Консул добр: на арене кровавой
Третий день не кончаются игры,
И совсем обезумели тигры,
Дышут древнею злобой удавы.
А слоны, а медведи! Такими
Опьянелыми кровью бойцами,
Туром, бьющим повсюду рогами,
Любовались едва ли и в Риме.
Н.Гумилев Игры
Первый опыт демонстрации экзотических животных, если верить Плинию Старшему , относится к 251 г. до н.э., когда римляне смогли увидеть захваченных у карфагенян африканских слонов. Тогда, не зная, с чем можно сравнить этих невиданных животных, их назвали "луканскими быками" . Экзотические животные и птицы нередко выставлялись напоказ и в последующие десятилетия. Примерно в 197 г. до н.э. упоминается демонстрация народу страусов. Тогда же начинают проводить травли зверей, часто сочетавшиеся с гладиаторскими боями.
Первая же «охота» на "зубастых хищников" - львов, тигров и леопардов, стравливание их с медведями, быками и дикими кабанами - была проведена в 186 г. до н.э. победителем в Этолийской войне Марком Фульвием Нобилиором , известным политиком, а впоследствии - строгим цензором. Согласно Титу Ливию , по размаху и блеску зрелищ она почти не уступала тем, что устраивали в его время, то есть двести лет спустя ( Liv. XXXIX. 22. 2 ). Новое зрелище быстро обрело массу поклонников среди римлян, и интерес к подобным зрелищам возрастал из года в год. Так что когда сенат в 170 г. до н.э. попытался запретить ввоз животных с территории своего давнего врага - Карфагена , то вскоре был вынужден снять запрет, по крайней мере в отношении потребностей устроителей подобного рода забав. На следущий год, благодаря щедрости Сципиона Назики и Корнелия Лентула , на арене сражались 63 "африканских зверя" т.е. пантеры, или леопарда, 40 медведей и даже слоны ( Liv. XLIV. 18. 8. ).
Конечно, медведи, как и кабаны, не заморские звери. Их можно было добыть и не выезжая за пределы Италии, в таких областях, как Лукания или Апулея . Доставляли их также из Германии , Галлии и даже Испании . Быков для арены брали из огромных стад рогатого скота, которого в Италии было в изобилии. Поимкой диких животных было занято множество людей, особенно в провинциях, где неофициально такими поставками приходилось заниматься наместникам. Когда эдил Целий Руф обратился к Цицерону , бывшему в то время проконсулом Киликии, с просьбой для устройства им зрелищ в Риме распорядиться от отлове жителями Кибиры в Памфилии нескольких десятков водившихся там в изобилии пантер, то он вполне осознавал, что речь идет об одолжении. Он даже готов был прислать своих людей для кормления пойманных животных и отправки их морем в Италию ( Cic. Ep. CXII. 3; CCXXII. 10 ). Надо сказать, что первозка зверей была особенно трудным делом: требовались прочные железные клетки, подходящий транспорт и в огромном количестве корм, ведь хищникам постоянно требовалось мясо. Со временем ловля зверей достигает таких масштабов, что полностью исчезли целые виды - такие, как ближневосточные гепарды и балканские львы.
Сотни проводившихся в империи игр требовали организации бесперебойной доставки различных животных к местам их проведения. Во многом ее обеспечивали специальные воинские подразделения, действовавшие совместно с предоставлявшими морской и прочий транспорт имперскими службами по снабжению продовольствием. В Кёльне была найдена надпись, сообщающая, что солдаты I легиона Миневры под руководством одного из центурионов за полгода поймали более пятидесяти медведей. Одному солдату ХХХ легиона , стоявшего в Германии , и участвовавшего в отлове медведей, даже было присвоено звание легионер-медвежатник . Такие «охотники» освобождались от исполнения повседневных солдатских обязанностей и учений.
