(C) перевод
svart_ulfr Различные ветви древа
Первые упоминания о кимбанде как действующей традиции относятся к началу XX века. Тогда ее рассматривали как «плохую» и «злую» традицию, которой следует противопоставлять добрые и милосердные деяния умбанды - другой духовной традиции, сформировавшейся в 1908 году в Рио-де-Жанейро. Даже по сей день некоторые полагают, что Эшу - это, фактически, христианский Дьявол, и что в присутствии духов не следует вспоминать имя Иисуса или обращаться к каким-либо элементам христианства. Подобные суеверия особенно распространены среди низших и малообразованных классов бразильского общества.
На сегодняшний день в Бразилии и Латинской Америке действует три или четыре основных «течения» кимбанды:
Кимбанда пура (Quimbanda Pura) чаще всего практикуется в домах умбанды как некое побочное направление. Это течение сильно смешано с умбандой. С одной стороны, эшу считаются посланниками ориша, но с другой - мыслятся как христианские черти. Кимбанда пура полагает, что эшу и помба-жира - это духи тьмы и что они должны развиваться, совершая добрые и милосердные поступки. В этом течении кимбанды нет собственных посвящений, но войти в традицию может лишь тот, кто прошел множество посвящений умбанды. Некоторые считают это течение глубоко искаженным и полным излишних предрассудков, возникших под влиянием умбанды.
Кимбанда д’Ангола (Quimbanda d’Angola) рассматривается как независимая религия и традиция, никак не связанная с умбандой. Это течение иногда называют «культом высоких эшу»: эшу и помба-жира мыслятся здесь не как духи тьмы, но, скорее, как высокоразвитые духовные сущности. Кимбанда д’Ангола позиционирует себя как самое древнее и «чистое» направление кимбанды, однако следы многих разнородных влияний, которым она подверглась за свою историю, заставляют усомниться в чистоте ее происхождения. Одно из свидетельств тому - принятые в ней девять степеней посвящения, подчас неоправданно дорогостоящие и содержащие немало элементов европейского ведовства, масонства и церемониальной магии (так, например, посвященным одной из низших степеней вручают церемониальный меч). Если кимбанда пура учит, что эшу и помба-жира подчиняются воле ориша, то кимбанда д’Ангола утверждает, что этими духами управляют ангольские нкиси. Кимбанду д’Ангола практикуют, главным образом, на юге Бразилии, в Уругвае и других странах Латинской Америки, известных своими инновациями в сфере религиозных культов.
Малей (Malei) - культ кимбанды, недавно возникший на севере Бразилии. Его последователи фактически отождествляют эшу и помба-жира с нкиси - проявлениями Аливайи/Бонбожилы (Alivaia/Bonbojila). Этот довольно сомнительный культ назван по одной из линии эшу - линии Малей, во главе которой стоит Эшу Рей и которую составляют духи тьмы, навязчивые, злонравные и известные своей вспыльчивостью. Приверженцы культа Малей объявляют его самым правильным течением кимбанды, теснее прочих связанным с африканскими корнями нашей традиции. Это, опять-таки, весьма спорное утверждение, поскольку практики Малей очень далеки от той разновидности кимбанды, что практикуется в Африке. Последователи Малей полагают себя «хардкором кимбанды» и разыгрывают роли жестоких мачо, заинтересованных, главным образом, в разрушении и смерти и пренебрегающих ролью эшу как «хранителей гармонии».
Киумбанда (Ki’umbanda) - молодое течение кимбанды, недавно основанное в Бразилии скандинавским кимбандейро Николаем де Маттосом, бывшим главой одной из телемитских лож гностического вуду, посвященным в таинства Саббатического культа (Cultus Sabbati). Эта традиция находится под сильным влиянием европейского мистицизма и саббатического ведовства.
Разумеется, каждое из перечисленных течений утверждает, что только оно - «подлинное», «истинное» и конечно же, самое могущественное направление кимбанды. Однако большинство из них сходятся в том, что для практики кимбанды необходимо соблюдать следующие условия:
1. Посвящение должен проводить действительный Тата Ти Кимбанда или Тата Нганга Ти
Кимбанда (жрец).
2. Нужно узнать своих личных эшу и помба-жира.
3. Нужно исполнить первое и второе «обригасоис» (obrigações, обязательства) перед эшу и помба-жира;
4. Нужно пройти первое, тайное посвящение в кимбанду, в которое входят:
а) катулагем (catulagem, обряд, сходный с райяменто в традиции кубинского пало);
б) менга (menga, жертвоприношение);
в) марки (marcas), или тайные коды (пароли, способы рукопожатия и т.д.);
г) получение тайных понто рискадо;
д) получение личного тайного имени в традиции кимбанды;
е) получение особого гиаме (guiame), или ожерелья (сходного с бандера в традиции пало);
ж) получение файша (faixa), или пояса (сходного с кордоном в традиции пало);
з) получение основы душ (сходной с «котлом предком» в традиции пало);
и) получение основ эшу и помба-жира (сходных с нганга в традиции палеро).
Тем не менее, в кимбанде, как и во всех традициях работы с духами, не существует незыблемых правил, не подлежащих никаким изменениям. Самая важная составляющая кимбанды - это личный контакт человека со своими эшу и помба-жира. Вследствие тесных связей между кимбандой и кубинским пало посвященные нередко переходят из пало в кимбанду или наоборот, пропуская при этом ступени посвящения, ранее пройденные в другой традиции.
Редактура
annablaze