Забрал сегодня свой йольский светильник - Julleuchter , сиречь башенный светильник , нем. Turmleuchter .
Йольский светильник - это полая четырехстенная башенка, которая в Германии еще известна под названием Светильник-башня (нем. Turmleuchter).Светильники украшались разделенными на четыре, шесть или восемь частей солнечными колесами, ромбами, скрещенными линиями.
При иных обстоятельствах он был бы известен сегодня только горстке профессиональных историков и фольклористов. Вполне возможно, что какой-нибудь любящий свечи шведский дизайнер использовал бы его форму, и сейчас в ИКЕА можно было бы купить дешёвую версию «башенного подсвечника». Но судьба его сложилась иначе... Мы хорошо знаем сказку о светлоликой принцессе, которую заколдовала злая старуха и заперла в высокую башню, где принцесса спит вечным сном.Но молодой герой забирается в башню, оживляет девушку своим поцелуем, после чего весь мир начинает радоваться новым светом и счастьем влюбленных...
Зная контекст не тяжело понять, что принцесса - это Солнце (германская солнечная богиня Суна ), темная башня (или склеп, гроб) -это потаенная основа, бессознательное, невидимый мир мудрости (что символизирует основание Светильника Йоля), смерть. Сон принцессы - это состояние Солнца в самой нижней точке Года, юный герой - это вечный Всеотец (Alfater, Wralda) или божественный его посланник, а поцелуй и любовь - это та активная всепробуждающая, всеизменяющая, преображающая Космос сила творения. Принцесса поднимается из своей символической "неволи" (внутренний свет в Светильнике) и начинает сиять для всего мира (пламя на светильнике).
Что же это такое - "Светильник Йоля" (Yulleuchter) ? Выглядит просто - небольшой подсвечник из обожженной глины, полый внутри, сужающийся кверху, по форме напоминает гору или башенку, диаметром около 3 см, около 7 см. в высоту. По четырем его сторонам вырезаны сердца (т.н. "сердце Ирты") и руны Хагал. Одна восковая свеча ставится внутрь, вторая - сверху.
"Светильник Йоля" используются различными новоязыческими и ариософскими общинами во время различных ритуалов, в частности - на праздниках Солнцестояния и Равноденствия.
Напомним, что в традиционном европейском понимании Год основан на четырех цикличных положениях Земли по отношению к Солнцу, даты которых соответствуют четырем основным годичным праздникам у последователей возрожденного германского язычества и ариософов:
- Весеннее Равноденствие, праздник Остары (Ostara-Feier), символизирующий возрождение Солнца. Во время ритуала, совершаемого в этот день (20 число месяца Lenzing), вначале зажигают нижнюю свечу, а затем, в конце ритуала, эта свеча переносится на вершину светильника.
- Летнее Солнцестояние (Mittsommer-Feier), символизирующий Солнце, вошедшее в полную силу (бога Бальдура). Во время ритуала, совершаемого в этот день (20 число месяца Brachmond), свеча горит только на вершине светильника.
- Осеннее Равноденствие или Осенний Тинг (Herbst-Thing) - праздник, символизирующий начало нисхождения Солнца в Мир Иной. Во время ритуала, совершаемого в этот день (20 число месяца Scheiding), свеча зажигается на вершине светильника, а затем переносится вниз.
- Во время Зимнего Равноденствия в течение 12 или 13 ночей проводятся ритуалы праздника Йоль (христианское Рождество) (прим.переводчика - значение этого слова до сих пор туманно; большинство исследователей трактуют его как “Поворот Года”; впрочем, по значению ему близок и корень “юл-” в русском слове "юла"). В первую ночь, которая зовется "Материнской" (Mutternacht - 20 число месяца Julmond), свеча все время горит внизу. В (пред)последнюю, "Двенадцатую ночь" (Zwoelfnacht - 31 число месяца Julmond) по окончанию ритуала свечу снова переносят наверх - это Солнце, просыпающееся, чтобы вернуться на Землю из мрака Иного Мира. Если говорить о символике огня , то сакральный образ пламени домашнего очага, огненного жертвенника или алтаря присутствует во всех уголках нашей планеты. Огонь воспринимался как выражение духа, жизни и божественного покровительства. В Литве, например, свято почитали Габию - огонь домашнего очага. Огонь воспринимали как частицу самого Солнца, а процесс зажжения или тушения сопровождался всяческими обрядами, заговорами, молитвами и другими традиционными действиями.
Символически образ башни также связан с образом священной Мировой горы в индоевропейской мифологии. В Индии это Меру, космологический центр Земли и Вселенной, вокруг которого вращаются небесные светила, а на нем живут могущественные боги. В одном из литературных древнеиндийских религиозных текстов существует описание, где говорится, что на горе Меру боги видят Солнце, которое днем движется по небу в сторону Севера, а ночью - в сторону Юга. Божественный день и божественная ночь - это как целый человеческий Год. Метафизическое понятие Меру имеет свои аналоги и в мифологии европейских народов (например, древнегреческий Олимп), но интересно то, что образ Мировой горы часто связан с Севером или северным направлением, а это уже дает нам повод ассоциировать символический образ Горы (Башни) с так называемой сакральной Осью жизни, Мировой Осью, axis mundi , Древом жизни в арийской космологии.
Древо жизни в европейской мифологии представляется как единство всех физических и метафизических уровней Вселенной.Это скандинавский Игдрасиль , Ирминсуль древних саксов, балтское Древо жизни или Древо Бытия, крона которого поднимается в сферу небесных богов, а корни опускаются в загадочные темные недра. Это как довольно упрощенная, графически изображенная вертикаль: Север-Юг или Верх-Низ, говорящая нам о мировом единстве в полярной двойственности, в котором соединяется, переплетается и разъединяется то, что внутри, и то, что снаружи, лед и огонь, дух и материя. Это символически выраженное Всё ( das al ).
Информация взята
отсюда,
отсюда и
отсюда Желающим завести у себя на столе маленькую священную гору - добро пожаловать в
ЖЖ мастера За наводку на Julleuchter - Danke schön герру
smelding'у