Снежная сказка с подсветкой

Jan 12, 2024 23:18

Когда первый паровоз уехал, я ещё какое-то время подождала возле станции, не будут ли так же разворачивать и второй паровоз, который тащил наш поезд. Всё-таки очень мне понравилось, как работает поворотный круг с рельсами, хотелось ещё раз пронаблюдать и заснять этот процесс. Рядом стояла молодая семья, в которой мама очень по-взрослому объясняла сыну, что нельзя лизать металл на морозе: "Не, ты, конечно, можешь попробовать, но я тебе очень не советую, потому что крови будет очень много!" А потом она же разочаровала меня туалетным юмором: когда мальчик сказал, что у него есть рюкзак, она похлопала его по попе и спросила, не это ли его рюкзак, и разъяснила, что в нём находится.

Паровоза я так и не дождалась, поэтому всё-таки пошла к кассам горного парка. Сориентироваться тяжело, потому что непонятно, какого размера парк, сколько времени нужно на то, чтобы там нагуляться и при этом сходить на экскурсии и пообедать. Мой поезд в Сортавалу отправлялся в 17 часов, значит, у меня было в запасе около 5 часов с учётом того, что сколько-то я уже проторчала у поворотного круга. Но тётеньки в кассах терпеливо всё всем объясняли, показывали схему, выдавали маленькую схему с собой. Я оплатила вход в парк (550 рублей), экскурсию вокруг Мраморного каньона (кажется, 700 рублей) и экскурсию "Подземная Рускеала" (2000 рублей). В сумме - 3250, не сказать, что бюджетная прогулка по парку, но в очередной раз считаю это вкладом в развитие регионов.




Было 11:50, на 12:30 у меня по плану была экскурсия вокруг каньона, место встречи на схеме было отмечено номером 19. Пока было время, я пошла в другую сторону. Передо мной шла ещё только одна семья, и от этого было ощущение, что в парке пустынно. Всё вокруг было засыпано пушистым белым снегом, а дорожки не были почищены. В Москве на тот момент снег активно таял, и я подумала, что любители зимы в Рускеале снегом бы насладились. Дорожка вывела меня к Итальянскому карьеру, если верить схеме. Там мраморные глыбы имеют ровные края, а кое-где по ним проходят ровные полоски. Здесь мрамор добывали сначала под руководством итальянцев и по их технологии. Ещё что-то было огорожено деревянным заборчиком, но из-за снега всё вокруг выглядело одинаковым, поэтому чем примечательна местность внутри заборчика, я не узнала. Кое-где виднелись тропинки, где-то их намётки, а где-то был один сплошной ровный сугроб.









Сверяясь со схемой и с онлайн-картами (со связью в Рускеале - полный порядок), я пошла по дорожке в сторону места начала экскурсии, но тут на меня напал топографический кретинизм, и я перестала ориентироваться. Меня успокаивало, что на дорожке уже были следы, да и семья, которая до этого шла передо мной, а теперь подотстала, снова обогнала меня, когда я сворачивала к смотровым площадкам, к которым в тот день ещё никто не ходил: на снегу были только следы каких-то зверей.









Не поняла, что это такое, но со смотровой площадки вид открывался на это:











Я вышла на более оживлённую дорогу, которую уже начали чистить, и понимала, что место встречи где-то рядом, но почему-то никак не могла сориентироваться, в какую мне сторону. Ни карта, ни указатели мне не помогали. Даже люди, к которым я обратилась за помощью, не смогли помочь, правда, другие уже помогли. На экскурсию я пришла вовремя. Через несколько минут подошли две женщины-экскурсовода: одна к нам, другая ещё к кому-то. Одеты они были в полушубки и яркие длинные юбки - интересная форменная одежда, но благодаря ей экскурсовода ни с кем не перепутаешь, да и проще её найти будет, если вдруг отстанешь. Экскурсия была рассчитана примерно на полтора часа, и всё это время мы медленно обходили Мраморный каньон, останавливаясь на смотровых площадках, а в это время над каньоном на троллее пролетали любители острых ощущений, не ожидала, что их будет так много! Я бы и сама, наверное, хотела так прокатиться, но зима, и этот холодный ветер в лицо... ну его!

