Единственный в мире сельскохозяйственный реактивный самолет-биплан

Aug 04, 2022 09:08







Продолжим осмотр экспонатов из экспозиции Головного отраслевого музея истории гражданской авиации в городе Ульяновске. Сегодня рассмотрим уникальный в своем роде самолет - сельскохозяйственный биплан WSK-Mielec М-15 Belphegor. Советский союз всячески поддерживал и развивал промышленность стран социалистического лагеря, так в 1971 году между советским и польским правительствами было заключено соглашение о разработке и производстве 3000 сельскохозяйственных самолётов.

При разработке главной задачей ставилось эффективное распыление химикатов, для этого распыление проводилось через патрубки в крыле за счет отбора давления от турбореактивного двигателя. Для уменьшения взлетной, рабочей и скорости сваливания самолет сделали бипланом.



Несмотря на все старания самолет получился противоречивым, турбореактивный двигатель проще в обслуживании чем поршневой, но периодически возникали проблемы с запчастями, которые увеличивали простой самолетов.



Самолет был более требовательным к ВПП, возникали проблемы с инспекторскими проверками техники пилотирования рядовых пилотов, ведь долгое время "спарка" была всего одна.



Баки с химикатами расположили на крыльях, из-за чего выросли момент инерции и завихрения, чтобы их компенсировать самолет оборудован увеличенным хвостовым оперением поднятым над фюзеляжем.



На самолете установлен турбореактивный двигатель АИ-25, который так же устанавливался на самолет Як-40 и L-39. По себестоимости полетов М-15 проигрывал Ан-2 - 167,7 рубля за летный час против 76,1 рубля за час. Но выигрывал по часовой производительности - 107,8 гектара у М-15 против 62,9 у Ан-2.



Что касается летного состава, то пилотов радовал хороший обзор и комфорт в кабине, простота управления, но не устраивали финансовые особенности - ведь производительность самолета М-15 была больше, чем у Ан-2. А добавку к окладу начисляли именно за часы налета. В итоге за одни и те же обработанные гектары, что и на Ан-2, они получали меньше. Плюс малый объем кабины для "полезного груза" уменьшал возможности "подкалымить" или привезти из командировки что-то полезное.



В итоге из запланированных 3000 самолетов в период с 1976 по 1981 год было построено всего 175 машин, из них 155 поставлено в СССР. В настоящее время в России сохранилось два самолета - один в музее Ульяновска, второй в Монино. #самолеты #авиация #полеты #транспорт



#авиация, #самолеты, #полеты, #транспорт, Авиация

Previous post Next post
Up