Чешское телевидение не перестает радовать.
Все тот же
детский канал. Что любопытно -
научно-популярная передача. Кстати, по ссылке внизу под видео есть субтитры (правда, на чешском)
А вот сама легенда для тех, кто не хочет смотреть передачу целиком (хотя оно того стоит)
видео с сайта CZEXPO 2015:
Click to view
Перевод
(
Read more... )
Reply
...или с огнем как таковым вообще...
Обшарил все, что можно, но источник легенды, к сожалению, так и не нашел. Масса этнографических записей 19-20 века с той же Моравы и из Силезии до сих пор не оцифрована, то же и с художественными произведениями 19-го века (а эта легенда вполне может оказаться и авторским творением. Я поначалу на Эрбена грешил, но у него ничего похожего не нашлось).
Зато нашлось вот что. Любецкий хронист Reimarus Kock писал, что храм, посвященный Радегасту, стоял в соседнем Гданьске, а так же в Мекленбурге.
«V Gdaňsku prý uchovávají kus kovu, který učenci neznají a jenž pochází z koruny Radegasta»
«Говорят, в Гданьске хранят кусок металла, который люди образованные не могут определить, и что происходит он от короны Радегаста».
Reply
К слову, по легенде пришла в голову следующая мысль, если Дажьбог (сын Сварога в древнерусском переводе), представлял солнечный небесный огонь, то Радегаст (Сварожич у Титмара), приходящий и одаривающий ночью, мог представлять подземный огонь, синтетически прослеживается этакая пара антиподов. Но в легенде Сврог не фигурирует (и вроде бы вообще не известен по чешским источникам), то есть эта связь Радегаста с ночью (причём повторённая дважды и вряд ли случайно) могла возникнуть либо в исконном предании, либо у автора знакомого с сопоставлением Радегаста со Сварожичем, а ещё сына Сварога с солнечным Дажьбогом, но пожелавшего скрыть всё это, а не ввести по случаю того же Сварога, известного по патрониму у соседних лютичей. По-моему это больше говорит в пользу аутентичности.
Reply
Сварог тут действительно не известен (что не говорит о его полном отсутствии в чешском пантеоне, в конце концов, Ярило тоже не упоминается в составе пантеона Владимира).
Зато обнаружилось подтверждение Вашей догадки! (Приведу текст на чешском)
«...ještě v roce 1705 píše rožnovský farář Jan Vavřek zděšeně o divokých orgiích a slavnostech slunovratu, na které se schází nesmírné množství lidu z panství hukvaldského, rožnovského i frýdeckého, a v době pokojné i pohraniční Slováci uherští. Po starodávném způsobu tančil lid u ohňů a točil hořícími metalami ve vzduchu. Zpěv a hodování se vždy posléze zvrhl na nestřídmé pití, hojné skákání, smyslné tance a všeobecné ukájení pohlavního pudu. Radovánky často končily krvavými hádkami a bitkami až k zabití. „Pro tuto neplechu hora Radhošť nesmírně mnoho lidí ďáblu přivedla”».
То есть речь именно о массовых ночных празднествах на Солнцеворот - пиры, оргии и прочие сопутствующие товары прилагаются - как раз в то время суток, когда одаривал героев легенды Радегаст (ясно, что речь идет о летнем ( ... )
Reply
Reply
Очень интересные соображения!
А как вписывается в эту модель де-факто-смертность Кащея Бессмертного? В принципе, ее можно было трактовать как приобретение Велесом статуса владыки мертвых, но есть ли тому аналогии? Индийский Яма?
Вспоминается пассаж А. Тутуолы (худлит и черт-те где, но все же): «кто без смерти, тот бессмертный, а кто бес смерти, тот бес - смертный». Уж не знаю, на что он там опирался, и концов не найти: Африка ((
Кстати, я посмотрел другие материалы из этого цикла «легенд». Большинство - очевидные и полные новоделы. В историографии по Радгошти ничего подобного не упоминается, и все сетуют, что материалов по дохристианскому периоду региона вообще крохи. + низкая заселенность края в тот период (хотя кто знает, Хотебуз там сравнительно недалеко, может, и другие городки были, все же янтарный путь. Недаром же мой тезка туда с войной ходил и к ВМ присоединил)
Reply
Reply
Reply
Reply
Очень интересная реконструкция получается! Много пищи для размышлений. Спасибо!
Reply
Reply
Reply
Leave a comment