Самую низшую ступень среди тех, кто выступал на арене с животными, занимали бестиарии (от лат. bestia - “зверь” ). Этим термином часто обозначают всех бойцов, выступавших против животных. Однако, если разобраться более детально, становится ясным, что бестиарии лишь демонстрировали свою ловкость в обращении со зверями и дразнили их кусками ярко окрашенной материи или кнутами и факелами, подготавливая появление на арене "венаторов" ( "охотников" ), так называли гладиатров, сражавшихся с животными. Соответственно, любые представления с животными в амфитеатре или в цирке стало называть "венацио" . Участие в них считалось недостаточно престижным, что, в первую очередь отражалось на оплате венаторов.
Экипировка бойцов этого типа вплоть до середины I в. весьма напоминала облачение тяжеловооруженных гладиаторов: из одежды - набедренные повязки или туники, стеганые обмотки на ногах; из защитного снаряжения - поножи, наручи, щит (круглый, овальный или прямоугольный), из наступательного вооружения - меч и копье. Со второй половины I в. тяжелая экипировка венаторов, не обеспечивавшая ожидаемой публикой драматизм при встрече человека с животным, коренным образом изменилась. Основным облачением их стала туника, на ногах появились короткие обмотки (фасции), а в качестве единственного оружия использовалось только короткое охотничье копье (внеабул). Позднее, во II в., для этого типа бойцов входят в моду штаны до колен в сочетании с широким поясом и небольшим орнаментированным нагрудником.
Идеей использования зверей в качестве "палачей" римляне были обязаны полководцу Луцию Эмилию Павлу , разгромившего армию македонского царя Персея . Он первым додумался в 167 г. до н.э. обречь на публичное растерзание дикими зверями ( damnatio ad bestias ) перебежчиков и дезертиров. Тогда обреченные на смерть были растоптаны слонами. Спустя двадцать один год, по поводу окончательной победы Сципиона Эмилиана над Карфагеном , очередная партия дезертиров была отдана на растерзание "зубастым хищникам" . Скоро, уже с привлечением и других животных, такие приговоры стали привычными так же и в отношении военнопленных и заурядных преступников.
Сами гладиаторские игры нередко начинались с демонстрации экзотических животных - жирафов , страусов , гиппопотамов и т.д. Так, Марк Эмилий Скавр , будучи курульным эдилом в 58 г. до н.э., "вывел" перед народом 150 "африканских зверей" ( Plin.Hist.Nat.VIII, 64 ), тогда же римляне увидели бегемота и крокодилов, размещенных в специально вырытом для них бассейне. "Гвоздем" же другой звериной травли, устроенной в 55 г. до н.э. прославленным полководцем Гнеем Помпеем по случаю открытия в Риме каменного театра и храма Венеры Победительницы, стали двадцать слонов, и, по словам Плиния Старшего , публике были показаны неведомые ранее животные - рысь, обезьяны из Эфиопии, носорог ( Plin.Hist.Nat. VIII. 7. 20, 21 ).
Далее, как в современном цирке, могли показать какие-нибудь трюки, исполняемые дрессированными животными: дикие быки, стоя на задних ногах, толкающие повозки; обезьяны, разъезжающие на лошадях, собаках, или маленьких колесницах, танцующие слоны, и многие другие. До наших дней дошли наставления дрессировщикам: «Берегись бить диких зверей, так как в них пробуждается чувство мести. Однако не ласкай хищников чересчур, а также не выказывай страха перед ними, ибо животные становятся надменными и непослушными. Чтобы быстрей приручить зверя, часто и слегка поглаживай его по шкуре рукой» .
