На "Рускеальском экспрессе" за милями Аэрофлота

Dec 30, 2023 22:56

Наступил последний месяц года, а я так никуда и не слетала Аэрофлотом, чтобы сберечь бонусные мили, которым первого января грозило превращение в тыкву. И хотя у меня в течение года были куплены билеты в Южно-Сахалинск, а потом и во Владивосток, в итоге они были сданы - неурожайный на поездки год выдался. (Но хоть какие-то авиабилеты можно сдавать, а то я так скучаю по временам, когда не было невозвратных и безбагажных билетов, и на каждом рейсе кормили, но про это я уже не раз писала). И вот уже декабрь, билетов у меня нет, смотреть в нашем климате в эту пору года мне особо ничего не хочется, да и вообще нос из-под одеяла высовывать не тянет, ну разве что ради бассейна... В общем, думала-думала, да и взяла на 23 декабря предпоследний билет на удобный для меня "Рускеальский экспресс" из Сортавалы в карельский горный парк "Рускеала" и последний - в обратную сторону. Потом ещё купила купейный билет на поезд из Москвы в Сортавалу, билет на Ласточку из Сортавалы в Питер, ну и наконец, авиабилет Аэрофлота, чтобы вернуться из Питера домой.

Три недели с момента покупки билетов я предвкушала поездку, и это меня очень радовало, а то в последнее время как-то всё меньше хочется куда-то ехать и шевелиться, кажется, что везде разочаруюсь. Единственным, что мне отравляло предвкушение, были мысли о поезде из Москвы в Сортавалу. Как я ждала поездки в Казань под стук колёс и чай в стаканах с подстаканниками, и как попутчики что в ту, что в обратную сторону испортили мне всё впечатление... Я теперь с тоской представляла, как мы вчетвером неизвестно с кем будем делить одно купе, причём поезд отправляется в 18:45 - не такое время, когда все посидели с чаем и тут же легли спать, потому что завтра рано вставать. Накануне отъезда я зашла на сайт "РЖД" и посмотрела, как там с билетами на мой поезд, все ли раскупили. И тут мой взгляд зацепился за вагон СВ, где было пять свободных мест, цены на которые были приемлемыми... А что если сдать нафиг этот купейный билет и побаловать себя СВ? Никогда до этого в нём не ездила! Потом я вспомнила, что уже после покупки билета читала, что из Москвы можно доехать напрямую до Рускеалы, не меняя поезд в Сортавале. Просто часть вагонов петрозаводского поезда перецепят к паровозу, и в них можно будет ехать дальше. Оказалось, что билет СВ до Рускеалы стоит столько же, сколько до Сортавалы, при этом мне не надо будет рано вставать, два часа бродить на улице, где ещё даже не рассветёт, и оставшийся час ехать в шестиместном купе.

Долго размышлять я не стала, потому что три места из пяти выкупили очень быстро (я предположила, что это была семья с ребёнком, и уже в поезде увидела, что я не ошиблась). В общем, я сдала два старых билета, потеряв на этом примерно шесть рублей, и купила один новый. Настроение моё сразу улучшилось. У меня будет всего один попутчик и, надеюсь, с ним будет комфортно! Ещё мне пришла в голову мысль о том, что раз поезд заходит в Питер, мой попутчик может там сойти. Проверила на сайте "РЖД" - действительно, это место после Питера находилось в свободной продаже! Надеюсь, никому из петербуржцев за оставшееся время не приспичит срочно в одиночку съездить в СВ в Рускеалу!

Всю пятницу я пребывала в приподнятом настроении, и почти сразу после работы я отправилась на Ленинградский вокзал. Вот заветное объявление в метро про "выход к вокзалам: Ленинградскому, Ярославскому и Казанскому", от которого с детства бегут приятные мурашки, хоть оно теперь существенно удлинилось, вот Казанский вокзал на другой стороне площади, вот гостиница "Ленинградская", а вот я уже иду через вокзал к платформам... С одного из соседних путей отправляется какой-то поезд в гости к карельскому Деду Морозу - чего только не придумают! А я иду между поездом №160 Москва-Петрозаводск и "Невским экспрессом". В 160-ом двухэтажные вагоны заканчиваются и сменяются одноэтажными старого образца, но выкрашенными в синий цвет, увешанными лампочками и с табличками и надписями "Рускеальский экспресс". Вот лампочек я точно не ожидала!

