Ливанову: часть 3

Apr 03, 2014 22:46

Развитие технологий стало причиной возникновения той массовой школы, которую мы имеем в настоящее время в мире. Развитие промышленности в период индустриализации ставило новые задачи перед обществом: нужно было быстро и в больших количествах получить из крестьян рабочих, обладающих хотя бы минимальной грамотностью, кроме того, нужно было подготовить большое количество грамотных технических специалистов - инженеров. Постепенно экономика востребовала в качестве рабочей силы не только мужчин, но и женщин, поэтому школы- фабрики по массовому обучению детей не утратили своей актуальности, наоборот, без них экономика уже не могла работать: родители были задействованы в производстве, а воспитанием и обучением детей занялись профессиональные педагоги. Школа превратилась не только в институт по обучению детей, но и в некотором смысле в камеру хранения детей, где дети могли находиться под присмотром, пока родители на работе.


И на протяжении жизни не менее чем трех поколений, люди жили именно в такой парадигме, когда школа резко сократила компетенцию родителей по воспитанию детей и практически полностью вытеснила их из процесса обучения. И эта парадигма полностью соответствовала существовавшему технологическому укладу и развитию экономических отношений.

В СССР в 50-е гг. была очень популярна идея технического прогресса и автоматизации производства с целью постепенного снижения длины рабочей недели, чтобы высвободить время людей для творчества, семьи, воспитания детей.  Перед школой же ставилась задача воспитания человека-творца. Та же тенденция наблюдалась и в США, где в середине прошлого века отмечалось постепенное сокращение рабочего времени среди занятых в экономике при росте благосостояния. Но в 60ые гг. эта тенденция прекратилась, разговоры о сокращении рабочего времени и высвобождении человека для иных, помимо труда, занятий были забыты - это перестало быть целью не только советской экономики, но и, очевидно, капиталистической.

Как уже говорилось в первой части работы, отрыв детей от родителей имел свои отрицательные психологически последствия в виде роста инфантильности среди взрослых, лишенных в детстве родительской любви и заботы в необходимом для психологического здоровья количестве. С одной стороны, для экономики хорошо, когда есть большое количество ограниченных людей, которые сами не в состоянии ставить перед собой цели и достигать их - такими людьми можно манипулировать, направляя их энергию в нужно русло. И пока экономике нужны большие количества людей, в обязанности которых входит выполнение рутинных нетворческих работ, наличие у людей ограниченности и инфантильности не является серьезной проблемой. Некоторые исследователи даже склонны считать, что государство заинтересовано именно в подобной массе населения в виду того, что ими как будто проще управлять, используя манипулятивные технологии.

В действительности это, конечно, не так, потому что психологическая недоразвитость людей, культивируемая массовой школой, это не только недостаточная личная реализация человека, но и в целом для общества это большие потери созидательной творческой энергии, которая, не будучи применена по назначению, идет на подпитку процессов разрушения (народное недовольство, которое используется манипуляторами для создания напряженности и хаоса в обществе, разрушительные процессы не только в психике, но и со здоровьем, а это уже прямые экономические потери).

Менее чем за 100 лет своего существования классно-урочная система и внедрение алкоголя, табака и телевизора в качестве основного хобби и развлечения вместо имеющихся раньше народных игр, плясок, песен, совместных праздников и т.д., привели к тому, что массовое высвобождение людей, которое ныне становится все более и более реальным с развитием робототехники, оказывается большой общественной проблемой. Во-первых, система распределения благ в капиталистическом обществе такова, что увеличение нагрузки на работающих с целью изъять у них средства для содержания неработающих, приводит к развалу всей социальной системы и невозможности ее поддержания и сохранения. Постепенный отказ от социального государства происходит повсеместно.  Во-вторых, высвобождающиеся люди, не привыкшие к тому, чтобы самим определять себе цели и действовать, часто начинают спиваться. Во время крушения экономики после развала СССР мы наблюдали именно этот феномен: люди, оказавшиеся не востребованы в качестве работников по прежней специальности, часто спивались и уходили из жизни, не имея идей и не находя возможностей устроить себе жизнь самостоятельно. То же самое происходит с вахтовиками: было замечено, что если у них появляется свободное время, которое не занято семьей, то они начинают злоупотреблять алкоголем так, что иногда не могут отработать стандартную 8-часовую рабочую смену. Именно отсюда и возникла идея официально разрешить 60-часовую рабочую неделю, чтобы занимать работников максимально, не давая им возможности начать искать себе отдыха с бутылкой, которая не была правильно объяснена, и поэтому была неверно воспринята обществом.