"Рускеала" предположительно значит "коричневый, рыжий", по цвету воды в соседней речке, но у меня ассоциируется с русалками, и хоть они мне не нравятся, слово "Рускеала" для меня очень благозвучно. Мрамор здесь добывали ещё шведы, а потом, уже при Екатерине II, и русские. Искали месторождение, откуда можно было бы добывать мрамор для строительства дворцов, и вот нашли мраморную гору. Сейчас глядя на карьер и не подумаешь, что раньше здесь была гора. Рускеальский мрамор использовался при строительстве Исаакиевского собора, Мраморного дворца и других сооружений, его можно встретить и на станциях петербургского метро. А в ХХ веке мраморную крошку плавили для получения извести.





Наверху чистили снег и скидывали его в эту шахту. Смотрелось красиво, но никакого "а то снег в башка попадёт, совсем мёртвый будешь"!





В яркой юбке - экскурсовод:







Всего было 6 уровней штолен, нижние сейчас находятся под водой, которая появилась в карьере естественным путём. Рыбу там специально не разводили, но сейчас там водятся караси, видимо, птицы на лапах икринки занесли. А на утёсах любят выводить птенцов чайки, возможно, потому что мрамор хорошо маскирует серо-белых малышей. В тот день я послушала двоих экскурсоводов, и от их рассказов у меня осталось впечатление, что больше всего в парке гордятся возможностями для дайвинга. Опытные дайверы могут заплывать в затопленные штольни и находят там интересные ходы и всякую брошенную технику. А неопытным тоже могут организовать погружение, но неглубоко. Я даже видела мужчину, который то ли только вынырнул, то ли собирался погрузиться.

Сейчас в парке идёт строительство, как бы это назвать, новой входной группы. Раньше дорога подходила к парку через посёлок, и это было неудобно. Всякие визит-центры, сувениры и кафешки остались у старого входа. Новый будет возле станции "Рускеальского экспресса", но пока окончание строительства всё откладывается. Вроде в 2025-ом обещают закончить.

На середине экскурсии половина группы (4 человека из 8), которая приехала организованно, отвалилась, сославшись на то, что они с утра "не жрамши", ну а мы, неорганизованные, дослушали экскурсию до конца. У меня традиционно устала спина, в снегу стали намокать ботинки, под мокрым снегом, сыпавшимся сверху, стали намокать перчатки, шапка постоянно куда-то уезжала, и все мои желания сместились к нижней части пирамиды Маслоу: погреться, поесть, проверить, в каком состоянии здесь туалет. Он оказался в отличном состоянии, и главное, там было очень тепло! А ещё в сушилку для рук можно было ненадолго сунуть перчатки, чтобы они прогрелись.



Поесть можно было в чайной с пирожками, ресторане "Русколка" или бургерной. И конечно, все ломанулись обедать примерно в это время. В "Русколку" я не пошла, потому что боялась, что, ожидая заказ, могу опоздать на "Подземную Рускеалу", поэтому пошла в бургерную. И мне прямо хотелось жирного и калорийного, чтобы согреться. И ведь на улице было около нуля, что бы я в морозы делала? Когда я зашла, мест не было, но потом очень удачно освободились два столика - специально для меня и семьи, вошедшей следом. И вроде поела я весьма калорийно, а организм готов был потреблять ещё и ещё! Но я решила утеплить себя другим способом, достав из рюкзака одноразовые химические грелки для обуви. Правда, распечатать я их не смогла, нужно было что-то режущее. У компании за соседним столом ничего подходящего не было, зато девушка-кассир в дополнение к одноразовому ножу выдала мне и нормальные ножницы. Так что на "Подземную Рускеалу" я пошла уже с грелками в ботинках и в перчатках. В ботинках я через носок тепла не чувствовала, но ноги мёрзнуть перестали, а внутри перчаток, они быстро превратились в корявые комочки, которые я сжимала в ладонях. Не очень удобно, зато рукам тепло и хорошо.