На табло видно, что в 18:45 с 3 пути отправляются два поезда:

Мой попутчик уже расположился на своей полке и разговаривал по телефону, когда я вошла. Им оказался мужчина лет 60, такой внешне ничем непримечательный и в трениках, и прекрасен он был тем, что за всю дорогу он почти ничего не сказал и действительно сошёл в Питере. Я всё гадала, что он за человек и почему выбрал этот сказочный поезд с необычными интерьерами. Представила, что он именитый хирург, и что ему удобнее ехать именно до Ладожского вокзала в Петербурге, а приехать ему хочется не утром, а ночью и доспать уже в своей кровати :)

Уже когда я купила билет в СВ, я прочитала чей-то отзыв, автору которого интерьер показался слишком вычурным, из серии "дорого-богато". Ещё во время его поездки было очень жарко, а бра сильно дребезжало. Я после этого отзыва даже немного расстроилась: вроде уже предвкушала комфорт, и тут читаю о том, как этот комфорт кого-то разочаровал. Но в итоге мне в купе было очень уютно, а полосатые обои и зеркала в рамах напоминали какие-то давние времена, когда путешествия на поездах были роскошью. Бра у нас ни одно не дребезжало, только крючок для верхней одежды несколько раз упал. Единственное, всё-таки купе рассчитано на то, чтобы в нём ехали люди, знакомы друг с другом. Например, все крючки для верхней одежды были с моей стороны, а перекладины, куда можно повесить, например, полотенце - со стороны соседа. И ещё мне не понравились стеклянные бутылки с водой: вроде как экологично, но я их совсем не умею открывать. Зато чай был бесплатный, и можно было, как в старые добрые времена, ходить к титану за кипятком. Вообще, я была рада старому вагону, рада была не ехать в двухэтажном. После Казани у меня ощущения, что в новых поездах всё так доулучшали, что места для пассажиров уже не осталось: нижняя полка стала двухслойной, кругом какие-то полочки, верхние полки в купе расположены очень близко к потолку. Год назад я возвращалась из Питера в старом купейном вагоне, там было просторно, но видно было, что вагон уже немолод, а в "Рускеальском экспрессе" из вагона сделали игрушечку, и даже знакомые с детства тесные туалеты были аккуратные и не пахли. Ещё в вагоне был душ, но я туда не заглядывала.

Тапочки - качественнее, чем в купейных вагонах, буду теперь с собой брать в поездки:

Зубная щётка есть, а пасты нет, ну как так? Причём я щётку взяла свою, она не такая жёсткая, а вот пасту не брала, благо в рюкзаке завалялся микротюбик, оставшийся с казанской поездки, хотя я с трудом оттуда что-то смогла выдавить.

О, спасибо фотке, сейчас сходила достала айран из холодильника :)

Мой попутчик сначала что-то читал и смотрел без наушников в телефоне, но так как я была в шумоподавляющих наушниках, мне это не мешало. Потом он отвернулся к стенке и уснул. Я погасила верхний свет, сходила к проводнику за чаем и попросила его показать, как включается лампочка в изголовье, а потом загородила её подушками так, чтобы мне было светло, а на спящего соседа свет не падал. Мне почему-то было очень уютно заботиться о сне моего попутчика: прикрывать лампочку, шёпотом разговаривать с проводником, стараться не шуметь... Надеюсь, он хороший человек! Насчёт "стараться не шуметь" у меня не очень выходило: я то за чаем выходила, то в туалет, то в рюкзаке что-то искала, то одевалась, чтобы выйти в Бологом, то раздевалась обратно. Памятуя о том, что в тишине мееееедленное шуршание пакетами и меееедленное расстёгивание молнии бесит больше - вроде звук тише, но ты думаешь о том, когда же он закончится, я старалась шуметь сильнее, но быстрее :) Интересно, а сосед хорошо вырубился или лежит с закрытыми глазами и думает о том, что дал же бог шумную попутчицу? Впрочем, во время остановки так хорошо было слышно то ли телеки, то ли телефоны в соседних купе, что если уж они не мешали спать, то я точно могу считать себя тихой мышкой.

В эти минуты мне было таааак уютно!

