Сегодня хочу поделиться с вами скромной находкой. Небольшая открытка, подписанная великой княгиней Ольгой Александровной, точнее, даже целое письмо на обороте открытки. На лицевой стороне - фотография великой княгини и ее супруга, принца Петра Ольденбургского - оба сидят с унылыми лицами (да, иначе и не сказать) за столом. Подпись - 2 сентября 1906 года ..Увы,эту фотографию я вам не покажу, копии в архивах дорогие, а вот текст с обратной стороны фотооткрытки - пожалуйста! Когда-то давно у меня была запись о том, как говорили по-русски (именно произношение) разные представители семейства Романовых и там я привела пример, что великая княгиня Ольга по-русски говорила с ошибками, чем неприятно удивляла свою критически настроенную тетю, герцогиню Марию Кобургскую (великую княгиню Марию Александровну). Ну вот у нас с вами есть возможность почитать письменный язык Ольги Александровны. Кстати, почерк у нее хорошо читаемый (по сравнению со многими другими ее родственниками).
Итак,текст открытого письма. Имя адресата неизвестно, так как перед нами явно прозвище, но понятно, что это кто-то из ближнего круга великой княгини.Читаем! (Орфография и пунктуация сохранена без изменений)
“Милый добрый старый Глипша. Я была ужасно обрадована получить вчера вечером вашу открытку. Итак вы значит купили еще одну лошадь! Мне очень интересует получите ли вы эту карточку - ибо я написала адрес ниже всякой критики!.. Слава Богу завтра кажется уезжаем отсуда в Biarritz. Там куды лучше. Ужасно хочется домой! Как вы смеете звать эту гадость 'моей родиной'? Я страшно обижена и отплачу вам когда-нибудь. Я вам купила очень копунные [???] запонки с лошадиной головой и вышиваю вам туфли с васильками, а Кулику - тоже туфли, но с аппельсиным деревом. Наверно вы оба скажете 'какая гадость' но на это я не обижусь хотя, моя работа мне очень нравится! П. гораздо лучше, так что наша поездка принесла пользу и я больше не ворчу, хотя очень скучаю! Ну до свидания милый Глипша. Желаю вам всего лучшаго и сердечно вам кланяюсь и также благодарю и кланяюсь маленькому Чебышеву, и желаю ему всего хорошего. Надеюсь быть 'домкинс' к 6 окт. или 7го.Буду очень рада вас видеть и надеюсь вы тоже!? Ольга . …Если вы меня удостоите еще письмом,это адрес следующий Biarritz, Hotel du Palais, France, Basses Pyrenees”.
Я ничего не меняла в тексте - и все эти “мне интересует”, “куды”, “отсуда” ,“аппельсиным” - творение великой княгини. Что можно узнать из краткого, но такого живого текста? В сентябре 1906 года Ольга Александровна отдыхала в Карлсбаде с мужем (адрес Карлсбадского отеля есть на открытке), где он лечился, а она томилась. Затем, когда принц поправил здоровье, они должны были поехать в Биарриц,а оттуда в Россию, то есть "домкинс” - мне это дивное нарочито “английское” слово очень понравилось…Адресат великой княгини, скорее всего, дружен с Николаем Куликовским, тоже упомянутым в письме под своим прозвищем "Кулик”. Может быть, это его товарищ по полку. Туфли с васильками (имеются ввиду домашние мягкие туфли) великие княгини всем подряд не вышивали - значит, это был кто-то из друзей…Но разыскивать, кто же это я пока не стала. Быть может, другие пытливые исследователи раскроют личность этого незнакомца.
(Источник: РГИА.ф.1101,оп.3,д.25)
,