Наконец наступало время схваток между крупными и опасными зверями, которых понуждали к этому хлопаньем бича, уколами, или горящими головнями. Иногда, связывая или сковывая несчастных зверей цепью, их распаляли до такой степени, что они просто рвали друг друга на части, к полному восторгу зрителей. Наибольшим успехом пользовались пары лев-тигр , медведь-бык , слон-носорог , тигр-кабан , а на некоторых мозаиках можно увидеть такие необычные сочетания, как медведь-питон или лев-крокодил . На одной из римских монет III в. изображено такое редкое зрелище, как схватка буйвола со слоном . Вероятно, некоторые животные, одерживая неоднократные победы над своими собратьями и людьми, приобретали широкую известность. Своего рода «звездой» арены был, например, воспетый Марциалом носорог, взявший верх над быком, медведем, буйволом, зубром и львом ( Mart. Spect. 9, 22, 23 ):
Заполонивший собой целиком твою, Цезарь, арену,
На неожиданный бой ринулся вдруг носорог.
Голову низко нагнув, разгорелся он яростью страшной!
О, что за бык, коль ему бык только чучелом был!
Сами, от страха дрожа, вожаки носорога дразнили,
Но не спеша закипал зверя огромного гнев.
Стал сомневаться народ в обещанной Марсовой битве,
Как пробудилася вновь ярость привычная в нем.
Так же он рогом двойным медведя тяжелого вскинул,
Как бросает к звездам чучела встречные бык…
И отступили пред ним буйвол и страшный бизон;
Лев, побежав от него, стремглав на оружье наткнулся.
Вот и поди негодуй на промедленье, толпа!
Венаторы выступали пешими или конными, вооруженные охотничьими копьями, дротиками или луками со стрелами. Если они «охотились» на достаточно безобидных животных, например, антилоп, оленей или ослов, то просто должны были продемонстрировать свое искусство в обращении с оружием, но такая охота мало будоражила воображение. Посетители амфитеатра, конечно, ждали другого - боя пеших венаторов с хищниками - львами, тиграми или леопардами. Более привычные медведи, кабаны и быки тоже принимались с энтузиазмом. Как и в гладиаторских поединках, «охотник», если он был не в состоянии продолжить выступление, мог обратиться к зрителям за помилованием , но в случае отказа, его обязанностью было продолжить сражение. Милость могли оказать и животному после победы над человеком, и сохранить ему жизнь. Одну удачливую медведицу, много раз уходившую победительницей с арены и впоследствии даже отпущенную на свободу в лес, зрители с оттенком черного юмора прозвали «Инноценция» ( «Невинность» ). Другие прославившиеся животные носили имена «Виктор» ( «Победитель» ), «Круделис» ( «Жестокий» ), «Омицида» ( «Убийца» ).
При серьезной для себя опасности легковооруженный венатор мог использовать различные приспособления для защиты. Чаще всего это была большая деревянная дверь, вращавшаяся вокруг своей оси. За ней можно было спрятаться и на некоторое время перевести дух. Той же цели служили деревянные бочки и плетенные ловушки. Также для того, чтобы уравнять шансы, на животное иногда надевали широкие ремни, соединенные на спине и скрепленные кольцом, за которое зверя могли привязать, лишая его тем самым подвижности.
Иногда пресыщенным зрителям надоедало смотреть, как звери падают под меткими ударами копья или кинжала, и тогда от венаторов требовали акробатических трюков, чтобы придать «охоте» больше остроты и оттянуть время завершающего смертельного удара. В этом случае венатор выходил против зверя лишь с шестом в руках, и когда тот, припав к земле, готовился кинуться на человека, тот с помощью шеста совершал огромный прыжок, перелетал через него и убегал.
За выступлениями венаторов обычно следовала казнь преступников (ноксиев), приговоренных к растерзанию зверями. Его также могли обставить как «охоту», выдав для защиты копье или меч, или просто выставить беззащитную жертву перед разъяренным хищником.
Последние выступления венаторов в уже начинавшем разрушаться Колизее состоялись в 523 г. при остготском короле Теодорихе (493 - 526 гг.) Это был последний всплеск интереса к зрелищным «охотам» на земле древней Италии...
(С) В.Горончаровский Гладиаторы в бою