(C) перевод
svart_ulfr Глава II
Белая свеча
Верования и практики
Настоящая смерть
Моя первая встреча с Тощей Леди в Америке произошла в супермаркете «Фиеста», что на юго-западе Хьюстона; случилось это в начале 2005 года. Прежде, чем направиться к выходу, я решил посмотреть на ассортимент вотивных свечей. Игнорируя правила пожарной безопасности, запрещающие хранить в кабинетах Хьюстонского Университета горючие материалы, я искал новую свечу Девы Марии Гваделупской, которую хотел добавить к уже имеющейся коллекции, расположенной на верху моей картотеки. Я надеялся, что изображенная на банке «Дева-метиска» вдохновит меня на дальнейшее исследование, посвященное этой «королеве Мексики». И вдруг в какой-то момент - оказавшийся впоследствии очень важным, но тогда совсем неосознанный, - мои взоры привлекла новинка, стоявшая среди прочих обетных свечей, украшенных изображениями святых (как официальных, так и народных) или же магическими заклинаниями, такими как «Ven a mi» («приди ко мне»).
Святая Смерть, с которой наши дороги пересеклись в Мехико, взирала на меня с полки моего районного супермаркета - на сей раз она приобрела форму белой обетной свечи. Заинтригованный появлением этой мексиканской гостьи в моих краях, я положил свечу в корзину и пошел к кассе, совершенно позабыв о Деве Марии и о томатило. Так Санта Муэрте присоединилась к прочим нарушителям правил пожарной безопасности, заняв место на несгораемом шкафе, возле своей «коллеги», мексиканского народного святого Нино Фиденсио. Это была моя первая покупка, связанная с культом Святой Смерти, и она долго оставалась рядом с Дитя Фиденсио, известным в начале XX века народным целителем (курандеро),и впоследствии переехала в мой новый кабинет, уже в стенах Университета Содружества Виргинии. Хотя сама свеча и пострадала во время моего летнего переезда, я был уверен, что Белая Сестра покажет мне свою сущность в ходе исследования верований и практик, которыми верующие призывают ее к действию.
Невзирая на странность и эзотеричность культа, некоторые из его догматов и ритуалов могут показаться весьма утилитарными. Речь, главным образом, о том, что цель этих действий - заставить Святую Смерть действовать от имени своих почитателей. В частности, порой верующие совершают определенные ритуальные действия, чтобы вызвать чудесное вмешательство Могущественной Леди. Чудо, или ощутимое сверхъестественное вмешательство, может быть как малым - например, продажа нескольких дополнительных кесадилий за день уличным продавцом, так и большим - безопасная доставка многомиллионной партии метамфетаминов в Атланту. Вопреки своему пугающему скелетному облику, вызывающему у непосвященных ассоциации лишь со смертью и покоем, Санта Муэрте выполняет также функции целителя; она наделяет дарами и наказывает виновных. Это одна из самых трудолюбивых и действенных народных святых по обе стороны границы.
Ее превращение из объекта оккультного поклонения в героиню публичного культа, разумеется, вызвало в ней соответствующие изменения. На протяжении большей части XX века в полевых записях антропологов и этнографов, перед нами предстает «красная Святая Смерть» любовной магии. В частности, ее «профилем» можно считать контроль над мужчинами и пересечение их измен; Святая Смерть «бросала их к ногам» ревнивых жен и подруг. Но с ростом преступности, вызванным наркотическим бумом 1990-ых, «черная Святая Смерть» темных дел оказалась в центре внимания, когда ее изображения стали появляться на алтарях наркоторговцев. И эта аморальная Мрачная Жница, во славу которой зажигают черные свечи ее почитатели, по-прежнему находится в центре внимания СМИ по обе стороны границы и во многом диктует общественное восприятие святой. Но если мы отрешимся от кричащих заголовков, то станет ясно, что образ скелетной святой становится все более и более сложным. Хотя красные и черные алтарные свечи и представляют собой очень важные аспекты ее личности, являясь темами двух глав этой книги, это лишь два цвета, две грани ее современного образа, лучше всего выраженного радужным великолепием семицветной свечи.