"Русский с юности привык поститься и обходиться скудной пищей; если у него есть вода, мука, соль и водка, то он долго может прожить ими, а немец не может".
Бальтазар Рюссов. Ливонская хроника
"Что русскому хорошо, то немцу - смерть".
Русская народная пословица
"Режим питания нарушать нельзя".
Николай Носов. Незнайка на Луне
Не зря немецким воинам испокон веку приписывают поговорку: "Война войной, обед - обедом" . В том, насколько большое внимание они во все времена придавали соблюдению правильного режима питания, можно убедиться на примере армии Тевтонского Ордена Пресвятой Девы Марии.
В мирное время "гебитигер" (начальник) "орденского дома" (в этом случае "гебитигером" был комтур) или крепости-"орденсбурга" (в этом случае "гебитигером" был кастеллан, или каштелян) и орденские "братья" вкушали пищу за одним столом в трапезной (лат.: "рефекториум" , нем.: "ремтер" ), храня во время еды полное молчание. Иногда назначался чтец (обычно из числа орденских "братьев-священников" - как правило, они были единственными грамотными среди членов Тевтонского ордена), читавший вслух священные или нравоучительные тексты. После того, как "братья-священники" и "братья-рыцари" , завершив трапезу, вставали из-за стола и, прочитав благодарственную молитву ( "Благодарим Тебя, Христе Боже наш, еже насытил нас земных Твоих благ, не лиши нас и Небесного Твоего Царствия!" ), за стол садились "услужающие братья" ( "братья-сарианты" , "сариантсбрюдер" , "диненде брюдер" или просто "динеры" ), а вслед за "услужающими братьями" - слуги ( "кнехты" ).
Пища "братьев" и слуг не отличалась большим разнообразием. В ежедневный рацион членов Тевтонского Ордена непременно входили хлеб и каша (овсяная, пшенная или гречневая), а также серый и белый горох. В закромах орденских замков постоянно хранились большие запасы овса, проса, пшеницы и ржи. Поскольку орденские "братья" были не только монахами, но и воинами, им необходимо было высоко калорийное питание, в том числе масло, сыр, творог и, разумеется, мясо. Чаще всего они ели говядину и телятину, но не брезговали также и свининой. Подобно обычным католическим монахам описываемой (и не только описываемой) эпохи, тевтонские воины-монахи пили не только чистую воду, но и пиво, мед, плодово-ягодные вина, молоко, а со временем (по мере развития виноградарства) перешли и на местное прусское вино. В постные дни вместо мяса ели рыбу, сыр и яйца.
В походе ( "рейсе" , "рейзе" или "райзе" ) основными продуктами питания были хлеб и пиво. При этом проводилось четкое различие между "господским хлебом" (нем.: "герренброт" ), который пекли для командного состава, "братьев-рыцарей" и "гостей" Ордена (знатных крестоносцев), с одной, и "хлебом для слуг" (нем.: "кнехтброт" ), которым должны были довольствоваться воины "низкого звания" . В походе "господа" пили, главным образом, вино, а слуги довольствовались пивом.
Провиант, который брали с собой в поход крестоносцы и воины Тевтонского Ордена, должен был не портиться на протяжении нескольких недель (столько обычно длились орденские "рейсы" в земли язычников), и потому состоял, главным образом, из сухарей, соленой, копченой, сушеной и вяленой рыбы, сала, копченого мяса, колбас, ветчины и солонины. По возможности брали с собой муку, чтобы печь из нее хлеб в походе.
Естественно, при захвате языческих селений все найденные там припасы и вся живность съедались подчистую.
В рацион участников военных "рейсов" Тевтонского Ордена в Пруссии непременно входила и так называемая "круда" - смесь различных сладких сухофруктов, сдобренная пряностями, анисом и кориандром. Существовала даже специальная профессия "круденера" ( "крюденера" , "криденера" ) - кулинара, специализировавшегося на изготовлении "круды" и одновременно торговавшего этим высококалорийным лакомством. Особенно славился своими "круденерами" подчиненный Тевтонскому Ордену портовый город Данциг (по-польски: Гданьск). В 1405 г. для снабжения участников "рейса" в Литву свежим хлебом был зафрахтован целый корабль, превращенный в плавучую пекарню (нем.: "бакшифф" ). Кроме того, участники орденских "рейсов", если представлялась такая возможность, брали с собой в поход живой скот (обычно быков) и домашнюю птицу с клетках, чтобы иметь возможность питаться свежим мясом хотя бы на начальном этапе военной экспедиции.
