Modern War Institute: Русско-украинская война. Что значат облака пыли над полем боя

Jan 28, 2017 18:02





Русская артиллерия

Мнение действующего американского офицера бронетанковых войск о характере и тактиках ведения боевых действий на Донбассе. В частности он рассматривает новшества, которые, по его мнению, применила Российская Федерация для достижения военного успеха и закрепления его на политическом и дипломатическом уровне.
17 января 2017 г.

Восточноукраинский фронт являет собой пример современной войны, или так о нем обычно говорят. Аналитики, эксперты и военные отмечают операции в киберпространстве, приемы гибридной войны и «серую зону» («серая зона», своеобразная нейтральная полоса между сторонами боевых действий, образованная из-за отвода вооружений от линии соприкосновения согласно Минским договоренностям, прим. переводчика). Но стоит отвлечься на минуту от этих новомодных концептов, и становится очевидно, что характер русско-украинского конфликта достаточно далек от новизны. На самом деле он мало чем отличается на мировые войны прошлого века. Конечно, новые его аспекты породили в военной индустрии дискуссии о меняющемся характере современной войны, однако при этом достаточно редко признается, что конфликт вполне укладывается в традиционные рамки.

Разумеется, в действиях России на Украине присутствует ряд инноваций, среди которых наиболее заметной стало применение полуавтономных батальонных тактических групп (БТГр) и разведывательно-ударной модели операций, которая основана на тесном взаимодействии дронов с огневыми средствами, что позволило повысить скорость поддержки огнем командиров тактических соединений. Однако даже эти новшества применяются в стиле войн прошлого века.

Осадная война в восточной Украине - современный метод ведения боевых действий российских ВС

Удар по городу Зеленополье 11 июля 2014 года является, наверное, наиболее ярким примером новой войны, где суммарный эффект обеспечивается за счет использования тактических дронов в сочетании с батальонной  тактической группой - специально сформированным соединением, предназначенным для достижения тактического превосходства над противником - и обычными огневыми средствами.


Определение БТГр от нашего МО

Данная операция была упреждающим ударом по украинским бригадам, развернутым в районе сосредоточения и готовящимся вести наступательные действия против российских ВС и ополченцев. Ракетные удары предваряли пролеты тактических дронов и кибератаки на украинские средства связи. Стремительный вал артиллерийского огня и ракетных залпов обрушился на украинские позиции вскоре после прибытия дронов, в результате чего украинская сторона потеряла 30 человек убитыми и сотни раненными, боевой техники было уничтожено на два батальона.

Данная операция вызвала беспокойство в рядах американской армии, особенно в отношении изощренных возможностей России по реализации кибератак и эффективности новой российской разведывательно-ударной модели. Данная операция также обнаружила неравенство в ракетных и артиллерийских арсеналах между сухопутными войсками РФ и США. Россия до сих пор обладает и применяет разнообразные виды боеприпасов, включая усовершенствованные неядерные боеприпасы двойного назначения и термобарические боеприпасы, которые Армия США предпочла исключить из своих арсеналов.


Американская реактивная система залпового огня

Бои за Иловайск последовали сразу же после атаки под Зеленопольем. Иловайск, город, расположенный на шоссе стратегического значения, связывающем Донецкую Народную Республику (ДНР) с Россией, был под контролем российских войск и ополченцев. В начале августа 2014 года украинские войска, в попытке вытеснить неприятеля, бросили в бой примерно 8 батальонов. Их усилия привели к относительно скромному успеху - достаточному впрочем для того, чтобы к концу августа Россия срочно переправила многочисленные батальонные тактические группы из Южного военного округа в Ростове-на-Дону для возврата контроля над ситуацией.

Эти силы окружили город, закрыв там украинские войска, и начали осуществлять осадные мероприятия. Многие украинские солдаты докладывали, что отчетливо слышали жужжание русских дронов незадолго до ракетной и артиллерийской атаки - что свидетельствует о новой российской тактике применения дронов, связанных напрямую с батальонными тактическими группами для повышения эффективности огня с закрытых позиций. Украинские войска несколько раз пытались вырваться из заблокированных позиций, но безрезультатно. К концу месяца критическая ситуация вынудила украинское правительство искать политическое решение, что привело к подписанию Минского протокола 5 сентября 2014 года.

Данное соглашение обеспечивало беспрепятственный выход украинских подразделений по безопасному коридору на территорию, контролируемую Украиной. Однако российские войска открыли огонь по выходящим украинским военным. Таким образом, бойня в Иловайске и расстрел мирного коридора привела к гибели более 1000 украинских солдат, сотням раненых и множеству единиц уничтоженной боевой техники. Битва за Иловайск оказалась самой кровавой для украинской армии в этом конфликте. Минск-1 мало повлиял на то, чтобы сдержать боевые действия, и осадные операции российских войск продолжились.

