Дню Победы посвящается

May 09, 2016 16:36

«- Позвольте узнать, что вы можете сказать по поводу прочитанного.
Шариков пожал плечами.
- Да не согласен я.
- С кем? С Энгельсом или с Каутским?
- С обоими, - ответил Шариков.»
(М.Булгаков «Собачье сердце»)



Примерно так же вздохнула и я, почитав «А зори здесь тихие...» Б.Васильева. Ещё в прошлом году перед Днём Победы я хотела прочитать эту повесть, но какие-то события отвлекли меня и я так и не взялась за неё. Нынче момент настал, наконец.

Я не люблю одноимённый фильм, и теперь, думаю, что и книга не станет любимой. Раз прочитала - и хватит. Не, не потому что тяжело написано или история печальная, нет. Написано как раз очень хорошо, образно и по-простому, по-народному, что ли. Где-то даже с юморком. И рассказана история восьми девах, занесённых на войну, тоже интересно. Только вот интересно это, пока читаешь, а отложишь - и всё, снова открывать книгу и продолжать чтение уже не тянет.

Однако с чем же я не согласна? Да с образом Осяниной. То есть этот персонаж мне не стал близок и симпатичен. Понятно, что автор увидел её именно такой и я не могу сказать, что характер Риты нежизненный. Я знаю, что и в реальной жизни есть такие люди. В чём же её недостаток? А в романтическом стремлении геройствовать. Она мстит немцам за погибшего любимого мужа. Романтично? Да. Но при этом у неё есть малолетний сын, которого Рита благополучно сдала матери и думать забыла - ринулась в бой. А вот тут уже, извини, подвинься! Кабы Осянина рисковала лишь своей жизнью - воля её, но она ещё несёт ответственность за своё дитя, которое рискует вообще сиротой остаться. Али Рита уповает, что советский народ не бросит её ребёнка и как-нибудь без неё воспитает?

И вот таких «подвигов» я решительно никогда понять не могла. В романе Бенцони «Марианна» тоже была такая мамаша, мать самой Марианны. Она пошла вслед за любимым на эшафот из солидарности и потому что «жизни без любимого себе не мыслит». А что будет потом с дочерью - кого всерьёз волновало? Убьют ли малышку как дочь повстанцев, сошлют ли её в рабство или умрёт она от голодной смерти - это уже не имеет существенного значения. Романтика порыва - это такая умопомрачитаельная вещь, что тут не до приземлённых нюансов.

Вот так же решила, видимо, и Осянина. Кроме того она строила из себя ну такую серьёзную личность! Дескать, я-то в отличие от вас горя хапнула, жизнь знаю, а вам всё хиханьки да хаханьки. То есть сама радоваться перестала и того же ждала от своих солдаток. Эгоистка.

Да война такая жестокая и непредсказуемая сволочь, что нужно уметь радоваться хоть одному дню, что ты ещё жива, наперекор врагам и судьбе! Пусть смеються, пусть влюбляются и целуются по кустам, и даже не только целуются. Как говорилось в одном фильме, «живи, будь счастлива, улыбайся - кто знает, наступит завтра или нет» (с). Но Осянина охотно бы испортила последние дни любого, кто улыбается, своим убитым и строгим видом. Есть в природе такие люди, с таким вот характером, которые реально гордяться хоть одной пережитой печалью (я даже парочку из них лично знаю). Есть чем им козырнуть, если что. И такие типажи мне не нравятся ни в жизни, ни в литературе и кино.

Ещё мне не понравилась «озабоченность» автора. На каждой странице он либо воспевает женские прелести, либо отпускает скабрезности на тему взаимоотношений М и Ж. И делает это не так уж филигранно. Не понятно, это военная повесть или всё-таки дамский романчик? Как известно в разных устах одно и то же слово может прозвучать по-разному. Кто-то отпустить сальность и будет забавно, а иной вроде сказал что-то нейтральное, а ощущение, что грязью облил. Вот и у Васильева так. Читая любовные романы, где откровенно описывают любовные сцены, я так не морщилась, как после интимных шуточек на страницах этой повести. Не к месту сие было, не к месту.

Например, сомнительно прозвучал и комплимент одной девушки - другой: «- Женька, ты же без лифчиков ходить можешь!» Полные телеса в разное время ценились по-разному, но вот грудь всегда девушкам хотелось иметь полную, объёмную. И даже в советское время девушек с маленькой грудью называли «доской» или «плоскодонкой». Поэтому шутка девчат видится весьма двусмысленной. И пошлой.

Кстати, «А зори...» мне чем-то напомнили «Белое солнце пустыни». Тоже мужику достался гарем, с которым он помотался туда-сюда, и который потом весь кончился. И здесь я впервые встретила слово аж из 30 букв - вот же завернул! «Неимоверной силы глаз, как стопятидесятидвухмиллиметровая пушка-гаубица».

В заключении я, наверное, не открою новой Америки, но скажу: война - это ни разу не романтично! Это чудовищно, против кого бы она не велась! И как говорили в моём любимом фильме «В бой идут одни старики», женщина на войне - это неправильно. Страннно, что Васкову отрядили девчонок, которые даже с винтовкой обращаться не умеют. Какие они бойцы, куда штаб смотрел?! Понятно, что в такую страшную схватку с фашистами любой боец на счету... но не до такой же степени! Женщина в военном госпителе ещё нормально, хотя тоже надо иметь железные нервы, чтобы смотреть на искарёженных войной солдат, которых доставляют в лазарет порой частями. Зрелище явно не для женщин. Но женщина на фронте... противоестественное что-то.

Сегодня, в День великой Победы, я желаю всем мира и счастья. Давайте думать больше о добре, мысли же материальны! И пусть больше никогда не повторится ничего подобного той страшной войне 40-х прошлого века!

экранизация, праздничное, классика литературы, читаю и перечитываю

Previous post Next post
Up