных обстоятельствах через год после свадьбы. И у Филипа нет сомнений, что его отправила на тот свет новоявленная супруга. Последние письма брата чётко на это указывают. Он настроен решительно против «чёрной вдовы», но всё резко меняется, когда Рейчел приезжает в Корнуолл и поселяется в доме Эшли. Каким-то волшебным образом она входит в доверие всех людей, в том числе самого Филипа. И только крёстный Ник Кендалл и его дочь Луиза не купились на видимую доброжелательность новой графини.

Я в очередной раз восхитилась, как точно и тонко писательница описывает характеры персонажей, без гипербол и нарочитости. Мы видим, что юный и по сути глупый Филип повёлся на чувства первой любви к женщине старше его на 10 лет. Наплюнув на письма брата, предостережения крёстного и явные подозрительные действия кузины Рейчел, он становится буквально одержим этой женщиной. Наивный романтик, он верил в лучшее в людях и незамутнённую любовь, не зная, что люди умеют ловко притворяться и выдавать ложь за истину, если в том есть своя выгода для них. Я поминутно отчаянно вздыхала: «Ой дурааак!», я не могла спокойно смотреть, как вокруг него плетётся новая паутина, грозящая такой же странной смертью, как у его брата. Однако финал расставил все точки, и в то же время - нет.

Кузина Рейчел тоже оказалась фигурой неоднозначной. Виновата она или нет - этот вопрос был поставлен ещё в начале книги и остался таковым до конца. Жертва обстоятельств или расчётливая, хладнокровная охотница за деньгами? Кого Рейчел на самом деле любила, да и любила ли кого-то вообще? Наверное, тут каждый должен решить для себя сам. Но я так и не пришла к единому мнению. Она явная преступница по совокупности фактов, но многое остаётся неясным и образ отъявленной злодейки смазывается.

Всё описывается устами Филипа, с его субъективной точки зрения, но автор делает это так филигранно, что для читателя общая картина вполне ясна, а для самого героя - как бы нет. Восхищает, что в романе сохраняется стилистика речи XIX века, но при этом нет высокопарности и чрезмерной эмоциональности. Герои естественны в своих поступках, даже порой безрассудных. Мужчины поступают чисто по-мужски, а женщины - по-женски, и их манера речи так же индивидуальна. Для женщины-писателя это просто блестяще! «Чистейший дистиллят удовольствия!», написано на обложке книги и я с этим полностью согласна. Дафна Дюморье теперь точно стала моим любимым писателем.

классика литературы, читаю и перечитываю

Previous post Next post
Up