Ливанову: часть 4

Apr 03, 2014 23:01

Проблемой существующего в мире школьного образования является классно-урочная система. И сейчас назрела необходимость создания новой школы, причем у нас нет возможности обратиться к чьему-то успешному мировому опыту: система школьного образования деградирует во всем мире, и нигде решение еще не найдено. Ясно лишь одно: если на заре своего появления дистанционное образование подвергалось критике, что, мол, его эффективность ниже традиционного, то сейчас уже этот стереотип преодолен - разговор идет о том, как эффективнее доносить учебный материал, используя дистанционные технологии. В остальном можно сказать, что новых системных решений пока нет. Учитывая реалии сегодняшней политики, в том числе, негласные ее цели, можно сказать, что ждать удачных решений из-за границы нам не приходится. Если бы страны, которые еще до сих пор именуются развитыми, ставили перед собой цель развитие массового образования, внимание уделялось бы ему, обсуждалась бы роль семьи, религии и нравственности, а не ставился бы в качестве краеугольного вопрос прав секс-меньшинств. И нашей задачей на сегодняшний день является отвязка нашей политики от тенденций и практик, сложившихся в мире. И судя по развитию международной ситуации, все тому сейчас способствует.


Такие известные новаторские школы, как школа-парк М.Балабана и школа Тубельского являются попытками решить проблемы, имеющиеся в современной школе: основной целью обучения является воспитание личности в процессе обучения, активно вовлекаются родители на начальной стадии обучения, нет классов в их стандартном понимании как фиксированной группы учеников одного возраста и т.д. Но проблемой большинства новаторских педагогических методик является, как правило, то, что для их реализации нужны учителя, квалификация и энтузиазм которых многократно превышают способности обычных учителей. Именно поэтому многие подобные проекты умирают одновременно с их создателями. Это говорит о том, что нам в построении нашей системы нужно учитывать этот фактор, что талантливых учителей мало, и их способности нужно использовать по максимуму: чтобы доступ к их занятиям имело как можно большее количество детей. Талантливые педагоги должны заниматься тем, чтобы мотивировать детей на занятия, вызывать у них интерес к своему предмету. Обычные учителя могут помогать детям, отвечать на непонятные вопросы, помогать и проверять с самостоятельными и домашними работами, выполнять работу по организации процесса обучения.

Так сложилось, что хорошее образование не может обойтись без большого влияния семьи: только родители или другие близкие ребенку люди могут привить ему ценность образования. Но если родители этого не делают, то навряд ли это удастся учителям. Именно поэтому важно, чтобы система образования работала со всей семьей, помогая в процессе обучения налаживать понимание между родителями и детьми. И семейное образование дает такую возможность: в процессе совместной деятельности происходит сближение родителей и детей, улучшаются взаимоотношения в семье.

Чтобы школа воспитывала в детях нужные качества, прежде всего, нужно вернуться к семье и работать с семьей. Именно поэтому необходимо поощрение развития семейного образования и образования на его основе. Поскольку далеко не все родители обладают необходимыми знаниями, чтобы обучать своих детей на уровне, необходимом для поступления в вуз, необходимо обеспечить их такими возможностями: мультимедийными учебными пособиями, консультациями, дистанционными лекциями, психологической помощью.

Вовлечение семьи в процесс образования дает ряд принципиальных преимуществ, которые в настоящее время отсутствуют в системе школьного образования.

Во-первых, семейное образование или частичное обучение дома с использованием дистанционных технологий позволяет создать ту необходимую ребенку степень индивидуализации процесса обучения, которая будет комфортна именно ему, с учетом особенностей его развития и психики.  Проблема заключается в том, что в классе всегда есть несколько сильных учеников, несколько очень слабых и основная масса середнячков.  Учитель ориентируется на средний уровень, ущемляя тем самым интересы крайних групп. Занятия дома с использованием имеющихся на сегодняшний день технологий позволяют решить эту проблему слабых и сильных учеников.

Во-вторых, обучение в семье более комфортно для ребенка психологически, это возможность избежать контактов с агрессивной средой одновозрастного детского коллектива в школе-фабрике. В-третьих, работа с семьей, а не изъятие ребенка из семьи - это принципиально другой уровень ответственности родителей за успехи ребенка. Родители, тем самым, получают возможность улучшить свои взаимоотношения в семье, а также не останавливаться в своем развитии с окончанием получения образования. Гуманитарные технологии, развивающие творческое начало у взрослых, которые работают со своими детьми - это возможность изменить облик общества, гармонизировать его, вовлекая взрослых в процесс дальнейшего развития и обучения.

