Железнодорожный музей в Хайфе

May 10, 2024 14:36


9 мая отмечался День музеев, поэтому вход в них сделали в этот день в Израиле бесплатным. Неожиданно выяснилось, что я не была в самом романтичном из этих учреждений  - железнодорожном музее в Хайфе, и напрасно -  он оказался просто замечательный. К тому же  на станции Хайфа-Центр экскурсантов встречал специальный состав и вез на давно закрытую станцию Хайфа-Восток, где и расположен музей. Там уже ждал гид, который рассказал об израильских железных дорогах, начиная с Османской империи, когда в 1892 запустили поезд из Яффо в Иерусалим. Страна у нас маленькая, но железная дорога есть, хоть из конца в конец, из Наарии до Беэр-Шевы, ехать всего часа 4. Правда, обещали продлить до Эйлата, но я наверно уже не дождусь.







А раньше, в начале 20-го века, еще при турках, можно было добраться поездом из Хайфы аж в Медину в нынешней Саудовской Аравии. Из Хайфы поезд шел до станции Даръа (примерно где сейчас сероводородные источники Хамат-Гадер), а потом ветка соединялась с узкоколейной Хиджазской железной дорогой из Дамаска в Медину. Планировалось достроить ее до Мекки, чтобы мусульманам было удобно совершать хадж, но началась Первая мировая война, все смешалось на Ближнем Востоке, британцы вышибли турок из Палестины, дорогу занесло песком Аравийской пустыни, поезда заржавели, и их постепенно растащили бедуины в свои кочевые хозяйства.





В музее собраны паровозы, тепловозы  и вагоны времен Османской империи, Британского мандата, первых лет государства Израиль и до наших дней. Чем хорош музей - везде можно лазить, даже забраться в кабину машиниста.

На израильской железной дороге используются локомотивы германского и датского производства.







Часть экспонатов расположена в здании депо и вокзала Хайфа-Восток. Здесь можно увидеть санитарный поезд времен Первой мировой войны. В вагоне установлены носилки для перевозки больных и раненых.







Трофейный поезд из Каира, захваченный во время Шестидневной войны.



Мне больше всего понравилось в спецвагоне для богатых людей, в котором ездили из Дамаска в Амман и Медину султаны, шейхи и принцы. В этом поезде даже был ресторан, салон с мягкой мебелью, ватер-клозет и душ. Конечно, не так шикарно, как в Восточном экспрессе, но все же.







Те, кто победнее, ездили в простых вагонах с деревянными сиденьями, здесь же возили скот и куриц. Было весело и пованивало.







Появился музей благодаря энтузиасту Элиягу Бруненграберу, который собирал не только поезда, но и почтовые марки разных стран с изображением поездов, тоже очень интересная экспозиция. В одном из помещений крутят  видеоролик, в котором Элиягу рассказывает о своей коллекции.













Эх, прокачу!







В конце экскурсии всем раздали на память кепки с названием музея. Надо повезти сюда внучку Сашеньку, а то она не верит, что в поезде можно было ехать несколько дней, ходить обедать в ресторан и спать на вагонной полке.



Всем хороша израильская железная дорога, кроме одного: нет не только вагона-ресторана, но даже буфета, чтобы скоротать время в дороге. Конечно, на станциях есть закусочные (без алкоголя), но ехать и выпивать, глядя в окно, гораздо романтичнее.





Музеи. История. Путешествия

Previous post Next post
Up