Мифологемы фильма "Брат"

Dec 09, 2011 03:06



Киноискусство не может долго без создания мифов. В 90-е годы, после длительного перерыва, появился глубоко народный почти сказочный и в чём-то мифологичный Данила Багров. Уже само имя его - из русских былин о богатырях. Зрителей сразу же подкупила его простота, народность, уходящая корнями в фольклорные истоки. В нём вновь угадывался и Илья Муромец, и Иванушка-Дурачок. Сами сюжеты «братьев» имеют сказочные корни.

Еще в первом Брате Балобанов использовал сказочно-фольклорную основу сюжета о братьях, когда они по очереди ходят в город счастья искать. Вообще, мотив поиска является одним из главных мотивов в сказках. История фильма начинается с того, что Данила собирается искать старшего брата, которого мать ставит Даниле в пример. Она говорит, что Витя - большой человек в городе, ее последняя надежда. Словом, старший брат умный, а младший - дурак. Как это обычно бывает, настоящим героем оказывается старший брат, а Витя - это ложный герой. Их противопоставление указано на всех уровнях. Витя зрелый, Данила еще совсем молодой, Витя работает и при деньгах, Данила безработный и без гроша в кармане. Младший брат, в отличие от старшего, обладает внутренней силой, он симпатичнее, он простой и очень скромный и сказочно силён. Как настоящий сказочный герой, Данила никогда своей силой не хвастается, сам на подвиги не напрашивается и наград не ищет. Врагов он крушит как бы нехотя, мимоходом, всегда отстаивая правду и защищая беззащитных. В общем, все поведение Данилы в фильме совпадает с хранящимися где-то внутри родовой памяти представлений о русском фольклорном герое: простом, добром, сильном и справедливом.

Первый, с кем знакомится Данила в городе - петербургский бомж Гофман, играющий очень важную роль в структуре фильма. Если продолжить параллели с волшебной сказкой, то Гофман, которому Данила оказывает услугу, становится для него добрым помощником и дарителем. Кстати в сказках такой помощник тоже встречается случайно и где-то на дороге и всегда до того, как герой нашёл то, что ищет. В данном случае Данила ищет старшего брата, который должен занять место отца. Когда Данила находит своего старшего брата, тот его кормит, одевает, рассказывает что нужно делать, чтоб выжить в городе, но потом, выясняется, что он предаёт Данилу. Таким образом Виктор - это псевдо-отец, фальшивая модель авторитета. А вот встреченный Данилой немец оказывается не только добрым помощником, но и в некотором роде действительно отцовской заменой. Он хоть и пожилой бомж, зато добрый и мудрый. Вообще немец противопоставляется Вите в фильме уже с самого начала тем, что приехав в город и не найдя старшого брата, Данила встречает на улице Гофмана, а потом дает ему хлеб, предназначенный как раз для брата в качестве гостинца от матери. И разделение хлеба здесь - как знак глубокого духовного братства.

Некая сказочнность немца Гофмана и в том, что Даниле никогда не надо его специально искать - он как бы "постоянно везде", как призрак из прошлого. С одной стороны это опять подчеркивает его противопоставление Вите, которого Данила долго ищет по городу,а с другой - указывает на его связь с нефизическим, нереальным миром. Кстати, как бомж он продает на барахолке ни что нибудь, а часы, буквально "символ уходящего времени", а живет он на кладбище - на границе жизни и смерти. Мудрый немец, как сказочный чародей или отец, ненавязчиво учит Данилу жизни. Он предупреждает его о недобром влиянии города на душу, и в этом тоже Гофман противопоставлен Вите: для старшого брата чем больше город, тем лучше, он говорит, что "Питер красивый город, но провинция", что "в Москву ехать надо", а это напоминает слова Немца о прямой зависимости размеров города и его воздействия на человека, и здесь речь идет именно о страшной силе города.

Немец Гофман, который при этом русский бомж, является единственным персонажем в фильме, с которым Данила ведет серьезные, глубокие разговоры - ни с кем другим у него это не получается. Вообще Балобанов видимо сделал персонажа немцем не просто так, но в качестве воплощения традиционной западной мысли и гуманизма, но с другой стороны - и олицетворением русской мудрости, простоты - вплоть до бродяжничества. Такой вот непростой образ; чего в нем больше - русскости или немецкости, нелегко и понять.Например, своей немецкой интеллигентностью (притом, что он бомж), Гофман контрастирует со страшим братом, который груб и жесток. Кстати, в криминальном мире его называют Татарином.

И вот эти два совершенно разных героя и окружают Данилу.Он оказывается как бы между двумя полюсами.Витя Татарин - это Восток, а немец Гофман - Запад. Живущий на кладбище немец - это, можно сказать, даже олицетворение "нерусской" души самого города, ведь известно, что костяк города составляли именно немцы. При этом, хотя Гофман и немецкого происхождения, в нем есть все черты классического русского литературного героя, - но в то же время и глубоко народные качества. Он, например, по-христиански делит с бомжами хлеб и воду. Вообще, немец в фильме - доказательство того, что братство зависит не только от семьи и национальности: он более русский, чем многие собственно русские в фильме.

Если продолжать тему сказочной традиции фильма, то она заключена и в самом имени немца, ведь в XIX веке жил знаменитый сказочник Гофман, пользовавшийся большой популярностью среди русских писателей периода русского романтизма.Именно сказочник Гофман оказал огромное влияние на так называемые "петербургские тексты" - это и "Пиковая Дама" Пушкина, и петербургские повести Гоголя, и произведения Достоевского. Во всех этих произведениях помимо того, что действие происходит в Питере, везде есть мистика и элемент сказочности.Поэтому выбрав такое имя для персонажа, Балобанов не только признает, таким образом, связь со сказочной литературной традицией, но и указывает на присутствие в фильме русской традиции "петербургского текста", в котором один из повторяющихся мотивов - прогулки главного геоя по Петербургу. Данила тоже их совершает, причем практически первое, что он видит, приехав в город - это Медный Всадник, важнейший символ всей традиции "петербургского текста".