В Бологом у нас была получасовая остановка, и я выходила на перрон. Не чтобы размяться или подышать - там же снег и холодный воздух - а потому что ну это же Бологое, которое, как известно, "где-то между Ленинградом и Москвой", а если едешь в Питер, его обычно проезжаешь ночью. И вот только сегодня, когда собралась писать этот пост, я поняла, что вообще-то была в Бологом почти 13 лет назад, когда ездила в зимний лагерь для взрослых с турклубом, с которым сейчас хожу в походы. После лагеря мы приехали на этот самый вокзал в Бологом, и часть группы уехала в Москву, а часть - в Питер, Бологое ведь почти ровно посерединке находится!

Народ высыпал на покрытый хрустящим снежком перрон, всюду чувствовалось оживление, особенно возле наших "рускеальских" вагонов - там прямо веяло ощущением отпуска, каникул, праздника, ярких фото. Я запаковалась как следует, а кто-то выходил на перрон в тапочках и футболках, кто-то играл в снежки, хотя мне казалось, что на улице мороз, и снег уже вроде не лепился. На станции постоянно объявляли, что на Москву проследует высокоскоростной поезд. И на Санкт-Петербург тоже. ПРичём перед каждым эти автоматическим объявлением проигрывалась ещё и коротенькая музыка. Это ж задолбаешься слушать, тем более, Сапсаны сейчас очень часто ездят! Наконец, Сапсаны прошуршали в обе стороны, а следом поехали и мы.

Я посмотрела за время поездки два французских фильма с похожим сюжетом: "Ничего себе каникулы!" и "Греческие каникулы". В первом фильме в путешествие отправляются он и она, которые только что познакомились. Их представления о классном отдыхе диаметрально противоположны, и мне кажется, что концовка там за уши притянута. Во втором фильме вместе путешествуют две женщины лет 45, которые в школе были лучшими подружками, потом долго не общались, а теперь оказались слишком разными. По сюжету веселушка-хохотушка должна была вернуть жизненную энергию своей грустной напарнице, но как же она меня бесиииииила! Вот есть такие неугомонные люди, которым нужен постоянный движ, а если ты его не хочешь, значит, ты нудный, скучный, и у тебя проблемы.

Второй фильм я досматривала уже утром, потому что хотелось ещё просто лежать, ощущать покачивание вагона и слушать музыку. Незаметно для себя я уснула, а проснулась уже через полтора часа, когда встал попутчик - мы подъезжали к Питеру. Наверное, ему было бы комфортнее собираться, если бы я продолжала спать, но я проснулась и подсказала, что дверь купе я заперла (там задвижка где-то наверху расположена), и вообще так и не уснула, пока попутчик не вышел. Он взял сумку, попрощался, и я осталась одна хозяйкой купе. Кстати, наш проводник тоже сошёл в Питере. Нет, нас не бросили на произвол судьбы, у нас появилась проводница.

Я ещё долго не спала. Мне было очень необычно проезжать через Питер и знать, что вечером я сюда вернусь. Кстати, летом поезд проходит не через Ладожский вокзал, а через Финляндский, и стоит там не 15 минут, а часа полтора, так что пассажиры ходят смотреть на развод мостов... Я глядела в окошко и на карту в телефоне, чтобы примерно представлять, где мы едем. Полюстрово... О, где-то здесь была гостиница, в которой мы жили ,когда приезжали в Питер в 8-ом классе! А чего это навигатор какие-то странные длинные маршруты рисует в центр? Ого! Мосты развели! Я не местная и из любопытства накануне прочитала, когда заканчивается сезон разведения мостов, и в декабре мосты должны были быть целыми, но именно в ночь на 23-е декабря их развели "для прохода единичного судна", как я прочитала в новостях. Ну а кто-то не прочитал и теперь стоял перед разведённым мостом и писал вопросительные комментарии в "Разговорчиках" в навигаторе.