Следующей такой операцией стала Вторая битва за донецкий аэропорт - «маленький Сталинград» для его украинских защитников - которая происходила с сентября 2014 года по январь 2015 года. В ходе боев российские войска рассчитывали воспользоваться украинской инициативой, позволяя им завести на территорию аэропорта значительные силы, перед развертыванием своих многочисленных батальонных тактических групп для окружения объекта. После полного окружения российские войска и ополченцы начали медленное вытеснение контролирующих аэропорт украинских подразделений, в основном это достигалось массированными артиллерийскими и ракетными обстрелами. Нарастив  давление, ВС РФ и ополченцы вошли и зачистили терминалы, ангары и другие объекты, где располагались украинские силовики.


Донецкий аэропорт в ходе боев (фото Sergei L. Loiko / Los Angeles Times)

Объединенная рота, состоящая из военнослужащих ВС РФ и ополченцев, применяла танки для поддержки пехоты на протяжении всей операции по зачистке, обеспечивая прикрытие движения от цели к цели и используя мобильную защищенную огневую мощь для достижения локального превосходства над украинскими пехотными подразделениями. Битва закончилась полным разрушением аэропорта, и украинские войска понесли потери примерно 200 человек убитыми в боях, еще 500 раненых, а счет уничтоженных танков, БМП, артиллерийских орудий и других боевых машин измеряется двузначными числами.

Битва за Дебальцево стала последней крупной осадой в русско-украинской войне. Как и в битве за Иловайск, две стороны боролись за контроль над ключевыми путями сообщений. Город Дебальцево с 25 тыс. жителей был самым восточным куском контролируемой Киевом территории. Город вклинивался выступом в районы, контролируемые ополченцами, и для России он представлял заманчивую возможность по укреплению своего переднего края. 14 января 2015 года российские войска и ополченцы начали наступление, намереваясь прорвать фланги выступа и отрезать украинцев в городе от основной части сил - это классический захват в клещи, напоминающий еще сражение в Арденнах.

Как только кольцо вокруг города замкнулось, ВС РФ обрушили на украинские позиции и городскую инфраструктуру огневую мощь своей артиллерии и ракетных установок. Они также отключили электроэнергию и другие системы обеспечения города, спровоцировав в Дебальцеве гуманитарный кризис. К концу января наступательные действия российских войск в сочетании с суровой украинской зимой повлекли потери среди мирного населения в 6 тыс. жителей  (здесь автор ссылается на страницу одной из дочерних организаций ООН, однако на странице нет никаких данных о потерях) . Еще 8 тыс. покинули Дебальцево. Эта операция повлекла за собой подписание Минска-2 11 февраля 2015 года, однако бои продолжались до 20 февраля, когда город все-таки был сдан ВС РФ и пророссийским ополченцам. Судя по всему, в битве участвовало примерно 8 тыс. с украинской стороны и более 10 тыс. с российской, включая ополченцев. Украинцы потеряли около 200 человек убитыми, более 500 человек ранеными, также сотни человек пропали без вести или были взяты в плен.


Ополченцы забирают оставленный отступившими украинскими военными танк (слева) (фото Pierre Crom/Getty Images)
Развеивая облака пыли: в чем смысл современной осадной войны

Что объясняет очевидное предпочтение Россией осадных операций? Не был ли более выгодным быстрый разгром украинцев? Возможно. Однако выгоды осады в том, что она дает возможность трансформировать военную мощь в политические успехи, при этом затмевая сопутствующие издержки. Быстрая, решительная и агрессивная победа, в результате которой за считанные дни гибнут сотни украинских солдат, контрпродуктивна в плане российских политических задач, тогда как поступательное использование силы со временем позволяет достичь тех же целей с меньшим возмущением мирового сообщества.

Представьте себе колонну танков, движущихся по пустыне. Они могут быстро добраться до цели, двигаясь на полной скорости, но в этом есть риск быть легко обнаруженными по поднятым громадным клубам пыли. А если колонна танков передвигается через пустыню в размеренном темпе, поднимая в воздух как можно меньше пыли, то ее присутствие менее заметно, а задачи менее очевидны. «Облака пыли» на поле боя неизбежны, но то, как их обыгрывают, преследуя те или иные политические цели, и есть суть удачной стратегии. Это ключевой момент в понимании того, почему Россия предпочитает вести осадные боевые действия.

Как иллюстрирует русско-украинская война, батальонная тактическая группа показала себя как очень тонкий и эффективный инструмент ведения осадной войны. Оперативная гибкость и успех данного вида соединений привел к тому, что генерал Валерий Герасимов, начальник Генерального штаба ВС РФ, объявил в сентябре 2016 года о наращивании в войсках количества батальонных тактических групп с 66 до 125 к 2018 году. Кроме того, их будут формировать из военнослужащих на контрактной основе, тогда как личный состав по призыву будет задействован в тыловых соединениях, что, вероятно, еще больше повысит эффективность батальонных тактических групп. Таким образом, Армии США следует ожидать, что данные российские подразделения могут встретиться там, где Россия решит применить сухопутные войска для реализации своих политических интересов.