Правда, отличительная особенность кинотекста Балобанова от литературных текстов Гоголя и Достоевского в том, что их герои бродят по питерским улицам и мостам с беспокойством, в глубоком раздумье и бесцельно - ну, или же увлеченные какой-то мистической силой. В прогулках Данилы же нет никакого беспокойства, они осмысленны, герой постоянно что-то ищет - не брата, так квартиру, не квартиру так новый диск Бутусова...Данила очень рационален, поэтому если уж сравнивать его с героями "петербургских текстов", - такими, как, скажем, Раскольников, то это, конечно, странный Раскольников. В нем хоть и есть обостренное чувство справедливости, и, потом, он тоже совершает преступление, но зато в нем совершенно нет сомнений и рефлексии.Хотя отголоски того же "Преступления и наказания" в фильме очевидны - когда Данила после лихорадки, измученный, серый, выходит в грязный и тоже серый петербургский двор, перед нами как будто сам Родион Романович, но только уже 90-х годов XX века, с плеером и наушниками.

Как вы помните, музыка группы «Наутилус» как и сам Бутусов для Данилы не просто музыка, приятный фон для прогулок по чужому серому Питеру, Бутусов почти божество. Всю свою подготовительную киллерскую деятельность Данила всегда совершает, слушая «Наутилуса», погружаясь в своего рода транс. Такое углубление для героя всегда помощь и защита. Причем «Наутилус» служит для героя не только защитной стеной от окружающей среды, но и в буквальном смысле оберегает его, особенно наглядно это охранное свойство конкретизируется когда в Данилу стреляет лучший местный киллер и пуля попадает в плеер. Плеер становится чем-то вроде оберега, спасающего героя.

После подобных чудесных историй кажется, что Бутусов становится небесным покровителем Данилы.Лидер группы «Наутилус» становится для героя, потерявшего отца, еще и отцовским образцом, во всяком случае, Бутусов - единственный персонаж в фильме, на которого Данила действительно смотрит снизу вверх.То, что кумир Данилы живет где в высшем, по отношению к герою, измерении, Балобанов красиво обыграл в сцене, когда богемная вечеринка с лидером группы оказывается этажом выше той квартиры, где в это самое время Данила занят своей киллерской "работой". Но на какой-то момент его музыкальный кумир, а по сути - главный авторитет в жизни, случайно заглядывает в криминальный мир героя, ошибившись дверью...

Тема братства, уже исходя из названия, ключевая в фильме, она постоянно обыгрывается режиссером. Балабанов, надо признать, придумал очень ёмкое название для картины, ведь слово «брат» имеет для нас множество контекстов и ассоциаций: это и семейное родство, и национальная общность, и разговорное обращение в народе друг к другу, и обозначение родства в криминальном мире, и наконец, в православном контексте слово "брат" - указание на духовное единство. Так вот интересно, что у самого Данилы восприятие слова "брат" по-первобытному очень однозначное:он не понимает его употребления в переносном смысле, как обращение в разговорной речи друг к другу: он не только от кавказцев, но и от мужа Светы не хочет слышать такого к себе обращения.

Со сказочным героем Данилу роднит то, что в нём нет никаких сомнений и угрызений совести.Он стоит себе за правду, как умеет, и рубит врагов направо и налево. А в русской литературной традиции героем не может быть человек, у которого нет самокопаний - в отличии от персонажей сказочных: где Вы слышали, например, о внутреннем кофликте Ильи Муромца? Простота Данилы доведена не только до фольклорности, но и до примитивизма.

И в ограниченности Данилы есть порой какая-то детскость.Данила чист, как лист бумаги, как чистая доска. То, что за его плечами война - он никогда не вспоминает. В соединении жестокости и детскости видна даже не столько русская черта, а какая-то даже первобытность. Данила живёт по законам первобытной природы, когда люди только начали говорить, поняли, что надо защищать своих: женщину, брата, но дальше в своем понимании они пока не продвинулись. И он как Маугли, как хищный одинокий зверь, который попал в большой, чужой для него город.

То что Данила перед уходом из Питера умывает лицо и руки, тоже по-своему отображает отсутствие у него угрызений совести - он перебил всех врагов, но уверен в правоте - ведь он увидел, что в городе царят законы, которые не могут заменить ему его первобытного понимания добра и зла. Единственный кто выделяется из тех, кого Данила встретил в городе - это немец Гофман. Возможно, он и есть единственный положительный герой в фильме и единственный моральный голос в фильме - лишь он ставит под сомнение моральность Данилы и отказывается от его "грязных" денег. Немец Гофман как бы противостоит всему действию фильма, всему городу как центру зла, живущему только за счет силы душ своих жителей.Но мудрый немец не может повлиять на хищного Данилу - его слова кажутся герою непонятными.

Противопоставление города и провинции - еще одна отличительная черта сказочности сюжета. Народный, почти сказочный Данила отрывается от корней все больше и больше.Последняя сцена фильма, когда герой со светлой улыбкой говорит о дороге в столицу, он окружён светом и белым снегом, как знак обновления. (С) Роман Оленев, "Стоп-кадр"

http://meshuga80.livejournal.com/375967.html Про Данилу Багрова с точки зрения патопсихологии

http://www.doria.fi/bitstream/handle/10024/38903/gdemoikr.pdf?sequence=4 детальный разбор фильма, спасибо за ссылку meshuga80

фольклор, русские, чужое творчество, статья, кино

Previous post Next post
Up