Киприан был ученым. В душе он был человек добрый и порядочный, но обучался в
Школе чернокнижия в Норвегии и потому должен был обратить свои знания и необычайные способности на службу Дьяволу. К старости это стало его печалить, и тогда он написал книгу, в которой сперва показывал, каким образом твориться зло, а затем - как его можно исправить. Книга начинается с объяснения, что такое колдовство, и с предостережения не прибегать к нему. Она разделена на три части: "Киприан" , "Доктор Фауст" и "Якоб Рамель" . Последние две части написаны то ли персидскими, то ли арабскими буквами. Эта книга учит изгонять, покорять и вызывать злых духов и всему прочему, о чём упоминается в Пятой книге Моисеевой . Неизвестно, печаталась ли когда-нибудь эта книга, но рукописные копии хранятся там и здесь у простых людей, которые почитают её как святыню. Те, кто владеет книгой Киприана, не знают никогда нужды в деньгах, и никто, даже сам Дьявол, не в силах причинить им вред; он может, читая по ней, совершать любые превращения; Но владелец книги не может избавиться от неё, потому что, даже сожжённая, проданная или закопанная в землю, она всегда возвращается; если же человек не избавиться от неё до смерти, душе его придётся плохо. Единственный способ - кровью записать в книге своё имя и положить её в тайном месте в церкви, вместе с платой священнику.
Тот, у кого есть книга Киприана, может по ней вызвать Дьявола, но он должен приготовиться задать тому такую работу, с которой нечистому не справиться. Это опасное дело, если человек не знает, как заклясть Дьявола, и заставить того убраться обратно.
В прежние времена на датских островах жил человек по имени Киприан , который был хуже дьявола, так что, когда он умер и отправился в ад, дьявол изгнал его и вернул на остров. Там он написал Девять книг, все на стародатском языке, о колдовстве и волшебных заклинаниях. Каждый, кто прочитывал все девять книг, попадал под власть дьявола. Говорят, какой-то монах сделал с них три(или девять) копий, а многочисленные списки с этих копий разошлись по всему свету. Некий граф из замка в Плоене , говорят, владел безупречной копией, которую повелел приковать цепямив подземелье замка, потому что, прочитав остальные восемь книг пришёл в такой ужас, что решил скрыть эту, девятую, от глаз людских. Одна такая книга всё ещё храниться в Фленсборге . Старики помнят несколько заклинаний из этих девяти книг. Тот, кто хочет воспользоваться ими, должен сперва отречься от христианской веры.
В двух милях от Хорсенса жил мельник, знаток черного искусства, у которого была книга Киприана. Один крестьянин однажды украл у него топор и принужден был принести его обратно в полночь. К тому же вора вознесло так высоко в воздух, что ноги его болтались над верхушками деревьев Бирского леса. Этот мельник совершил столько чудес, что поразил всех своих соседий. Однажды любопытный подмастерье пробрался в комнату хозяина, где нашел старый фолиант необычного вида. Парень начал читать его вслух, и вдруг перед ним появился ужасный бес и потребовал его приказаний. Тот, не зная, что нужно дать нечистому какое-нибудь трудное задание, упал ниц, лишившись дара речи, и тут бы ему и конец пришел, если бы в это время не вернулся хозяин. Схватив книгу, мельник принялся читать из другого места, чтобы, если удастся, изгнать Сатану, однако дело зашло уже слишком далеко, и ничего не оставалось, как придумать тому какое-нибудь дело. Так что мельник взял сито и послал его натаскать воды из запруды. Бес же, не справившись с заданием, скрылся, оставив после себя мерзкую вонь.
Книга Киприана известна и в Нормандии , где сходную историю рассказывают под названием «Le Grimjire du Cure» . Кальдерон сделал Киприана героем одной из своих драм, в которой тот оказывается уроженцем Антиохи.
(С) Скандинавская мифология , составление и общая редакция Кирилла Королева