Обучение собственного ребенка - это задача, которая под силу крайне небольшому количеству родителей. И проблема здесь, прежде всего, в страхе «но ведь я не учитель, я не умею учить». Этот страх легко преодолевается, если родителям будет со стороны учителей и психологов помощь. Сейчас же часто нет не только помощи, но идет мощное сопротивление родителям-энтузиастам со стороны директоров школ и учителей. В Москве директора школ даже были предупреждены, что если в их школе ученик переходит на семейное обучение, то это засчитывается, как плохая работа директора. Несложно представить (и эти ожидания уже реализовались на практике), на что идут директора школ после этого, чтобы сохранить свои должности. К сожалению, это говорит о том, что нынешнее руководство столичного департамента образования некомпетентно в фундаментальных стратегических вопросах о том, каковы вообще цели образования. Подобную же узость мышления можно наблюдать и во многих других регионах страны, и в федеральном министерстве образования отнюдь не все руководители понимают, что с явлением семейного образования не только не надо бороться, но нужно его всемерно поддерживать. Письмо министерства образования за подписью замминистра Третьяк по вопросам семейного образования от 15.11.2013 - пример подобного фундаментального непонимания: оно не только не дает однозначной оценки самому явлению семейного образования, но дает в руки все инструменты тем чиновникам, которые так и не поняли, чем семейное образование ценно для общества, для борьбы с ним.

Семейное образование в настоящий момент - это образование элитарное в том смысле, что лишь незначительная толика родителей, недовольных образованием в школе, способны брать на себя ответственность и полностью заменять собой школу. Такая ситуация сложилась потому, что вся система образования, как и здравоохранения кстати, долгие годы строилась по иному принципу: в ней есть профессионалы-специалисты и пассивная масса «пациентов» - учеников и их родителей, кому профессионалы говорят, что делать. И если кто-то из «пациентов» берет на себя дерзость учиться самостоятельно, без помощи «профессионалов», то последние часто обижаются. Несмотря на то, что законодательно семейное образование - это такая же равноправная форма получения образования, как массовая очная, на деле семейное образование подвергается дискриминации не только в смысле организационном и информационном, но и финансовом.

Многие чиновники в сфере образования рассуждают так: «Раз вы забрали своих детей из школы, значит, мы можем на вас сэкономить. Примем у вас положенные по закону аттестации, а больше по закону мы ничего не должны».  Хотя если родители берут на себя ответственность обучать ребенка в соответствии с федеральными образовательными стандартами, то они за это должны получать компенсации (ту часть расходов, которая идет учителям на зарплату, если ребенок учится в школе). Дискриминация организационная - это всевозможные препятствия, если родитель решился начать сам обучать ребенка: практически не найти школу, где с порога можно было бы устроить ребенка на семейное обучение, директора отвечают, что у них в школе семейного обучения нет, и это просто ложь, семейное образование по закону есть в любой школе страны. Дискриминация информационная - это отсутствие у родителей доступа к информации о самой возможности их активного участия в образовании ребенка, о том, что семейная форма образования - это такая же равноправная форма, как и обычная очная, большинство родителей даже не подозревают о наличии у них права выбора формы обучения их ребенка.

Все это говорит о тех препятствиях, которые сейчас стоят на пути у семейного образования: родители не знают о наличии у них выбора этой формы образования, кроме того, им не только не помогают, но чаще всего в школе препятствуют переходить на эту форму обучения. Кроме того, материальный вопрос тоже стоит не на последнем месте: далеко не все родители имеют возможность не работать, чтобы обучать своих детей дома, поэтому компенсации очень важны, особенно для неполных семей и многодетных.

Естественно, что перестроение системы потребует и перераспределения денежных потоков: потребуется финансирование новых направлений (работа психологов, консультации и тренинги, компенсации родителям) при сокращении занятий в классах.

Итак, что нужно делать, чтобы создать новую систему образования?

