В пятницу вечером и в субботу утром я сижу в обнимку с розенталевским "Справочником по правописанию и литературной правке" и пытаюсь освежить в голове правила употребления в предложении тире, двоеточий, запятых. Голова моя пухнет от бесконечных примечаний и настоятельно требует закрыть книгу. А как я её закрою? Я же всё равно больше ни о чём думать не смогу! Всё дело в том, что в этом году я наконец-то не забыла о Тотальном диктанте и собралась его написать, вот только подготовку я по традиции отложила на последний момент.
Тотальный диктант - это образовательная акция, участвуя в которой каждый может оценить уровень своей грамотности и понять, что нужно повторить или подучить, чтобы писать на русском языке ещё лучше. Название "Тотальный диктант" объясняет суть акции: в определённый день все желающие приходят на площадку, где проводится акция, и пишут диктант, который потом проверяется филологами. В этом году Тотальный диктант проходил уже в 12-ый раз и стал рекордным по массовости: 18 апреля диктант написали в 549 городах мира, только в Москве участников набралось более 9 тысяч! Писали не только в России, но и за её пределами: во Франции, Канаде, Швейцарии, Грузии, Мексике, Испании, Австралии... и даже в Антарктиде! Когда я ради любопытства заглянула в список новосибирских площадок, я удивилась, увидев там Новосибирский областной наркологический диспансер! Правда, эта площадка была закрытой, и со стороны туда было не попасть.
Я была бы не я, если бы в моей светлой голове не промелькнула мысль о том, чтобы писать диктант не в Москве, а в другом городе, например, на родине Тотального диктанта в Новосибрске. Или в Питере - он ведь культурная столица, как-никак. Или в солнечном Иркутске, столь милом моему сердцу... Но светлая голова всё-таки сообразила, что диктант, написанный после ночного перелёта, будет содержать в себе много ошибок, и в Иркутск я не поехала. Да и баловство это. Родная Москва прекрасна, и диктант я напишу здесь!
7 апреля началась регистрация на диктант, и я прямо с утра выбрала место, где я буду его писать. В Москве диктант проводился на нескольких десятках площадок, но многие из них не были оборудованы столами, и писать там нужно было на листах, закреплённых на планшетах. Я же принципиально искала площадку со столами: почерк у меня и так неважный, а если ещё и на весу писать... Мой выбор пал на факультет журналистики МГУ. Не только из-за столов, но и ещё из-за любопытства, ведь когда ещё я смогу побывать на легендарном журфаке?
...Розенталевский справочник остался дома, а я шагаю по Моховой улице по направлению к дому номер 9, где и располагается факультет журналистики. На входе я примыкаю к группке, таких же, как я, желающих написать диктант. Через несколько минут нас по паспортам начинают пускать внутрь. На регистрации участников я немножко волнуюсь, что меня не окажется в списке: передо мной женщине сказали, что её зарегистрируют непосредственно перед началом диктанта, если будут свободные места. Но я в списке есть, мне выдают ручку и бланк, и вот я уже сижу в практически пустой аудитории, сама себе удивляясь, неужели это я приехала ЗАРАНЕЕ, аж на час раньше?!
Я нервничаю. Да, я пишу диктант для себя, от этого не зависит поступление в инстиут, сессия, карьера, но самолюбие где-то внутри меня ехидничает: "Вот ты всегда себя считала грамотной, а сейчас тебе такой текстик зачитают, что ты и знать не будешь, где какой знак препинания поставить!" Что правда, то правда, в последнее время я всё чаще замечаю, что слабовато у меня стало с пунктуацией, да и не только с ней. Пока аудитория заполняется желающими бросить вызов свое грамотности, я открываю материалы подготовительных занятий "Русский язык по пятницам" и повторяю правописание некоторых наречий, хотя в голове уже полная каша.