Наверное, мне повезло, что я попала на экскурсию "Подземная Рускеала" - в интернете пишут, что туда билеты заранее не купить, а на месте их быстро разбирают. Но я этого не знала и, видимо, попала в не самый туристический день, но билет в кассе я купила без проблем, ещё и время выбирала, чтобы мне удобно было. Но мне кажется, что я выбрала отличный день: уже всё предновогоднее, но ещё не массовые гуляния... Итак, перед экскурсией мы толпились на улице, а двери "в пещеру" были закрыты, на них висела табличка "Идёт экскурсия". В конце концов дверь отворилась, и из неё стали выходить предыдущие экскурсанты, а потом в холл пещеры пустили и нас. У тётеньки за стойкой мы расписались в журнале, а потом нам всем выдали по каске. У меня и так шапка сползала постоянно, теперь с каской она просто закрыла мне глаза. Ещё я не смогла подтянуть ремешок каски, и она свободно болталась у меня на голове, что было неудобно.

Наверное, экскурсия стоит недёшево, потому что нужно как-то отбить деньги потраченные на подготовку штолен к посещению туристами. Изначально вход был завален, чтобы туда не лазали местные мальчишки. До того как открыли вход, на подземное озеро спускались сверху и на поверхности озера устраивали каток. А сейчас в феврале изо льда делают скульптуры, но это, только если озеро хорошенько промёрзнет. В прошлом году нужной толщины льда так и не было. Мне очень понравилось идти по дорожкам над поверхностью озера. Я вообще питаю слабость к тропинкам-настилам, они выглядят как-то аккуратно и маняще :) Лёд уже появился, на нём - всякие сталактиты и сталагмиты, плюс к этому всему включили разноцветную подсветку и музыку, а в дырку сверху сыпался снег - с музыкой всё это смотрелось особенно чарующе, жаль, магия длилась недолго. В конце экскурсии я спросила, насколько безопасно было здесь добывать мрамор, и экскурсовод ответил, что несчастных случаев практически не было. Это хорошо! Люблю счастливые истории. Кстати, финны, когда это была их территория, штольни использовали как бомбоубежище, на первой экскурсии нам даже фото показывали.











Здесь я как раз и долбанулась об этот самый низкий свод, но очень может быть, что из-за каски я плохо чувствовала свои габариты, поэтому и не вписалась. Но главное, что голвоа не пострадала! Где-то ещё я тоже ударялась.





























Как будто залы подземного дворца со сводами!



Кажется логичным, что эта скульптура должна быть из мрамора, но нет, мрамор в материал только добавлен!



Мы вышли из подземелья, сдали каски, было около 16 часов, и как раз уже включили подсветку Мраморного каньона, которая его преобразила. Ну я честно скажу, днём местность меня особенно не впечатлила: обыкновенный зимний лес, в котором ещё, правда есть рельеф, немного мрамора и пара озёр. Воды зимой не видно, вместо неё - белая гладь, кругом сплошной монохром. Можно в любой лес вдали от города зайти и получить примерно те же эмоции. И я надеялась, что разноцветная подсветка исправит это впечатление. До поезда оставался час, и я как раз успевала глянуть на разноцветный каньон. Сначала, пока ещё было довольно светло, подсветка была довольно блёклой, но чем темнее становилось, тем ярче становились краски, и они действительно оказались карьеру "к лицу". А ещё мне очень понравилось, как в синих сумерках, среди заснеженных деревьев, при ярком освещении смотрелись желтоватые дорожки вокруг карьера.























