Легенда о боге Радегасте и двух братьях

Mar 27, 2019 12:42

Чешское телевидение не перестает радовать.
Все тот же детский канал. Что любопытно - научно-популярная передача. Кстати, по ссылке внизу под видео есть субтитры (правда, на чешском)

А вот сама легенда для тех, кто не хочет смотреть передачу целиком (хотя оно того стоит)
видео с сайта CZEXPO 2015:

image Click to view


Перевод
Read more... )

внезапно, язычество, Чехия, дети, славяне

Leave a comment

aloslum March 28 2019, 16:23:31 UTC
Действительно, интересен источник предания. Вспомнилось, что у Титмара Ридегостом называется не божество редариев (как у Адама и Хельмольда), а их город, в котором главным был бог Сварожич. А в древнерусском переводе Иоанна Малалы бог-кузнец Гефест был переведён как Сварог (там он назван отцом Дажьбога, а в "Слове некоего христолюбца" Сварожицем назван обожествляемый огонь). Если это аутентичное предание, то оно подтверждает связь Радегаста с кузнечным делом (или жаром от угля).

Reply

svatopolk March 28 2019, 18:28:41 UTC

...или с огнем как таковым вообще...

Обшарил все, что можно, но источник легенды, к сожалению, так и не нашел. Масса этнографических записей 19-20 века с той же Моравы и из Силезии до сих пор не оцифрована, то же и с художественными произведениями 19-го века (а эта легенда вполне может оказаться и авторским творением. Я поначалу на Эрбена грешил, но у него ничего похожего не нашлось).

Зато нашлось вот что. Любецкий хронист Reimarus Kock писал, что храм, посвященный Радегасту, стоял в соседнем Гданьске, а так же в Мекленбурге.

«V Gdaňsku prý uchovávají kus kovu, který učenci neznají a jenž pochází z koruny Radegasta»

«Говорят, в Гданьске хранят кусок металла, который люди образованные не могут определить, и что происходит он от короны Радегаста».

Reply

aloslum March 28 2019, 19:27:32 UTC
С огнём как таковым Радегаста можно связать как Сварожича (рус. Сварожца), а тут имел в виду жар огня именно в связи с кузнечным делом.
К слову, по легенде пришла в голову следующая мысль, если Дажьбог (сын Сварога в древнерусском переводе), представлял солнечный небесный огонь, то Радегаст (Сварожич у Титмара), приходящий и одаривающий ночью, мог представлять подземный огонь, синтетически прослеживается этакая пара антиподов. Но в легенде Сврог не фигурирует (и вроде бы вообще не известен по чешским источникам), то есть эта связь Радегаста с ночью (причём повторённая дважды и вряд ли случайно) могла возникнуть либо в исконном предании, либо у автора знакомого с сопоставлением Радегаста со Сварожичем, а ещё сына Сварога с солнечным Дажьбогом, но пожелавшего скрыть всё это, а не ввести по случаю того же Сварога, известного по патрониму у соседних лютичей. По-моему это больше говорит в пользу аутентичности.

Reply

svatopolk March 29 2019, 00:46:04 UTC

Сварог тут действительно не известен (что не говорит о его полном отсутствии в чешском пантеоне, в конце концов, Ярило тоже не упоминается в составе пантеона Владимира).

Зато обнаружилось подтверждение Вашей догадки! (Приведу текст на чешском)

«...ještě v roce 1705 píše rožnovský farář Jan Vavřek zděšeně o divokých orgiích a slavnostech slunovratu, na které se schází nesmírné množství lidu z panství hukvaldského, rožnovského i frýdeckého, a v době pokojné i pohraniční Slováci uherští. Po starodávném způsobu tančil lid u ohňů a točil hořícími metalami ve vzduchu. Zpěv a hodování se vždy posléze zvrhl na nestřídmé pití, hojné skákání, smyslné tance a všeobecné ukájení pohlavního pudu. Radovánky často končily krvavými hádkami a bitkami až k zabití. „Pro tuto neplechu hora Radhošť nesmírně mnoho lidí ďáblu přivedla”».

То есть речь именно о массовых ночных празднествах на Солнцеворот - пиры, оргии и прочие сопутствующие товары прилагаются - как раз в то время суток, когда одаривал героев легенды Радегаст (ясно, что речь идет о летнем ( ... )

Reply

aloslum March 31 2019, 12:55:33 UTC
Очень-очень многое надумалось в связи с празднованием солнцестояния (Купалы) на горе Радгошть ( ... )

Reply

svatopolk March 31 2019, 15:07:31 UTC

Очень интересные соображения!

