Штурманов уважаю, и точка. На 154 имел подготовку "без штурмана". Так что, соображаю, и как Б/Ш и как пилот-инструктор. Реальный случай со мной.
Трасса Котлас-Белозерск, расстояние 504 километра, ЯК-40. Из навигации на нем только АРК и "Гроза". Ну и курсовая. Ориентиров нет. Я второй - рулю... Чегой-то там пытаюсь высмотреть на локаторе... Поднимаю голову - два следа на приличном расстоянии друг от друга по боковому. В начале 80-х спрямлений почти не давали, поэтому они шли тоже на Белозерск. Ну, думаю, возьму я между ними. Летим.
Дальше Вологда:
- 86... , вы левее оси трассы на 20 км, возьмите поправку....
- 86..., вы правее оси 20, поправочку...
- И вам для информации, ниже вас ЯК-40, вот он без штурмана, а летит строго по оси, учитесь!
Летел с командиром отряда, долго ржали. Потом на отрядном разборе получил высочайшую похвалу!)))
Рассказал Игорь я Русский.
******
Ну и один "баян" с бородой ...
Списали штурмана с лётной работы. Поехал к жене на родину, в деревню. Жена просит председателя колхоза взять мужа на работу, председатель и спрашивает штурмана:
- Что делать умеешь?
- Карты читаю, трассы прокладываю, считаю хорошо.
- Карты у нас только игральные, трасса одна до райцентра, а вот счетовод нужен. Видишь стадо коров в поле, сосчитай. Штурман посмотрел на стадо, достал НЛ-10, пошуровал и говорит:
- 54.
Проверили, всё верно.
- А вон на горизонте большое стадо коров, сколько?
Штурман глянул на стадо, взял НЛ-10, пошуровал и говорит:
- 327.
Проверили, опять всё верно. Закусило колхозников, согнали всех своих коров, считай, говорят. Штурман взглянул, взял НЛ-10, пошуровал туды-сюды и говорит:
- 1243.
Два дня перепроверяли, сбивались три раза, но оказалось всё правильно.
Председатель:
- Беру тебя на работу, но расскажи, как это у тебя получается?
- Да ничего сложного, считаю количество сосков, делю на четыре и беру поправку на яйца.
Ссылка на источник тут.