Лыжный Кольский. Раз

Feb 26, 2015 23:41


Предыстория
В ноябре я случайно, но довольно закономерно попала в турклуб при МГТУ им. Баумана. Заманили меня в лыжную школу рассказами о том, как в лыжных походах душевно и хорошо. Ключевое слово - душевно. Идешь, ветер в лицо дует, с ног сбивает? Зато как душевно! На тебя лавина сходит, чудом от неё уворачиваешься? Зато как душевно! И длинные вечера в общем шатре, треск печки, книжка перед сном и эта пронзительная душевность, о которой я стала грезить ночами... Заманили. Хотя я вообще-то ненавижу зиму, снег и лыжи.

И вот я собралась в поход. В хибины. В "двойку". Вот с этим людьми.

Олег. Руководитель. С этой должностью всё понятно: этот человек здесь главный. Он разрабывает маршрут, контролирует процесс подготовки, учит нас всему, чему понадобится. И главное - он очень хороший руководитель. Не бойтесь идти с ним в поход, более того, стремитесь пойти с ним в поход!



Миша. Завснар. Человек, который должен раздобыть для команды всё общественное снаряжение. И он отлично справился, помимо общественного, ещё и личное кое-кому находил. Буду у него учиться этому мастерству.



Коля. Гитарист, культорг. Здесь тоже всё понятно. Только стоит сказать, что Коля не просто гитарист, он "неправильный" походный гитарист. Он не поёт "это, бля, горы", "солнышко лесное" и даже русского рока не знает. Он великолепно исполняет на иностранных языках потрясающим своим голосом классику зарубежного рока.



Андрей. Реммастер. Чинит всё, что нужно починить. Вот очень умелые ручки! Плюс ко всему у него талант доставать потерянное и отличное чувство юмора.



Дима. Медик. Что тут можно пояснять? Очень педантичный, внимательный медик! Ничего у него не сопрёшь.



Наташа. Печник. Девочек-печников, как говорил Олег, он ранее не встречал. Так что, возможно, Наташа уникальна. В её обязанности входит носить печку, собирать-разбирать её, топить и подкидывать дровишки вовремя.



Алина. Летописец. Всё заметит и запишет. Какая температура за бортом, какое настроение у Коли и что едим на ужин. А ещё Алина хрупкая маленькая блондинка ЛОСЬ!

Даша. Специально обученная девочка. Это самая интересная и сложная должность. Даша должна делать то, что не делают все остальные, т.е. всё. Особенность специально обученной девочки в том, что её не нужно ничему учить, она сама всё знает, подмечает и умеет.



Таня. Финансист. Человек, ответственный за то, чтобы мы все не разругались на фоне денег. А вообще Таня уникальный человек и универсальный турист! Почти не ест, хорошо идёт, сильная, выносливая, веселая, не ленивая! Всем советую Таню в поход.



И я. Завхоз и фотограф. Я решала, что и в каких количествах мы будет есть. Пожалуй, самая рисковая должность, ведь еда - это самое главное в походе! Ещё фотографировала, поэтому это единственная фотка меня из похода (с фотоаппарата Димы)



КВ
Контрольный выход школы стал для меня одним из самых кошмарных дней в моей жизни. Я с ужасом узнала, что я не умею ходить на лыжах. А чего я хотела, впервые в жизни встав на них? Ноги на накатанной дороге разъезжались во все стороны, я не могла даже устоять, не говоря о том, чтобы ходить на этих длинных досках.
Я падала каждые два метра и не могла подняться, не сняв с себя рюкзак. Боюсь даже представить, сколько раз в тот день я падала, снимала рюкзак, вставала, закидывала на себя рюкзак.. И после прохождения небольшого маршрута на этап, который нам подготовили крутые ребята из нашего турклуба, у меня сил просто не оставалось. Я снова падала, теперь уже под пристальным вниманием судей, вставала, снова падала... Темнело. Предстоял ещё подъем, на который не оставалось ни сил, ни нервов. Девочки-судьи поддерживали меня как могли, одна советовала не ходить в этом году в поход, а пойти в следующем, вторая говорила, что надо обязательно идти, там всему научишься. А как не идти, если это было всё, на что я надеялась последние месяцы? Моя цель и смысл...

Вечером ничего не закончилось. На месте нашего лагеря образовалось столпотворение судей и сочувствующих, они наблюдали, как команда будет вести себя на биваке. Здесь проблема была в том, что мы первый раз увидели эту огромную палатку и совсем не знали, что с ней делать. Хорошо, что я в этот вечер дежурила, с этим мы с Колей справились на отлично.
Когда все разошлись, мы наконец смогли расположиться и поесть. Еда сделала своё доброе дело, мы немного расслабились и даже начали улыбаться - тяжело сегодня было не только мне. Потихоньку стали приходить гости, сначала опытный медик проверил нашу аптечку и помучил Диму полезными вопросами, рассказал много интересного. Потом пришел Зайцев - главный в ТК МГТУ им. Баумана и начала травить байки. Зайцев вообще обладает каким-то спокойным обаянием, способен принести умиротворение и тихую радость в любую компанию. Он в том числе рассказал, что иногда в походы берут свечи, что они могут быстро и эффективно прогреть палатку. Мол, печка у нас плохо горит, холодно.

