Боб Трабшоу Черные псы. Стражи путей мертвых. Часть I

Dec 08, 2010 02:25



(C) перевод svart_ulfr

Если фольклор чрезвычайно богат на призрачных черных собак, то образ обычной собаки в мифологии разных народов демонстрирует, что она не только является верным спутником рода людского в течение многих тысячелетий, но и выступает в качестве своеобразного охранника от вредоносного вмешательства обитателей потустороннего мира.

Сторожевые собаки характерны для шаманских представлений об Ином мире. Алтайский шаман в своем "путешествии" сталкивается с собакой, которая охраняет подземное царство Эрлик-Хана . Когда юкагирский шаман спускается в Царство Теней, он находит дом старухи - стражницы этой дороги, который охраняет облаивающая его собака. В коряксом шаманизме вход в страну мертвых охраняют сторожевые собаки. По поверьям эскимосов, собака с оскаленными зубами охраняет вход в подводный мир Такакапсалук , матери морских существ[1]. Обычай хоронить с мертвым человеком собаку и шкуру любимого оленя все еще был распространен среди угорских народов Сибири в начале этого века [2].

Представление о собаке, как защитнике от потусторонних сил прекрасно прослеживается на примере поверий о "церковном гриме" . Они, возможно, проистекают из веры в то, что первый человек, погребенный на кладбище,станет сторожем этого места и будет оберегать его от неприкаянных мертвецов. Баринг-Гулд выдвигает версию, что имелся обычай приносить в жертву собак, в частности, без единого светлого волоска (т.н. "строительная жертва" - Ульф), и закладывать их в фундамент при строительстве церквей, хотя прямых доказательств этой версии немного. В Скандинавии для подобной практики чаще использовался баран, однако появившийся в результате дух был известен как Kirkogrim [3].

Собака - старейшее домашнее животное, известное еще со времен палеолита, находившееся в особенно близких отношениях с человеком, охраняя ночью его жилище, а днем помогая ему на охоте или же оберегая его скот. Эта близость к человеку, похоже, находит свое отражения в древних преданиях, где собаки были тесно связаны и с Иным миром. И хотя связью с божествами и ритуалами почитания могут похвастаться также быки , кабаны , совы и иные птицы, мифология и археологические подтверждения свидетельствуют о широко распространенном у разных народов представлении именно собаках как о психопомпах , проводниках душ в Иной мир, стражниках границы между ним и миром смертных.

Яркий пример тому из числа памятников британской археологии - скелеты двух собак, обнаруженных в основании внушительных деревянных столбов из комплекса неолита/бронзового века Флэг Фен , что вблизи Питерборо. Судя по всему, эти животные были ритуально убиты, чтобы по смерти стать духами-хранителями. Другое подобное захоронение собаки можно увидеть в Калдикоте (Гвент), другом памятнике бронзового века.

О погребальных обрядах бронзового века известно не так много. Мы можем только строить предположения - были ли это сожжения на берегах крупных рек, как поступают и сейчас индусы? Или же трупы оставлялись на на особых похоронных помостах, схожих с "башнями молчания" парсов? Или трупы оставлялись на сьедение хищным птицам и зверям? Возможно, собаки также поедали трупы и грызли человеческие кости. В таком случае это ужасное зрелище укрепляло людей в представлениях о собаках как о существах, наиболее наделенных свойствами психопомпов.

Следует учитывать также, что в представлении традиционных культур при поглощении пищи человек, помимо ее химических составляющих, усваивает и наполняющую ее энергию, своеобразную "суть пищи". Таким образом пожирающие трупы собаки становятся пожирателями не только плоти, но и самой души. В качестве небольшого отступления - свиньи и кабаны также являются известными падальщиками, так не из-за этого ли свойства они превратились в священных животных богини Фрейи , также имеющей ярко выраженную связь с павшими в бою воинами? Подобную связь можно увидеть в находках, сделанных в неолитической "Гробницы орлов" , Оркнейские острова. Она обязана своим названием найденным подле человеческих останков костям хищных птиц, в частности, орланов-белохвостов. Возможно это является демонстрацией веры первобытного человека в то, что тела и души умерших превращаются в улетающих в небеса птиц.

В странах Северной Африке шакалы более распространены в качестве падальщиков, чем собаки. Древнеегипетский Анубис , предстающий в облике черного пса или человека с головой шакала, является психопомпом и божественным бальзамировщиком. Возможно, его культ старше чем культ Осириса, и его можно сравнить с шумеро-аккадской богиней Бау , изображаемой также с собачьей головой. Ее имя может быть звукоподражанием собачьему лаю, "гав-гав" . Можно осторожно отметить сходство имени самого Анубиса, которое в ранней иероглифике пишется и читается как "Ан-пу" , с именем отца Бау, шумерского бога Ана.