Все эти примеры говорят о том, что выходом из создавшейся ситуации, когда экономике становится нужно все меньше рук, выполняющих рутинные однотипные операции, является творческая реализация человека. Семья, воспитание и обучение детей - это одно из направлений творческой реализации человека, которое должно быть приравнено к любой другой полезной для общества работе и оплачиваться соответственно.

Семейное образование и максимальное вовлечение семьи в процесс образования и воспитания - это выход из данной ситуации: родители, которые хотят и могут обучать своих детей, должны получить для этого все возможности в виде методической и психологической помощи со стороны школы (и такие методики и психологов предстоит подготовить) и денег в качестве компенсации за их труд. Это особенно важно для одиноких родителей и многодетных семей, чтобы в тех случаях, когда мама или папа не может работать, но может обучать своих детей, семья имела необходимые для жизни ресурсы.

С развитием коммуникационных технологий появилась возможность организовать дистанционное обучение детей, отпала необходимость личного ежедневного присутствия в школе. Это означает, что дети, при наличии у родителей такой возможности, могли бы заниматься дома, даже если родителям не хватает знаний и умений заниматься с собственным ребенком, им могли бы помочь учителя.  Но пока эта возможность практически не используется массовой школой: дети по старинке ходят на занятия, как их родители на работу, хотя никаких технологических препятствий тому нет. В Москве создана дистанционная школа для обучения детей-инвалидов, но все наработки и методики, применимые к детям-инвалидам, в той же мере могут применяться и для помощи при семейном обучении. Единственная реальная причина, по которой это до сих по не произошло - это отсутствие необходимых управленческих решений.

То же самое с компьютером. В силу того, что школа способствует развитию у родителей инфантильного отношения к собственным детям и перекладыванию ответственности за воспитание детей на школу, компьютер до сих пор используется чаще всего бездарно - как средство занять ребенка, чтобы он сидел спокойно и не мешал. Таким образом, в настоящий момент компьютер не используется как средство развития, но закрепляет имеющиеся в семье психологические проблемы. С этим связано неприятие компьютера и обучающих компьютерных программ некоторыми педагогами. Исследования также подтверждают этот вывод: современные дети, весь досуг и развлечение которых составляют телевизор, компьютер и смартфон, показывают неспособность самостоятельно придумывать себе развлечения. У таких детей снижены творческие способности, фантазия очерчена рамками виртуального мира, но самое неприятное, что, будучи лишены своих гаджетов, дети демонстрируют психические отклонения: им неинтересно и даже плохо в реальном мире, так что хочется побыстрее вернуться назад в виртуальный. Очевидно, что в дальнейшем, когда такой ребенок вырастет, ему придется преодолеть множество психологических проблем, если он все-таки захочет преуспеть в реальном мире.

Аналогично тому, как коммуникационные технологии не используются пока на пользу процессу образования, так же мы видим и с компьютером. Компьютерные игры способны стать хорошим обучающим тренажером, но для этого необходимы серьезные инвестиции в разработку таких методик и программ, чего у нас в стране пока нет. Максимум что есть - это адаптация иностранных игр, их русификация, но это совсем не то, что нужно.

Рыночные отношения,  элементы которых внедрялись последние двадцать лет в деятельность системы образования, дали свои отрицательные плоды в виде коррупции вокруг вопроса издания и распространения учебников. К сожалению, когда вопросы получения прибыли доминируют над общественной пользой, приходится наблюдать печальную картину, когда издается большое количество некачественных учебников, главная цель которых - не лучше научить детей, а заработать их издателям.

И если вопрос написания адекватного учебника истории был осознан высшим руководством страны в силу его пропагандистской и политической важности, то аналогичное положение вещей со всеми остальными предметами пока еще остались за рамками своего понимания и принятия необходимых мер по исправлению ситуации. Очевидно, что данное решение - не компетенция даже федерального министерства образования: решение о том, что издание учебников должно перестать быть частным бизнесом, должно быть принято на уровне правительства либо это должен регулировать соответствующий законодательный акт. Изданием учебников должно заниматься государственное предприятие, целью которого не должна быть прибыль. Целью издания учебников является максимальная адаптация учебного материала под детское восприятие, чтобы улучшить качество понимания предметов. Очевидно, что необходимо финансировать исследование различных педагогических методик и сравнение их между собой, вместо экспертных заключений, ни за что не отвечающих и нередко ангажированных специалистов.

Previous post Next post
Up