Наутро у нас проверяли личное снаряжение, рассказывали о важности всех мелочей. Ну с этим всё вроде неплохо было.
А потом мы феерично провалили этап лавинной безопасности. Дело в том, что Хибины достаточно лавиноопасный район, и там может хорошенько присыпать снежком нерадивых туристов. Потому мы брали с собой лавинные датчики, щупы и лопаты, но со всем этим снаряжением надо уметь работать, а мы не умели, знали только теорию и наделали огромное количество ошибок. Было очень стыдно.

Несмотря на всё это, КВ стал для нас безусловно полезнейшим мероприятием, и жалели мы только о том, что прошел он так поздно - всего за неделю до похода. Но так вышло из-за креплений, которые никак не приходили из Екатеринбурга, где для нас их мастерил рукастый дядя.

неделя между КВ и поездом
У меня было очень нервозное состояние. Я понимала, что могу стать серьезной проблемой для своей команды, которые худо-бедно на лыжах ходят, а я совсем нет. Всерьез думала сдавать билеты, но ребята оказали мне мощнейшую поддержку и дали понять, чтобы даже не думала в таком ключе. Огромное спасибо им за это.

Между тем нам поменяли район. О том, что выпускать нас в Хибины, не могло быть и речи. Заявленный маршрут мы бы всё равно не смогли пройти из-за слабой технической подготовки некоторых участников команды (и даже не только меня), из лавины мы бы живыми никого не откопали. Так что нам предложили сходить в поход в Кандалакшу - прекрасный район лесов и невысоких гор, мягкого климата и снега высочайшего качества. Конечно, за четыре дня до поезда пришлось многое поменять, но это того стоило. И об этом - ниже.

поезд
Вот что можно делать в поезде полтора суток? Хорошо, что из них две ночи - можно спать. А что делать целый день в ограниченном пространстве?

Но по факту у меня не было ни одной свободной минуты, порой даже в туалет некогда было сходить, а засыпала я, кажется, голодная - тоже от нехватки времени на поесть.

После контрольного выхода сильно заболела Алина. Мы всей командой лелеяли надежду на чудо, что она успеет оправиться до отъезда, но когда в ход пошли антибиотики, стало понятно, что в поход она, к сожалению, не пойдет. Последнюю партию продуктов я упаковывала с учетом Алины, но если раньше погрешность была скорее в плюс, то сейчас уверенно в минус. Благо, продукты эти были малой порционности: сухофрукты да супы. Но ведь большинство еды было упаковано ещё на прошлой неделе...
Загружались в поезд мы с трудом: огромное количество рюкзаков, лыж, пакетов с едой и сюрпризами от провожающих. Более того, в вагоне мы были не единственным туристами, с нами ехала вторая команда лыжной школы под руководством Паши Акулова и знакомая только Олегу команда ехала в лыжку по Карелии. Наверное, часа два мы распределяли наше добро так, чтобы оно особенно никому не мешало жить, а потом завалились спать, предварительно распив бутылку прекрасного испанского вина. Как раз всем по глотку досталось.

Утром начали со снаряги. Её надо раздать первой, чтобы какой-то недовес или перевес компенсировать количеством еды. На снарягу ввели коэффициент: мальчикам побольше, девочкам поменьше. На еду так делать не стали, моё личное мнение: к снаряге коэффициент всегда (какой - зависит от количества девочек), еде только если девочек меньше 1/3 группы.



Со снарягой была такая проблема. Мы брали групповые спальники на 10 человек, более того, мы их шили специально для нашего похода и нашей команды. У нас было два спальника-трешки и два спальник-двушки. А тут нас стало девять, и сложился выбор, что же делать? Засовывать три человек в довольно широкую двушку, жертвуя комфортом или брать все наши спальники, прибавляя к каждому в рюкзак по пол-кило общего веса? Обсудив плюсы и минусы, решили всё же брать все. Что такое полкило против полноценного сна, так важного в походе? Некрупных людей у нас в команде немного, а в тесноте спать неудобно. Ни разу не пожалели об этом решении, а вот если б наоборот - кто знает.
С трудом рассовали все спальники да лопаты по рюкзакам, и тут началось самое интересное: надо было высыпать из каждого пакетика крупы алинино количество грамм. Пакетики все разного веса: завтраки и ужины различаются, а ещё и три нормы заложено, к концу похода количество еды постепенно увеличивается. Вооружившись безменом и встав в довольно неудобную позу на обе нижние полки, на верхней и прямо в один пакет я ссыпала сушеную картошку, пшено, гречку, овсянку, чечевицу и прочее многообразие круп, что столь бережно упаковывала у Миши на кухне долгими вечерами. Получился довольно внушительный мешок, который мы из жадности решили не выкидывать сейчас, а выкинуть по возвращению (у нас была возможность оставить вещи в Кандалакше). Также мы безжалостно ломали обеденный шоколад, а из коробок с вечерним и утренним сладким алинины вкусняшки вытащили ещё дома. Мясо решили не трогать.

После этого муторного и долгого занятия я села шить чуни. Стоит сказать, что одни из предпоходных выходных мы чудесно провели за общекомандным пошивом всяких нужных мелочей: варежек, носков, чуней, верхонок, шарфов и шапок. Но тогда я чуни не дошила, и дома так руки и не дошли. Поэтому в поезде, в темноте я, матерясь, пришивала к этим милым мягким сапожкам утяжки, которые оторвались в первый же вечер похода.



К слову, у всех, кроме меня, свободное время было: пока я разбиралась с продуктами, ребята всё себе дошили и даже сделали такие важные дела, как регулировка камусов (см. ниже, что это за зверь) и настройка раций, так что остаток вечера они развлекали себя картишками.

россия, кольский

Previous post Next post
Up