Самолет из смолы. Ил-18 в масштабе 1:144

May 20, 2020 11:18



Любители авиации частенько сбиваются в клубы по интересам, практически все из них хотели стать летчиками, но вот не срослось. У кого зрение подвело, кому просто не повезло. Но тем не менее, каждый из них чего-то в жизни достиг и может этим без зазрения совести похвастаться. Среди моих друзей есть один талантливый человек, перфекционист и вообще отличный парень - Максим Мысин. Помимо профессиональных достижений, есть у него редкий талант - он прекрасный моделист! Сегодня я расскажу, точнее он сам расскажет о создании модели самолета Ил-18.



Смола от Rus-Air (сборная модель самолета из смолы) хорошо известна своим качеством (кавычки убраны из соображений политкорректности). Приобреталась она исключительно из любви к этому замечательному самолету в те «застойные» времена, когда альтернатив не было.



Признаться, когда вышла модель-аналог от «Восточного экспресса», у меня было желание отказаться от доведения постройки до конца и начать всё заново. Но дефицит свободного времени, а также высокая степень готовности (фактически, самолет был уже окрашен) не оставили мне выбора.



Итак, по порядку. Детали в целом соответствуют чертежам в книге Н. Якубовича. Половинки фюзеляжа стыкуются плохо, при склейке выяснилось, что они вдобавок разного радиуса (кстати, эта же проблема была выявлена и на 90% других моделей этой фирмы). При попытке привести этот радиус к общему знаменателю всплыла другая проблема - шлифовка шкуркой внешней поверхности самолета вскрывала несметное количество раковин (особенно в том месте, где на заготовке давалась опциональная шлейфовая антенна).



По сути, вся модель напоминала шоколад «Виспа». Задние кромки крыла и стабилизатора пришлось изготавливать заново из суперклея-геля с отвердителем. При этом, расшивка верхней и нижней половины крыла не совпадает, что особенно доставляет хлопот при изготовлении БАНО и окраске законцовок.



Попытки выправить расшивку так же потерпели фиаско из-за обилия раковин, в которые норовил провалиться скрабер. Лопасти и коки винтов из набора никуда не годятся, в связи с чем были отлиты копии с модели Ан-12 от AWM, однако на момент фотосессии они не были готовы, поэтому я использовал то, что есть (лишь переточив коки на дрели с целью придания им более правдоподобной формы), оставив в планах последующую замену (каюсь, пока так и не сделал). Зато вы можете оценить чудовищную толщину лопастей и их неправильную форму. ПОС лопастей имитирована самодельной декалью. Также никуда не годятся и шасси - колеса были, как обычно, позаимствованы производителем от имеющихся пластиковых моделей других самолетов в аналогичном масштабе и не имели ничего общего с прототипом, а при взгляде на стойки невольно наворачивалась скупая мужская слеза.



В ходе доработок диски колес были пролиты смолой для придания им более правдоподобной формы, а стойки доработаны различной мелочевкой, которая их существенно оживила. Створки, само собой, были изготовлены заново, потому что имеющиеся в наборе в пересчете на масштаб 1:1 были бы толщиной сантиметров 50. БАНО и посадочные фары были изготовлены из прозрачной двухкомпонентной эпоксидной смолы. Затем собранная болванка была загрунтована и окрашена.



В качестве прототипа был выбран борт № 75857 - «долгожитель» среди парка уральских Ил-18, построен 19 декабря 1962 г., 11 марта 1963 г. поступил в 1-й Свердловский АО, где честно отработал 15 лет на ниве авиаперевозок и был списан по отработке ресурса в январе 1978 года. После этого он почти 30 лет простоял в аэропорту Кольцово и стал первым Ил-18, на борту которого я (абсолютно нелегально) побывал летом 1995 г. В период с июля 2006 по август 2007 года самолет был утилизирован.



После недолгих раздумий я безжалостно выкинул изкоробочную декаль в мусорное ведро и нарисовал ее заново по фотографиям реального самолета, сопоставленных с чертежами. Параллельно выяснил, что двери на модели стоят не там и совершенно неправильной формы и размера (эх, почему я не проверил это до окраски - так бы хоть зашпаклевал), а также то, что граница серого и белого, которую я, ориентируясь на фото, выставлял по нижнему обрезу этих дверей, по указанной причине оказалась выше чем надо. Но решил уже не перекрашивать.



На каждый иллюминатор я капнул каплю прозрачного лака. Кстати, эта технология дала неожиданно интересный объемный эффект, несмотря на то, что потребовала определенных усилий - во-первых, каждый иллюминатор должен был быть покрыт полностью ровно по краю рисунка, во-вторых, на каждый из них требовалось нанести одинаковое количество лака для обеспечения одинаковой выпуклости.



Не обошлось и без эксцессов - при случайном соприкосновении пальца даже с высохшим лаком последний мгновенно переставал быть зеркальным, и попытки его отполировать ничего не давали. Приходилось переделывать.



Тонировка выполнена уайт-спиритом с каплей черной матовой краски. Проблесковые огни выточены из литника и окрашены смесью красной краски и лака, вся мелочевка (ответчик, «солдатик», антенны) - из подручных материалов а-ля тянутый литник и пивная жесть. Тросовая антенна - из капроновой нити, окрашенной в серебристый цвет.



СССР, Легендарные самолеты, Хобби, Ил-18, #моделизм, Авиация

Previous post Next post
Up