1 этап

На первом этапе нужно создать режим наибольшего благоприятствования для семейного образования в том виде, как оно есть сейчас, т.е. без какой-либо специальной методической, психологической и прочей помощи родителям. Для этого нужно упростить процедуру перехода на семейную форму обучения, исключив возможность какого бы то ни было давления на родителей со стороны администрации школы. Для этого нужно выбрать от одной до нескольких опорных школ в каждом регионе, участвующих в пилотном проекте. Задачей опорных школ является работа с семейниками: прием аттестаций, организация дистанционной и очной помощи, в том числе психологической, семинары и праздники для детей, обучающихся дома.

Одновременно с этим ведется работа в экспериментальных школах (это несколько школ), целью которой является разработка методик помощи родителям. Эти школы получают финансирование на ведение разработок, которые в дальнейшем внедряются в практику в опорных школах. Задачей первого этапа является не только разработки по части методологии работы с родителями, психологической помощи семье и разработка методик преподавания с учетом особенностей развития ребенка, задачей первого этапа также является подготовка специалистов в области домашнего обучения (педагогов, помогающих родителям и принимающих у детей аттестации, а также психологов, методистов и педагогов, которые проводят мастер-классы по разным предметам, мотивирующие детей к самостоятельному изучению предмета или хотя бы просто вызывающих любовь и интерес к предмету).

В рамках методических исследований должны быть отобраны учебники и профинансированы работы по написанию новых, учитывающих особенности как детского восприятия, так и того факта, что изучать предмет ребенку помогает непрофессиональный преподаватель, а родитель. Говоря «учебник», мы подразумеваем не только обычный бумажный учебник, но целый мультимедийный комплекс с соответствующими видео-, аудиоматериалами, подборкой книг, компьютерными играми и заданиями ко всему изучаемому материалу.

Реализация этого плана потребует внесения изменений в федеральные образовательные стандарты, которые созданы для школы с классно-урочной системой, что ограничивает сейчас развитие всех альтернативных форм образования, поскольку не дает возможность осваивать предметы в своем темпе, задавая требования для каждого класса и возраста.

В рамках проекта по созданию новой школы также нужно провести изучение возможностей геймификации в образовании: компьютерные игры позволяют увлечь ребенка. Необходимо понимать, в каких пределах геймификация может приносить пользу для процесса обучения, не вызывая болезненных привязок.

Семейное образования и образование вообще должно использовать возможности дистанционного обучения. Необходимы два направления исследования: 1) как помочь родителям в организации обучения ребенка и 2) какая подача материала дает максимально эффективное усвоение при дистанционном обучении.

2 этап

На втором этапе, когда накоплен необходимый опыт, можно переходить к его тиражированию. Необходимо создать новые кафедры в педагогических вузах, специализирующиеся на подготовке специалистов по семейному обучению. Часть преподавателей должны будут пройти переквалификацию, чтобы работать с родителями и учениками на домашнем обучении. На этом этапе происходит увеличение количества учеников, обучающихся в семьях. Целью данного этапа является вовлечь в этот процесс всех тех родителей, которые имеют желание и возможность заниматься со своими детьми.

На данном этапе ведется информирование родителей о возможностях семейного образования, о той помощи, которую оказывает школа, о пользе домашнего обучения для ребенка и для семьи в целом.

3 этап

Не все родители могут и хотят заниматься обучением своих детей, но целью программы по созданию новой школы является вовлечение всех родителей в процесс воспитания и обучения своих детей. Это может быть не обязательно полное домашнее обучение, но активное участие родителей в той или иной форме должно быть.

К началу третьего этапа вся необходимая инфраструктура и помощь родителям уже создана, поэтому задача третьего этапа - вовлечь всех оставшихся родителей в тот или иной (по глубине участия родителей) процесс обучения и воспитания своих детей. На этом этапе задачей школы становится максимальное донесение до родителей мысли об их ответственности за учебные и прочие жизненные успехи детей. Большинство родителей, получив информацию о том, как они могут помочь своим детям, непременно сделают это: будут заниматься и помогать своим детям.

Нашей целью не является борьба со школой, как она есть сейчас, и внедрение массового семейного образования. Нашей целью является повышение осознанности людей через их участие в жизни своих детей, в их обучении: семейное обучение или иные формы участия родителей в обучении и воспитании детей - это лишь методы. За счет роста родителей будет происходить и рост и гармонизация детей, а также общества в целом. Использование же имеющихся технологий позволяет повысить эффективность обучения, сделать его психологически более комфортным, а также улучшить отношения в семьях и между людьми вообще.

Previous post Next post
Up