Найджел Джексон. Маски Хаоса: Рогатый Бог и его культ в Европе

Nov 10, 2014 22:37



(C) перевод svart_ulfr

II глава. Белый олень Аннона Среди темных чащоб и тенистых зарослей друидизма древних кельтов порой можно встретить силуэт белого оленя, чью шею украшает серебряная корона. Этот зверь служит живым воплощением Тайны, глашатаем чудес, что сопровождает искателя на пути в удивительные миры инициатического опыта. Его история восходит к эпохе неолита, задолго до времени появления индоевропейцев.

Белый Олень-Психопомп - это колдовское обличье, что принимает Рогатый бог, появляясь в романах артуровского цикла: он заманивает преследующих его рыцарей все глубже в чащи Иного мира.

В «Мабиногионе» подобный олень завлек в царство Аннона Пуйла, правителя Дифеда, где тот поменялся местами с владыкой Иного мира, Аравном, которого представляли как всадника со сворой белых псов с красными ушами, Кон Аннон («гончих Аннона»), и с охотничьим рогом на шее. Имя «Аравн» некоторыми комментаторами связывается с Херном.

Галльского Рогатого бога именовали «Кернунном»(Cernunnos), что означает «Рогатый» или «Бог с оленьей головой»: это имя обнаружено на «колонне лодочников», фрагменты которой нашли в Соборе Парижской Богоматери, где бог изображен с торквесами на рогах. На галло-римской стеле из Реймса Кернунн сидит, скрестив ноги, и рассыпает из мешка монеты, поскольку он владеет богатствами предков и Иного мира, подобно италийскому Плутону. Над ним вырезана крыса, а под ногами бога изображены священные олень и бык, которые наряду с Козлом, представляют собой его основные тотемы. На кельто-скифском котле из Гундерструпа божество держит в одной руке змею с бараньей головой, а в другой - торквес.

Судя по всему, «Кернуннос» - это эпитет божества, относящийся к персонажу, чье настоящее имя было ВИНД (VINDOS) - «белый»: это слово происходит от индоевропейских корней *WEI - «чистый» и *HWIT - «быть белым» (сравните с родственным санскритским CVETA, «белый»).

Винд был сыном Ноденса («туманного охотника»), и имя его обноруживается в топонимике некоторых культовых мест Европы, где были найдены изображения рогатого божества, таких как Вена (Виндобона), нортумберлендский Честерхолм (Виндоланд) и дарэмский Эбчестер (Виндомора).

Винд-Кернуннос, Белый Охотник с оленьей головой, - вот истинный Рогатый бог, почитаемый древними кельтами, отпрыск Небесного Отца, Ноденса, архетип Божественного Воителя-Охотника, Исступленного Чародея-Провидца и Проводника Душ в Андумнос, загробный мир. Его важную роль в индоевропейском друидизме подтверждают изображения трехликого Кернунноса из Румынии и Галлии, которые указывают на всеобъемлющую силу Рогатого бога, как тройственного владыки магической и духовной премудрости (дух / дыхание / голова), жизненной энергии (огонь / грудь), и изобилия, эротизма и богатства (вода / земля / чресла).

Ноденс, его отец, Однорукий Меченосец, тождественен Дьяусу-Митре индийских Вед, тевтонскому Тейвазу, римскому Юпитеру/Дию Фидию, греческому Зевсу и ирландскому Нуаду Серебряной Руке. Это светлое дневное божество, Владыка Небес, который поддерживает естественный порядок и космический закон, как небесный правитель par excellence. Винд же олицетворяет сокровенную ипостась Ноденса - внесоциальное воплощение Хаоса, хтоническое и териоморфное.

В валлийско-бретонском изводе общекельтской друидической религии, Винд Мак Ноденс превратился в Гвинна ап Нудда, короля фейри Аннона и Хозяина Дикой Охоты валлийской традиции. Он скачет по ночам в сопровождении белых «гончих Аннона» и переносит души умерших на вершину Гластонбери Тор, главным вратам в Преисподнюю.

Гвинн - владыка фейри: он правит преображенными душами предков, Плант Аннон, или Волшебным народом. Шум его гончих, что мчатся над пустошами в полночь, неотделим от криков перелетных гусей - птиц, олицетворяющих трансовый полет, смертный экстаз и орнитоморфные души-двойники.

В дошедших до нас валлийских преданиях Рогатый бог фигурирует в трех ипостасях:

«Гвинн, сын Эсни; Гвинн, сын Нвире и Гвинн, сын Нудда Серебряной Руки». Повесть «Килох и Олвен» упоминает «Гвина, сына Hудда, которого Господь поставил стеречь демонов Аннуина, чтобы они не уничтожили мир 71. Тебе не удастся вызволить его из преисподней» (Пер.В. Эрлихмана)

Это значит, что Гвинна, Белого Бога-Оленя, выпускают из глубин на волю в день Калан Гаэфа, или Самайна, когда Вселенная и впрямь рушится, огни времени гаснут и весь мир растворяется и возвращается к истокам, ибо наступает Ночь Богов. В этот ужасный промежуток времени власть принадлежит Гвинну и его призрачному воинству. Они воплощают священные силы Хаоса и Смуты, которые порождают все сущее в первозданной новизне, и наступает Новый год, осененный светом нового Огня, мистическим образом воспроизводящий первый миг сотворения мира.