Российская угроза за пределами Восточной Европы

За пределами Восточной Европы Россия применяет похожий подход в войне в Сирии, в частности в Алеппо. Российские ВС в сотрудничестве с их сирийскими союзниками окружили его, отрезали все пути отхода и беспощадно атаковали город. Так что пристрастие России к реализации осад очевидно присуще не только в украинском конфликте. Методы, которые используют ВС РФ в Сирии, несколько отличаются от тех, что задействовались на Украине. Например, в Сирии вместо плотного артиллерийского и ракетного огня применялась военная авиация. Однако сам подход - осадные действия для достижения политических целей - сохранился.



Развитие операции в Алеппо с 4 января по 17 октября 2016 г.

Эти новые черты русского военного дела - и понимание их в контексте конвенционального (традиционного, неядерного, прим. переводчика) подхода - должны быть взяты на заметку американскими военными стратегами. Современная российская армия получила боевую практику в ходе общевойсковых маневров на всех уровнях командования - качество, над восстановлением которого Армия США работает до сих пор после десятилетия контртеррористических (по сути, карательных, это второе значение употребленного автором слова "counterinsurgency", прим. переводчика) операций в Ираке и Афганистане.

Это может обернуться серьезными неприятностями, если Россия решит продвигаться дальше в Европу, посягая на территорию стран-союзников по НАТО, или если столкновение интересов России и США продолжится в таких регионах, как Сирия. Подготовка к отражению русских кибератак и гибридных тактик крайне важна. И пример Украины очевиден - жизненно необходимо готовить и вооружать ВС США для противодействия конвенциональным методам ведения боевых действий, которые продемонстрировала Россия на Украине.

_____________________
Автор английского текста Амос С. Фокс в настоящее время служит в бронетанковом подразделении ВС США в звании майора и параллельно учится в Школе перспективных военных исследований Армии США (SAMS). Также он получил степень бакалавра в Университете Индианы и магистерскую степень в Университете Бол Стэйт. Ранее принимал участие в командировках в составе 4-й пехотной дивизии и 11-го отдельного бронекавалерийского полка, также работал в Школе специалистов бронетанковых войск Армии США. Мнение автора не отражает позицию официальных структур правительства и ВС США.
_____________________
Это мнение американского офицера на действительной службе о характере и тактиках ведения боевых действий на Донбассе. Судя по образованию, этот офицер не идиот и делает серьезную военную карьеру (учебное заведение SAMS - одна из кузниц генеральских кадров для сухопутных войск США).

Можно с ним не соглашаться по многим пунктам (многое для нас, конечно, звучит дико), но это то, как они примерно видят ситуацию и какие выводы делают. Если абстрагироваться от навязанных западными СМИ оценок и дезинформации, которые вплетаются в текст, то можно извлечь что-то полезное из подобных рассуждений. Хотя бы то, как они смотрят сейчас на нашу армию и военные возможности, что именно они видят и подмечают, и самое главное - чего не видят или о чем молчат.

Логичным было бы предположить, что американцы тоже присутствовали в горячей фазе конфликта на Донбассе, хотя бы в качестве наблюдателей и консультантов, я уже не говорю о других формах участия. Ведь «русско-украинская» война изначально была проектом их элит, и они не могли пропустить такое «шоу». Конечно, не все и не обо всём станут болтать. Однако высказывание этого офицера ценно, так как он представляет широкий пласт среднего командного состава ВС США. И мнение этого пласта и есть мнение всей армии, а не кучки высокопоставленных генералов и спецслужбистов, которые варятся в собственном соку и решают свои задачи, несколько отличные от тех, что прописываются в официальных доктринах и планах. Про спецназ и наемников и говорить нечего, им вообще запрещено иметь мнение на подобные темы.

В любом случае, я представляю его видение на суд тех людей, которые лично там были, наблюдали и участвовали. Надеюсь, они смогут получить некоторое представление о том, насколько выстраиваемая средним офицером армии США картина адекватна и соответствует действительности.

PS Здесь военный блогер twower немного приоткрывает кухню российских БТГр.

UPDATE: По поводу 6 тысяч мирных жителей, якобы погибших в Дебальцево в результате действий ВС РФ. Майор Фокс дал ссылку, где нет никаких данных. Только в адресной строке указано, что это какой-то годовой доклад за 2015 год. Я прошлась по годовым докладам этой ООНовской организации. Нашла вот такой, там не было данных о потерях гражданских ни в Дебальцево, ни на Украине, но была ссылка на совместный доклад этой организации и некой некоммерческой организации PAX за 2015 год по Донбассу. Посмотрела его, там написано "На июль 2015 года в украинском конфликте официально задокументирована гибель более 6 700 человек, включая 2 500 гражданских, и ранение более 17 000". Так что для меня осталось непонятным, где майор Фокс нашел цифру 6000 погибших гражданских только в одном Дебальцево... Что-то перепутал, наверное.


США, Конфликты, Донбасс, Россия, Армия, ВСУ

Previous post Next post
Up