Я всё-таки уснула, а в девятом часу в соседних купе уже началось оживление. Когда я покупала билет, я читала предупреждение о том, что в Сортавале нельзя будет выходить из вагона и переходить в другие вагоны, потому что нас будут перецеплять. Но многие просто выходили в Сортавале, возможно, кто-то пересаживался в другой вагон, в который я брала билет изначально. В конце стоянки я всё-таки вышла на улицу, потому что мы уже стояли прицепленными к паровозу, и вагон был открыт. И хотя до отправления было ещё минут 20, я всё равно чувствовала себя некомфортно: вдруг поезд уедет без меня? Но всё-таки я дошла до паровоза и сняла его на видео. Видимо, я не романтик, потому что современные электровозы люблю больше. Вон, сегодня даже почему-то приснилось, что одна из моих коллег стала машинистом электровоза, и я прям так ею восхищалась! Кстати, когда мы только остановились, я услышала на платформе громкую музыку, выглянула в окошко и увидела идущих мимо Деда Мороза со Снегуркой. Видимо, у них колонка была, и они участвовали в каком-то представлении для какого-то из поездов. Позже я видела их же, убиравших что в багажник припаркованной неподалёку машины.

Примерно так я представляла себе выход из платяного шкафа в Нарнию...

Но это - просто платформа в Сортавале:

Всё украшено и блестит:

Вернувшись в вагон я обнаружила, что нас в нём осталось всего трое: я и пара в соседнем купе. Почему все остальные вышли в Сортавале?.. Проводница уже ходила по пустым купе и собирала постельное бельё в мешок. С некоторой ностальгией вспоминаю времена, когда перед выходом из поезда надо было снять постель и отнести в купе проводников, где они проверяли комплектность, а потом уже кидали его в мешок. Я утеплилась, надев термобельё и тёплые носки, а потом просто сидела, положив ноги на соседнюю полку, и смотрела то в окно купе, то в окно коридора. С обеих сторон к поезду подступал заснеженный лес, это было очень красиво! На эти виды очень хорошо ложилась песня "Три белых коня"! Проводница заглянула и спросила, как я возвращаюсь из Рускеалы: соседняя пара вечером выезжала этим же поездом. Я сказала, что обратно еду уже "Ласточкой", и заодно расспросила про летнее расписание и возможность смотреть на развод мостов. Не то чтобы я собираюсь так поехать летом, просто захотелось поддержать беседу. Ну и кто занет, вдруг возьму и соберусь!

...Через час наш поезд прибыл на конечную станцию "Горный парк Рускеала", где наше прибытие отмечали песней "Долго будет Карелия сниться". Мне кажется, для зимы она не так подходит, потому что "голубые глаза озёр" сейчас не разглядишь, но всё равно я порадовалась тому, что продумывают вот такие мелкие детали для создания хорошего настроения у путешественников! Платформа украшена еловыми гирляндами с шариками, да и сама она, как и поезд, похожа на игрушку. А ещё объявляют, как на "взрослом" вокзале: "Вниманию встречающих, "Рускеальский экспресс" номер 925 "Сортавала - Горный парк Рускеала" прибыл ко второй платформе, нумерация вагонов с хвоста состава!" У меня в такие моменты рефлекторно какие-то слёзы радости подступают - это мой поезд, на нём приехала я, я есть в этом мире! Я есть здесь и сейчас, и среди всех поездов мира этот - лучший! Если честно, к вечеру у меня был перебор всяких огонёчков, украшений, дедов морозов и снежиночек, и вообще, я ощущала некую искусственность и лубочность для туристов, но это всё действительно было очень красиво, и для тех, кто любит Новый год, легко проникается его настроением, а особенно для детей, была создана настоящая новогодняя сказка! И просто здорово, что где-то заботятся о сервисе, прикладывают усилия для того, чтобы люди приезжали и хотели потом вернуться. Ну и опять же, весь проект даёт рабочие места, это тоже очень здорово!

Спасибо этому дому, пойдём к другому! Извините, что аж три фотки в этих зеркалах :)

...Год назад в Питере я ходила смотреть на "Гранд Макет Россия", и мне там запомнилось депо, в котором был специальный круг, на который заезжал электровоз, круг вращался, и электровоз оказывался уже на другом пути. И В Рускеале я увидела такой круг живьём! Один из наших паровозов (нас тянули два) заехал на круг, его развернули на 180 градусов, и паровоз уже по второму пути уехал в обратном направлении! Это было очень эффектно!

Про сам горный парк и Питер я расскажу в других постах, а пока что поздравляю всех с праздниками, и до встречи в новом году!