"Красный, синий, голубой - выбирай себе любой!"















Мне почему-то очень хотелось сделать фото в светящейся открытке, которой я завершила предыдущий пост, но пришлось подождать, пока оттуда уйдёт большая компания, а потом ещё и найти кого-то, кто меня сфоткает. Ну а потом я уже двинулась в сторону станции экспресса, правда, свернула не туда и вышла на парковку, где стояло просто дофигища автобусов, и оттуда уже каким-то неудобным путём пошла к поезду. Эта дорога мне не понравилась, зато я прошла мимо руин завода, в котором плавили мраморную крошку, кажется, аж до 90-ых годов. Может, и его когда-нибудь отреставрируют.

Вот так открытка днём выглядела:



Завод фоткала на ходу, получилось смазанно. За ним видны фонарики вдоль дорожки, по которой я планировала идти к поезду.



К поезду я пришла незадолго до отправления, но главное, что не опоздала! На этот раз я ехала в шестиместном купе. У меня было место у окошко, но когда я вошла, оно уже было занято тётенькой. С одной стороны я в душе возмутилась, а с другой обрадовалась: в окно сейчас ничего не увидеть, за стол мне не нужно, спокойно устроиться у двери рядом с рюкзаком и вешалкой мне было гораздо удобнее. Мы поехали, и я поняла, что у меня уже передоз всяких новогодних украшений, огонёчков и стилизаций под старину. Рядом со мной сидели папа с дочкой лет 8-9, и у них был новогодний подарок в форме поезда. И ещё мне казалось, что помимо меня и этих папы с дочкой, весь поезд состоит из больших компаний, пожелавших зарядиться праздничным настроением. Со скуки я решила сходить в фото-купе, про которое читала раньше. Мне, в общем-то, не очень нужны были фотки оттуда, я выше уже написала, что устала от декораций, но решила уж посмотреть всё что можно. Проводница мне подсказала, что нужно в коридоре вагона в специальном терминале оплатить посещение фото-купе (250 рублей за 10 минут). Меня этот терминал в вагоне поезда впечатлил больше, чем фото-купе. Я выбрала время, оплатила фотосессию картой, получила чек и пошла в другой вагон. По пути я прошла через два вагона-ресторана, полных людей. В первом пианистка играла "белые снежиииинки кружатся с утрааа". В отзывах читала, что там ещё в клетке бывает канарейка, но в этот раз её не было. Во втором вагоне-ресторане не было и пианистки. Ну а в следующем вагоне я обнаружила фото-купе. Пока я ждала начала своего сеанса в коридоре, мимо проходила девушка, которая искала себе компанию для фото-купе и попросилась пойти со мной. Я была только рада, потому что не знала, как же я буду фоткать сама себя. Ну и вообще, бывают люди, которые сразу вызывают симпатию на подсознательном уровне, вот эта девушка была такой. Может, просто потому что она тоже высокая, схожей комплекции, и ей тоже не с кем было пойти в фотографироваться? Мы с ней зашли в фото-купе, и проводница огорошила нас тем, что автоматом делается одно фото, которое потом распечатывается и вставляется в рамочку. Моя новая знакомая уже хотела было удалиться - ну не фоткаться же нам вместе - но проводница сказала, что потом будет ещё 5 минут для фото на телефон. В общем, теперь у меня есть фото в картонной рамочке с приложенным к нему стилизованным билетиком на экспресс. Я там ещё в каком-то синем сюртуке :) На телефон я фоталась уже без переодеваний, а моя напарница нарядилась в Гермиону Грейнджер, надев чёрную мантию и полосатый шарфик. С её пушистыми рыжими волосами сочеталось хорошо!

Оцените форму проводников!