Провиант, предназначенный для транспортировки на вьючных лошадях, телегах или санях (в зимнее время), упаковывался преимущественно в бочки или в мешки. Шедшая в голове походной колонны тевтонов провиантская команда доставляла на место очередного ночлега необходимую провизию ( "виктуалии" ) для воинов, а также овес и сено для лошадей еще до подхода основных сил орденского войска. Воины ополчений, направленных в состав орденского войска подчиненными Тевтонскому Ордену городами и сельскими общинами, а также светскими рыцарями - ленниками Ордена -, обычно сами заботились о пропитании, транспортировке провианта и снаряжения. Участвовавшие в тевтонских "рейсах" знатные крестоносцы (в отличие от приученных к воздержанию в пище и питье членов Тевтонского Ордена) старались ни в чем себе не отказывать даже в суровых условиях прусского театра военных действий. Так, в 1363 г. для принимавшего участие в "рейзе" знатного французского сеньора Жана де Блуа был нанят специальный повар, "искусный в печении пирогов с разнообразной начинкой и в приготовлении изысканных паштетов" , а также зафрахтован отдельный корабль, на борту которого в садках со свежей водой везли живую рыбу.
Судя по этому описанию, французы, в отличие от неприхотливых в пище и питье "братьев" Тевтонского Ордена (не говоря уже о русских воинах, довольствовавшихся, если верить западноевропейским путешественникам, горстью толокна в день), уже в XIV веке были не только героями, но и сибаритами.
Приложение
Цены на некоторые продовольственные и непродовольственные товары в прусских владениях Тевтонского Ордена в период наивысшего расцвета тамошнего орденского государства ( 1340-1411 гг.):
Хорошая молочная корова: 18 скотов.
Поросенок: 1 скот.
Откормленная свинья: 24 скота.
Баран: 3 скота.
Бочка топленого масла: 60 скотов.
Фунт (500 г) свиного сала: 0,16 скотов.
Бочка с 300 головками сыра: 72 скота.
Очень хороший боевой конь: 360-432 скота.
Хороший боевой конь: 288-360 скотов.
"Швейка" (лошадь местной прусской породы): 72-192 скота.
Боевое знамя ("баннер"): 144 скота.
Хороший арбалет: 24 скота.
Железная шляпа (шлем-шапель, или, по-немецки, "эйзенгут"): 14 скотов.
Бочка с 300 головками сыра: 72 скота.
1000 кирпичей: 14 скотов.
Плуг с железным лемехом: 14 скотов.
1 локоть серого платьевого сукна для слуг: 1,5 скота.
1 локоть цветного платьевого сукна для слуг: 4 скота.
1 локоть сукна для "господской" одежды: 9-12 скотов.
Железный топор: 4,1 скота.
Фунт (500 г) воска: 1,2 скота.
Основной денежной единицей в прусских владениях Тевтонского Ордена в описываемое время была марка. В одной марке содержалось 24 скота .
Период военно-политического и, соответственно, экономического процветания прусского орденского государства тевтонов (II половина XIV-I половина XV в.) характеризовался достаточно высоким уровнем оплаты труда. Наемный работник в орденских землях в среднем получал поденную плату, эквивалентную стоимости 26-34 килограммов ржи. Цены на дрова, мясо и молоко оставались достаточно низкими, а цены на импортные товары - наоборот, очень высокими (что объяснялось сознательно проводившейся протекционистской экономической политикой Ордена). Священнослужители и воины, нанимавшиеся на службу к Тевтонскому Ордену, получали очень высокое жалование (в отличие от членов Ордена Пресвятой Девы Марии, получавших бесплатно еду, питье, крышу над головой и одежду - в обмен на свое переданное Ордену движимое и недвижимое имущество).
(С) Военно-исторический журнал "Рейтар" № 44 (2/44)