В 15 часов аудитория полна, и к нам приходит наш чтец. На каждой площадке он свой: в соседней аудитории текст будет диктовать Яна Чурикова, в доме Пашкова - Владимир Познер... У нас тоже Владимир, только не Познер, а Пахомов - филолог, главный редактор портала "Грамота.ру". По-моему, нам повезло с "диктатором" (так ласково называют тех, кто зачитывает диктант), вот уж кто спец в русском языке!
Приветственные слова от оргнаизаторов, шуточный видеоролик о том, что грамотные люди исчезают, и ЮНЕСКО хочет взять их под свою опеку и выставлять в Эрмитаже и других музеях, - всё это немного успокоило меня... Затем на экране появляется Евгений Водолазкин - петербургский писатель, филолог, автор текста Тотального диктанта-2015. (Автора в марте выбирала комиссия, текст писался Водолазкиным специально для диктанта, а потом ещё дополнительно усложнялся вместе с филологами. Сдаётся мне, словосочетание "кованая решётка" появилось в диктанте неспроста). Водолазкин читает третью часть текста под названием "Невский" (первые две части написали участники в других часовых поясах), читает чётко, серьёзно, с тяжёлыми паузами, и я не понимаю, то ли это его голос на меня так давит, то ли авторитет: ведь именно этот человек создал все эти предложения, слушая которые, я не только пугаюсь их сложности, но и переношусь в дореволюционный Петербург, где мальчик стоит с мамой на строгом Невском проспекте и завидует проезжающим мимо пожарным, мечтая когда-нибудь стать одним из них. В отличие от мальчика, я на своём внутреннем экране не вижу отблесков пожара, весь текст для меня серый: поздняя осень в Питере, трагичные лица пожарных, брусчатка. И вдруг - яркое пятно - огненно-жёлтые листья опадают на обоз, когда он проезжает мимо Екатерининского сада...
Прослушав текст в исполнении автора, мы взялись за ручки. Владимир Пахомов диктует, как в школе, предложение целиком, потом по частям. Я сомневаюсь на каждом шагу, но пишу, пишу, пишу. Ручка оказалась слишком тоненькой для моих пальцев, и на середине текста у меня от напряжения заболела кисть. Ничего страшного, дотерплю!
Диктант написан, проверен, сдан. Я выхожу из аудитории и ещё немножко брожу по журфаку. Кажется, здесь нравится не только мне: все фотографируются на мраморных лестницах и рядом с портретом Ломоносова. Хорошо, что я пошла писать диктант именно сюда!
Только в метро я решаюсь проверить написание слова "вполоборота", в котором я сомневалась. Ура! Правильно написала! А вот что у меня там со знаками препинания, даже думать не хочу, не буду читать текст до объявления результатов, чтобы заранее не расстраиваться. (Забегая вперёд скажу, что вчера я текст всё-таки прочитала, и всё оказалось не так плохо, как я думала. Вот только обидно, что в двух местах я запятые обязательно бы поставила, не начитайся я с утра Розенталя. Решила, что деепричастные обороты достаточно тесно связаны со сказуемым, чтобы их не обособлять. Оказалось, что недостаточно).
Ночью я долго не могу уснуть. У меня в голове по Невскому всё ещё едут пожарные, в лицах которых есть что-то трагичное, а с деревьев на едущих падают огненно-жёлтые листья, а вместе с ними - запятые, тире, скобки и двоеточия. И несмотря на то что я сделала ошибки, я засыпаю с ощущением, какое бывает после сданного на "отлично" экзамена.
Пока я писала это своё сочинение о Тотальном диктанте, я поняла, что не зря в субботу пыталась что-то запомнить из справочника, ведь минимум в трёх местах я сейчас вспомнила правила, которыми раньше не пользовалась, а значит Тотальный диктант для меня не прошёл впустую! Надеюсь, что и для остальных участников тоже.
Подробнее о Тотальном диктанте - тут:
http://totaldict.ru/