Предъявите билет! :)

Jan 04, 2013 13:42

Вчера посетили музей электрического транспорта, что на Среднем проспекте Васильевского острова.

С утра позвонили туда, убедились, что музей работает, и поехали к двум часам дня на Ваську (экскурсии проводятся только в определенное время). Приехали на 20 минут раньше, нас само собой не пустили, и мы сидели в машине и наблюдали, как народ, уставший от еды и пития, подтягивается ко входу в музей.

Наконец, назначенный час пробил, и нас запустили через проходную внутрь трампарка. Это бывший трампарк им. Леонова. В его ангарах и расположена экспозиция музея.




Интересующихся транспортом набралось человек 35. Вся группа забиралась в трамвайный вагон, и экскурсовод рассказывал об этой модели трамвая. Детям разрешалось позвонить в звоночек, повисеть на колбасе и т.д. Потом все переходили в следующий вагон. Так что мы посидели во всех трамваях музея :)




Таких трамваев я не застала:







А вот на таких вдоволь наездилась:







Экспонатов в музее очень много. Радует, что они все покрашены, выглядят достойно и вызывают не жалость, а интерес. Многие трамваи на ходу и периодически выходят на музейные маршруты.

Можно было сравнить салоны разных эпох.







Кстати, на предыдущей фотографии видно рабочее место кондуктора, отделенное деревянной загородкой. Помимо очевидной "заградительной" функции эта загородка играла еще одну роль. Долгое время правом бесплатного проезда пользовались те, чей рост был ниже одного метра. Так вот, эта загородка имеет высоту ровно один метр, и кондуктор, таким образом, мог измерить рост пассажира. Именно отсюда пошло выражение "метр с кепкой" :)

А вот еще одна история, связанная с такой табличкой:




Раньше вход в трамвай был только через заднююю дверь, а выход - через переднюю. Соблюдалось это очень строго. На задней площадке стоял кондуктор и продавал билеты. Но были льготники, которым разрешалось входить через переднюю дверь, предъявив свой льготный билет водителю. Для них и предназначались места впереди.
Уже давно порядок входа и выхода отменен, но передние места "для инвалидов, пассажиров с детьми и лиц пожилого возраста" традиционно выделяются.

Очень интересно было увидеть трамвайные таблички со старыми названиями улиц. Да и вспомнить давно уже отмененные маршруты...

Вот недавно, я ехала в автобусе. На Сенной вошла женщина и спрашивает у кондуктора: "До Майорова идет?"
Кондуктор пожимает плечами. Я говорю: "Это до Вознесенского!"
Кондуктор у меня уточняет: "Майорова пересекает Вознесенский?"
Улыбаюсь: "Вознесенский проспект раньше назывался проспектом Майорова" :)




А вот еще старые названия: проспект Карла Маркса теперь Большой Сампсониевский, Кировский мост теперь Троицкий, а Варшавский вокзал теперь не вокзал, а торгово-развлекательный комплекс:




И, конечно, воспоминания и улыбку вызвали касса для билетов (проезд на трамвае стоил 3 копейки, на троллейбусе - 4 копейки) и компостер для талончиков.







Еще в экспозиции представлены несколько троллейбусов. Но их я не любила, слишком уж меня в троллейбусах укачивало...

Хотя с этим троллейбусом связана интересная история его восстановления. В 90-е годы он служил сараем на одной из дач в Ленобласти. Потом его выкупили, восстановили, и иногда этот троллейбус выходит на дороги города.







Музей очень понравился. Главное - что он интерактивный. В любой трамвай или троллейбус можно зайти, посидеть в кабине водителя, повертеть ручку кассы, прокомпостировать талончик :)

Хорошо, что музей сохранили (несколько лет назад его хотели закрыть, а на его территории построить бизнес-центр или жилой комплекс). А ведь это наша история! И первые конки, и американки, и блокадный трамвай, и трамвай, попавший в 1989 году в книгу рекордов Гиннесса как самый длинный трамвай, - все это уже в прошлом. Трамвай уходит с улиц города.

Да, трамваи не такие уж комфортные, они медленные и шумные. И все равно жаль, что Петербург уже не самый трамвайный город мира, чем мы гордились еще в 1980-е. Остается только надеяться, что подобные музеи не дадут нам забыть о таких еще недавно обыденных, а теперь уже почти раритетных видах транспорта.

Питер

Previous post Next post
Up