По крайней мере на ранних стадиях египетской религии, Анубис связывался со звездой Сириус , самой яркой звездой на небосводе, известной в большинстве мифологий всего мира как "собачья звёзда" , особенно важной для египетского календаря - хотя впоследствии Сириус и становится тесно связан с Исидой. Кстати, именно здесь берет свое начало известное выражение "собачье время" :это жаркий сезон засухи, который следовал за восходом Сириуса совпадающем с годовым наводнением в долине Нила. [4]

В доклассической Греции где шакалы, как известно, не водятся, с ролью Анубиса отменно справился волк . Человек с волчьей головой, прототип позднейших вервольфов народных суеверий, появился на свет именно здесь. Я не могу сделать нечего большего, кроме как привлечь внимание к развитию этой темы Найджелом Джексоном в последнем номере журнала "Охотник за лей-линиями" [5] и к рассказу Анджелы Картер, легшему в основу фильма "В компании волков" [6]. Нередки в классической Греции были и храмы Аполлона Ликийского, то есть "Аполлона волчьего" . В частности, знаменитая школа перепатетиков Аристотеля находилась в подсобных помещениях храма Аполлона Ликийского в Афинах, в галерее перипатос (для прогулок). Таким образом, истоки известного нам слова "Лицей" следует искать в "волчьем" наименовании античного божества. Кроме этого, Аполлон носил эпитет "Lykegenes" , "рожденный волчицей" : некоторые версии мифа говорит о том, что его мать Лета сопровождалась при дороге из Гипербореи волками (то есть явный приход из Иного мира). В волчьем обличье Аполлон похищает Кирену, хотя другим его эпитет был "Lykoktones" , что означает "тот, кто убил волка" . Нет сомнений в том, что волк был священным животным Аполлона, которому могли приносить жертвы и поклоняться [7].

Собака, наряду со львом и лошадью, была тесно связана с греческой богиней Гекатой . Действительно, иногда она изображалась с собачьей головой и, безусловно была связана с "собачьей звёздой" Сириус. Иногда ее сопровождал пес Цербер (или Кербер), который сторожил вход в царство мертвых, Аид. Обычно изображаемая с тремя головами (общая для мифологии черта для обозначения особого значения божества), первоначально она имела пятьдесят голов,- тема, к которой я еще вернусь. Цербера дорических греков в качестве психопомпа можно сравнить с египетским Анубисом, и Роберт Грейвс в "Греческих мифах" пишет, что Цербер. . . "кажется, первоначально представлял собой богиню смерти Гекату (или Гекабу); ее изображали в виде суки, поскольку псы едят мертвечину и воют на луну" .

Собака, как спутник на пути в Иной мир фигурирует в одном из фрагментов индийского эпоса "Махабхарата" . Юдхиштхира, царь Пандавов, со своими пятью братьями, их общей супругой Драупади и собакой отправился в далекое путешествие в Гималаи, к священной горе Меру, индусскому "пупу земли" . Его спутники умирают один за одним от истощения, но Юдхиштхира выживает, и "восходит на небо в своем смертном теле, не вкусив смерти" [8]. Собака тоже восходит с ним, причем выясняется, что она была воплощением его отца - бога Дхармы.

Очень похожая легенда есть в Иране , с той только разницей, что в облике собаки прятался ангел Суруш. Совершенно очевидно, что обе эти сказки проистекают из одного источника, который должен быть очень древним. Параллели с ними могут быть обнаружены в Книге Еноха и в легенде Нового Света о Кецалькоатле , причем оба сюжета имеют предположительно весьма древнее происхождение (хотя следует отметить, что собака-компаньон не фигурирует в этих двух версиях). Очень сильно измененная версия этого мифа сохранилась в албанской сказке, в которой дочь короля, собираясь идти на войну, просит благословения отца. Его благословение превращается в маленькую собачку, которая повсюду сопровождала принцессу.[9] Разумеется, поход на войну не является полным эквивалентом путешествия героя в Иной мир,но несет в себе некоторые шаманские мотивы.

Список литературы

1: Mircea Eliade, Shamanism: archaic techniques of ecstasy, Pantheon, 1951.
2: V N Chernetsove, 'On Ugrian concepts of the soul' in Studies in Siberian shamanism ed. H.N. Michael, University of Toronto Press 1963.
3: Coamhin O'Dubhfaigh, 'Another shaggy dog story', Talking stick No.11, 1993.
4: Robert K.G. Temple, The Sirius mystery, Sidgwick and Jackson, 1976. While many of the suggestions made in this book can be ridiculed, his wide-ranging research provides some sound insights into related topics.
5: Nigel Jackson, 'Christmas as you never knew it', The ley hunter No.120 1994. This is closely related to a chapter in the same author's Call of the horned piper, Capall Bann 1994 (see review elsewhere in this issue).
6: A. Carter, 'Company of wolves' in The bloody chamber (Victor Gollanz 1979)
7: R.G.Wasson, S. Kramrisch, J. Ott, C.A.P. Ruck, Persephone's quest, Yale University Press, 1986.
8: Firdausi The Shahnama of Firdausi, trans. A.G. and E. Warner, London 1905-9 cited in Hamlet's mill G. de Santillana and H. von Dechend, Macmillan 1970
9: J.C. von Hahn Griechische und Albanische Mrchen (1918) cited in G. de Scintillas and H. von Decked, op. cit.

хищные птицы, фольклор, шаманизм, мои переводы, Трабшоу, язычество, мертвецы, мифология, оборотничество, волк, черные псы, статья, Алтай, Боги, собаки, Европа, античность, животные, викинги, Скандинавия, каменный век, Греция

Previous post Next post
Up