Пустое купе получилось сфотографировать уже только по пути к выходу:





Девушка настояла на том, чтобы я оставила ей свой номер для перевода 125 рублей, мы распрощались, и я вернулась в свой вагон. Мне не очень нравится проходить между вагонами, там же ты уже на улице, и всё так шатается, и вообще, вдруг они расцепятся? Но не могу сказать, что это меня прямо очень пугает. Путь до Сортавалы занимал чуть больше часа, и уже скоро проводница пошла по купе с просьбой собраться заранее. До "Ласточки" у меня было примерно полчаса, и я решила сбегать быстро перекусить в привокзальном кафе - а то ехать ещё почти 4 часа, да и в Питере буду поздно, там захочется уже просто заселиться в гостиницу. И привокзальное кафе - это романтика дороги! Забежала взяла салатик и облепиховый напиток, чтобы употребить сразу, и карельские калитки - одну с картошкой, одну, кажется, с брусникой, чтобы употребить в электричке. За окном сыпались хлопья мокрого снега, по телевизору в зале транслировался какой-то детектив, в углу рабочие что-то чинили, у прилавка две девушки, кажется, с моего поезда, никак не могли определиться с едой... После еды я забежала на платформу "Морозная", откуда отправляется поезд Деда Мороза. Не знаю, где он сейчас, расписание его тура по стране висело прошлогоднее. Я быстро сделала несколько фото, хотя меня уже мутило от всего этого новогоднего, и пошла к вокзалу. Я удивилась, что конечная "Ласточки" - не Сортавала, а Хелюля. Я до сих пор не могу привыкнуть к этому названию, да простят меня хелюльцы и хелюльчане! Ну как-то неуклюже и размазанно для меня это слово звучит.















...Подошла "Ласточка", посадка производилась через 1, 3 и 5-ый вагоны, но так как стоянка электрички была 10 минут, мы все благополучно погрузились в неё. Проводником в нашем вагоне (или начальником поезда?) был такой румяный парень-пирожочек, как мне показалось, совсем молодой. Или это я уже в годах :) Мне понравилось слушать переговоры с машинистами в его рации, они говорили, что до отправления осталось минута, а когда двери закрывались - что двери заблокированы. Мы тронулись, теперь оставалось выдержать 4-часово путь до Питера. Однако самые счастливые моменты часто бывают совсем не там, где мы их ожидаем. Нет, ничего такого особенного не произошло, я просто ехала и ехала, но мне было так спокойно и уютно. Даже без всяких огонёчков и снеговиков на окнах. И как хорошо, что снег теперь снова за окошком, за день он мне надоел! Рядом со мной никто не сидел, в вагоне все вели себя тихо, никто не смотрел видео без наушников... У меня были калитки, которые оказались очень вкусными, хотя ко всяким булкам и пирожкам я ровно дышу, и я смотрела испанский фильм "Очень плохие родители". Не знаю, как так получилось, что я решила прочитать аннотацию к фильму с таким непривлекательным для меня названием, но перед поездкой я его скачала, и он очень скрасил мне путь, очень насмешил и не вызвал ни малейшего отторжения :)

...Примерно через 3 часа пути "Ласточка" остановилась на несколько минут в Выборге, в котором мы с Ленко были году в 2010-ом. Был февраль, холодрыга, и с тех пор Выборг для меня на уровне подсознания- очень холодный город, и если я выбираюсь в Петербург, мысли о посещении Выборга меня почему-то совсем не посещают, хотя стоило бы съездить туда снова. Ну а про Питер и возвращение в Москву - в следующем посте, не переключайтесь! :) А от Рускеалы у меня смешанные ощущения: с одной стороны - нуууу... сам парк не впечатлил, а с другой - всё делается красиво, создаётся атмосфера, придумываются интересности типа троллея, дайвинга, проката лодок, подсветки, летних и осенних концертов прямо в каньоне - здорово, что кому-то не всё равно, и люди едут!



Выборг-2010:



поезд, жизнь в пути, Рускеала, всё к лучшему, выходные

Previous post Next post
Up