Сталинизм и старообрядцы

Feb 22, 2013 00:50

У людей, побывавших в разных ИПЦ, а затем пришедших в старообрядчество или только присматривающихся к нему, одна из любимых тем -- было ли старообрядчество заражено т. наз. "сергианством". И хотя, по-моему, в такой формулировке этот вопрос навязывает чужую перспективу и чужую повестку, ясно, конечно, что отношения тех или иных конфессий с советской ( Read more... )

Leave a comment

sergij_german February 21 2013, 23:20:05 UTC
Эта конференция обсуждалась в Интернете столько раз, что речи выступавших выучены наизусть. Все они приблизительно одинаковы. Это - плата за регистрацию.

Одно только существенное дополнение здесь бы не помешало. Дорофеев отсидел 10 лет и только освободился. У меня не поворачивается язык его осудить. Я не сидел. При всем отвращении к регистрации как таковой. Регистрация - зло, она может быть терпима, но никоим образом не защищаема.
Для меня это - не история, я вживую многое слышал, видел этих людей, общался с ними. Дух регистрации накладывал, конечно, отпечаток, но люди там были разные, одной гребенкой их не причесать. А осудить их мог бы только тот, кто чем-то ради Бога пожертвовал.

Reply

sverensis February 22 2013, 04:48:52 UTC
Большинство участников этой конференции отсидели длительные сроки. Тем не менее, надо постараться, чтобы не заметить разницу в выступлениях, и эти различия обусловлены, по-видимому, не только личностями самих выступавших, но и особенностями их конфессий -- достаточно сравнить выступления всех католиков и всех мусульман, например ( ... )

Reply

sergij_german February 22 2013, 09:18:58 UTC
По одному выступлению судить о чем-либо может только очень ограниченный человек. Историк анализирует эпоху в ее многогранном проявлении. Выделять кого-либо в лучшую или худшую сторону невозможно, я повторяю: все регистрированные были одинаковы. Однако, в сравнении со шкурниками-карьеристами, вступавшими в богоборческие организации, и регистрированные сверкали алмазами, но на них была печать подавленности, несвободы, "как бы чего не случилось". Это видно и на лицах, если сравнивать с дореволюционными гонительными временами. В те времена благородство и внутренняя свобода отражались и на лицах ( ... )

Reply

sverensis February 22 2013, 11:18:07 UTC
Как я ни ограничен, я не стал бы никак оценивать ни одно из выступлений, даже выступление митрополита Николая, если бы прочел его вырванным из контекста, отдельно от других. Но тем и интересна эта конференция, потому к ней все и цепляются, что на нее свезли всех, от хомбо-ламы до декана венгерских реформатов, и все были в одинаковом положении, и все должны были говорить на одну тему, а вышло у всех по-разному. И вот этот символически очень важный момент сфотографировали, застенографировали -- и каждый таким и остался в истории. Или ты правда думаешь, что это без Божьего промысла, случайно так вышло?

Можно или нет кого-то выделить -- об этом каждый пусть судит сам. Ты вот почему-то четко выделил речь, прочитанную беглопоповским священником.

Reply

sergij_german February 22 2013, 11:28:54 UTC
Блажен муж, иже нейде на совет нечестивых. Да, воистину, блажен. Сидящий в зале заседаний и рукоплещущий выступающему, равно как и посылающий сидящего, равно как и читающий самим ли собою написанную речь или специально к тому случаю приготовленную особым лицом, едины в ответственности. И нет никакого оправдания в кажущемся смягчении речи или увеличении "патриотических чувств". Все измазаны одним зловонием - человекоугодничеством. Все одинаково хороши, все одинаково плохи ( ... )

Reply

sverensis February 22 2013, 11:50:47 UTC
Всё было гораздо проще. "Говорите, что хотите, речь мы вам напишем". Ну, не жил ты в то время, прислушайся к старшим.

Я охотно прислушиваюсь к тебе, старче, когда ты рассказываешь о ситуации в баптистских общинах конца 70-х. К твоим предположениям, что в 1952 году речи для загорской конференции на арабском, венгерском и монгольском писались в органах, позволь мне отнестись скептически.

Reply

sergij_german February 22 2013, 12:04:51 UTC
Какая разница где писались и кем писались?

Издевку оценил. Браво! Доставил мне истинное удовольствие. :-)))))))))) Так держать!

Я еще очень мало знаю и старался не расспрашивать, чтобы не возмущаться беззаконием. Меня в те поры больше узники интересовали и разгоны со штрафами. Честно скажу, по молодости я презрительно относился к регистрированным. А сейчас все кадровые и номенклатурщики из себя верующих изображают.
Были и специальные люди, как, например, "брат Стоян", который хоть не скрывался и говорил, что он - неверующий. А сколько было скрытых работников! Не знаю я, кто конкретно писал, но кто-то этим занимался. Надо узнавать у тех, кто ходил на совет нечестивых.
Однажды некий архиерей рассказал, как он ходил к уполномоченному, будучи молодым. Прослушав рассказ, я понял, что не смог бы выдержать подобного хамского обращения, обязательно выдал бы нелицеприятный ответ, развернулся бы и ушел. Может, с непредсказуемыми последствиями.

Хлопание в зале - согласие с речью. Пойми, наконец.

Reply

sverensis February 22 2013, 12:18:47 UTC
Да я не ищу в этом зале исповедников, пойми тоже наконец. Я ищу всего лишь чувство собственного достоинства, осанку порядочного человека, культуру...

Reply

sergij_german February 22 2013, 12:27:13 UTC
Ладно, ищи.

Книгу я нашел очень быстро, но она какая-то урезанная. И в конце неверные данные. Просидел он не 32 года, а 28. И умер в городе Шевченко Мангышлакской области, в лагере, а не в Ташкенте. В Ташкенте хоронили. Он мне еще из лагеря в армию открытку прислал.

Reply


Leave a comment

Up