В гэльской традиции мы встречаем Рогатого бога Винда в образе Финна Мак Кумайла (Белого, сына Орешника), которого мы теоретически могли бы назвать «Финном Мак Нуадау» - ведь в действительности его матерью была внучка Нуаду.

Финн как волшебный Рогатый Охотник Эрина стоял во главе священного отряда воинов-магов - фианны (фениев), что бродил по пустошам за пределами нормального общества и жил по собственным законам. Доктор Энн Росс описывала их как обитателей сумеречной границы между сверхъестественным и реальным миром, и отмечала, что для вступления в эту дружину соискатели проходили «…устрашающие обряды инициации и испытания <…>. Фении, допущенные в отряд, могли свободно путешествовать в другие миры, принимая по своему желанию облик и свойства различных животных».

Фианна - типично индоевропейское военно-магическое объединение; эта же мифическая модель лежит в основе дружины эйнхериев, Дикого Воинства, полчищ германских вервольфов и Дикой Охоты. Членов таких экстрасоциальных групп наделяли священным статусом «волков» и «живых мертвецов», действующих вне общепринятых правил.

Будучи «Богом с головой оленя», Финн, с помощью волшебного капюшона, «куколя», мог принимать облик оленя, пса и человека; связь с рогатыми лесными зверями подтверждает то обстоятельство, что одна из его жен была колдовством превращена в важенку и родила ему сына Ойсина («Маленького Оленя»).

Сопровождаемый двумя псами, Бранном и Скеоланом, Финн - подлинный Рогатый Охотник Зеленого острова, Волшебный Охотник гэльского мира.

Финн был филидом (провидцем) и вдохновенным поэтом-магом, - ведь он вкусил плоти Лосося Знаний, что питался в Ином мире плодами с Девяти Орешников Мудрости. Это случилось, когда Финн был еще юным: после семилетнего бдения в Линн Феик, что на реке Бойн, друид Финнекес поймал Лосося и повелел молодому Финну приготовить рыбу. Обжегши об рыбу палец, тот сунул его в рот и сразу постиг все сущее, овладел всеми тайными знаниями и превратился во всеведущего провидца.

Вспомним еще о змеиных таинствах медяницы из германского фольклора: эта белая змея обитает под лесным орешником, и если отведать ее мяса, то можно обрести вдохновенную мудрость. О волшебнике Майкле Скоте говорили, что свою магическую силу и мудрость он обрел, съев белую змею.

Возможно, что эпизод с Лососем Знаний представляет ключевой миф в фенийском цикле преданий о Рогатом боге, поскольку, согласно некоторым источникам, то был Финтан или Виндосен, «Древний Белый», в обличье лосося, которого и съел Финн. Финтан - невероятно древнее существо: сын Бохры (Океана), дочери Бита (Мира), он жил с первых дней мира в обличье орла, ястреба и лосося, храня воспоминания и мудрость с самых ранних времен как старейший из живых созданий. Таким образом, Рогатый, Винд-Кернунн, обладает первородными памятью и знаниями Лосося, Виндо-Сена. Эта память о подземном мире и составляет богатство Кернунноса. Ибо Рогатый бог как древнейшее из живых существ, как Древний Белый, существовал с незапамятных времен - всесознающий,, погруженный в невообразимые размышления.

Премудрый и превосходящий летами иные из корявых и седых дубов, королевский Белый Олень из Реденвре или лосось из Ллин Ллиу, полный могучих чар, он грезит в речной пещере, пока сменяют друг друга бесчисленные эоны.

Еще один неясный кельтский архетип Рогатого бога обнаруживается в образе Морврана («Великого Ворона»), сына богини Керидвен, Хозяйки Котла. В Мабиногионе он предстает как волосатый и рогатый демонический дикарь:

« С Морвраном… в битве при Камлане никто не осмелился скрестить оружие из-за его устрашающего вида, и все думали, что это сам дьявол, ибо волосы на лице его торчали, как оленья шерсть».

Редактура annablaze

P. S. Не покидало меня несколько дней ощущение, что имя "Ноденс" мне когда-то уже попадалось на глаза, но где - вспомнить не удавалось.

И вот вспомнил.

"...and upon dolphins’ backs was balanced a vast crenulate shell wherein rode the grey and awful form of primal Nodens, Lord of the Great Abyss".

Г.Ф. Лавкрафт, «Загадочный дом на туманном утёсе‎». Тут он, если верить исследователям, появляется впервые.

А вот из более позднего

"...hoary and immemorial Nodens, Lord of the Great Abyss".

"...and archaic Nodens was bellowing his guidance from unhinted deeps".

"And hoary Nodens raised a howl of triumph when Nyarlathotep, close on his quarry, stopped baffled by a glare that seared his formless hunting-horrors to grey dust".

Это уже «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата».

Собственно говоря, единственный из Древнейших Богов, имеющий у мэтра имя.

олень, Дикая Охота, мои переводы, Ирландия, Рим, Боги, Джексон, Англия, кельты, Кернуннос, колдовство, Лавкрафт, германцы, мужские союзы, фейри

Previous post Next post
Up