А как вписывается в эту модель де-факто-смертность Кащея Бессмертного? В принципе, ее можно было трактовать как приобретение Велесом статуса владыки мертвых, но есть ли тому аналогии? Индийский Яма?

Вспоминается пассаж А. Тутуолы (худлит и черт-те где, но все же): «кто без смерти, тот бессмертный, а кто бес смерти, тот бес - смертный». Уж не знаю, на что он там опирался, и концов не найти: Африка ((

Кстати, я посмотрел другие материалы из этого цикла «легенд». Большинство - очевидные и полные новоделы. В историографии по Радгошти ничего подобного не упоминается, и все сетуют, что материалов по дохристианскому периоду региона вообще крохи. + низкая заселенность края в тот период (хотя кто знает, Хотебуз там сравнительно недалеко, может, и другие городки были, все же янтарный путь. Недаром же мой тезка туда с войной ходил и к ВМ присоединил)

Reply

aloslum April 1 2019, 17:30:09 UTC
Перепутал, говоря о разборе взаимосвязей в паре Аполлон-Дионис, на самом деле имел в виду Аполлон-Гермес (и его аналоги Меркурий, Один) и Дажьбог-Велес, а относительно позднего пришлого Диониса наверное вспомнил по сходству с Шивой. Впрочем это отдельная тема - просто указание на симметричную связь светлых и потусторонних божеств (дающих и забирающих жизнь ( ... )

Reply

aloslum April 1 2019, 17:31:04 UTC
Иван-царевич выдаёт трёх сестёр за Сокола, Орла и Ворона (в чешской сказке о Витеке https://mirckazok.ru/view_post.php?id=832 за Солнце, Месяц и Ветер), возможно они представляют разные времена года ( ... )

Reply

aloslum April 1 2019, 17:31:47 UTC
Ивана оживляют зятья и он отправлялся в царство бабы Яги, куда добирался к началу зимы (убавление дня после Купалы). При этом Марья Моревна остаётся у Кощея. Ср. утопление куклы Морены или дерева, носящего её имя, у украинцев на Купалу (исследователи ещё выражали недоумение, почему эта кукла женская, хотя праздник посвящён мужчине - а у них, согласно сказке, просто пути с этого дня разные). Кстати, иногда на Купалу топили «Май», то есть троицкую берёзку ( ... )

Reply

svatopolk April 2 2019, 07:16:55 UTC

Очень интересная реконструкция получается! Много пищи для размышлений. Спасибо!

Reply

aloslum April 2 2019, 15:06:44 UTC
По поводу связи Радегаста с Кощеем, торжествующим после Купалы (поворот солнца на зиму), а прежде безуспешно хоронимого в виде коршуна-ворона, можно отметить птицу на голове Радегаста по Саксонской хронике Конрада Бото (1492), а турью голову на его щите (там же) или груди (по Анналам герулов и вандалов Николая Маршалка, 1521) можно сопоставить с другим названием Зелёного четверга у чехов и словаков - Турицы, (Сухой четверг в Полесье). Так же назывались у русских зимние Водокрещи (тоже связь с водой, но обратная), когда Иван по моему толкованию был у Яги, повторяя путь Кощея, сравни превращение Добрыни в тура и полугодовое безумие Вольфдитриха, насланное Косматой Эльзой, когда он бродил как дикий зверь ( ... )

Reply

aloslum April 2 2019, 15:08:35 UTC
Ещё к слову о Радегасте и птичках, ранее упоминал обряд «похороны воробья», известный только на севере Нижегородской области. Исследовательница (Корепова К. Е. Русские календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья. С. 341-343) считает его вариантом «похорон кукушки» (на юге Нижегородской области тому соответствует обряд «проводы соловушки», а в Брянской области для проводов кукушки (называемой именно так) ловили воробья). Однако по-моему нижегородские «похороны воробья» соответствуют «похоронам коршуна», а не кукушки - как отмечает исследовательница: «Проводы воробья и проводы весны, которые совершались в те же сроки, здесь никогда не смешивались». Похороны воробья совершались в начале Русальной недели - во вторник после Духова дня (сравни День воды на Украине, когда нельзя было использовать воду - тоже во вторник после Троицы ( ... )

Reply


Leave a comment

Up