Новая парадигма политики Китая?

May 31, 2013 13:16


Заметки о некоторых публикациях в китайской прессе

Итоги состоявшегося в ноябре минувшего года XVIII съез­да КПК дают повод серьез­но задуматься о том, что происходит в сегодняшнем Китае, и чего можно ожидать в этой стране в будущем. Становится все более очевидным, что Китай, который, по выражению А. С. Пушкина, был «недвижным» в XIX веке и на наших глазах в XX веке стал приходить в движение, в XXI столе­тии все больше напоминает просы­пающийся вулкан. Глубинное недо­вольство населения существующим положением в стране, особенно чи­новничеством, прорывается все чаще и со все большей силой. Дальнейшее развитие событий внутри страны во многом будет зависеть от соотноше­ния степени недовольства и порога терпения у населения Китая.

Одновременно Китай, который еще сравнительно недавно во мно­гом жил «в своей скорлупе», не выхо­дя ни за «Великую китайскую стену» на суше, ни в моря и океаны, ныне превращается в одного из главных действующих лиц на мировой аре­не. Изменилось лицо китайского общества, особенно той его части, которая представляет морское, или «золотое», побережье страны. Это «богатая» или «относительно бога­тая» часть китайского населения. Она живет намного лучше осталь­ной его части, что и создает пробле­мы. Численность «удачников» - око­ло 300-400 миллионов человек, в то время как «бедная», или «относитель­но бедная», часть населения состав­ляет до миллиарда человек.

Блеск и нищета современного Китая

У КНР есть несомненные достиже­ния в некоторых областях матери­альной жизни. В то же время сегодня для китайцев, составляющих пятую часть человечества, главным в жизни представляются не достижения, а все новые проблемы и внутри страны, и во взаимоотношениях с остальным миром. Нынешние формы органи­зации жизни общества в Китае все в большей степени не удовлетворя­ют потребности населения. Давление в пользу многообразия и плюрализма существует и нарастает. И с ним при­дется считаться.

В свое время КПК пришла к влас­ти в стране на волне недовольства политикой прежней правящей пар­тии, благодаря щедрым обещаниям сельскому и городскому населению. Идет уже 64-й год пребывания КПК у власти, но до благоденствия все еще далеко. Мао Цзэдун своей политикой, прежде всего «большим скачком», «народными коммунами» и «культур­ной революцией», подорвал доверие к коммунистической партии, ее иде­алам и коммунистической нравствен­ности. Дэн Сяопин своим лозунгом «Обогащайтесь наперегонки!» раз­рушил традиционные нравственные устои, содействовал созданию в Ки­тае общества потребления, эгоизма и погони за наживой. Бедные при нем остались бедными, а власть имущие чиновники несметно разбогатели. Именно в это время повальным явле­нием в КНР стала нечестность в отно­шениях людей друг с другом.

1В результате политики Мао Цзэду-на и Дэн Сяопина на месте прежних устоев идеологии и экономической политики КПК образовалась пусто­та. Сегодня партия предлагает идеи «великого возрождения великой на­ции», «специфики или самобытно­сти (то есть особенности, отличия, исключительности) Китая». Эти идеи вытесняют «Интернационал» и пони­мание того, что Китай - равноправ­ная составная часть человечества, а китайцы ничем не отличаются от других людей, и им не присуща ника­кая исключительность. Пропаганда в КПК-КНР внушает мысль о сочета­нии в Китае патриотизма и интерна­ционализма, по-новому трактуя по­нятие «интернационализм», понимая под ним некую общность человече­ства при сохранении каждой нацией своих особенностей. Таким образом, классовое содержание понятия «ин­тернационализм» в нынешней ситу­ации либо затушевывается, либо как бы «отменяется». А вместо прежней «политэкономии социализма» пар­тия предлагает лозунг «реформ и от­крытости».

Вообще все понятия, которые про­паганда КПК-КНР распространяет сегодня во внешнем мире, намерен­но лишаются классового содержания, представляя собой попытку предстать перед остальным человечеством в ка­честве составной его части, не имею­щей с ним идеологических разногла­сий. В то же время внутри самой КПК, как и в стране в целом, сохраняются такие понятия, как «самобытный со­циализм Китая» и «китаизированный марксизм». При этом при необходи­мости можно выдвигать на первый план то или другое - в зависимости от того, что оказывается выгодно в данной ситуации.

Формально декларируя привер­женность «китаизированному марк­сизму» и «самобытному социализму Китая» (для внешнего мира, прежде всего для нашей страны, пропаганда КПК предлагает переводить этот тер­мин на русский язык как «социализм с китайской спецификой»), партия фактически вынуждена отказываться и от своей прежней идеологии, и от своего прежнего курса в экономиче­ской жизни страны. КПК существует сейчас, опираясь на политический режим максимальной концентрации власти, но без «одного вождя» и без «авторитетов», «одному слову» кото­рых партия в прошлом подчинялась, практически не раздумывая.

С конца 1950-х годов в КПК воз­никло деление руководства (или «хо­зяев» партии) на «две линии». «Первая линия» - это те, кто официально за­нимает руководящие посты в воору­женных силах, партии, государстве; а «вторую линию» составляют те, кто может и не занимать таких постов, но обладает реальной властью внутри партийной номенклатуры. Сегодня, когда одного «хозяина» в партии нет, можно предполагать существование нескольких таких «хозяев» как на «первой», так и на «второй» линии.

Начнем с того, что КПК в настоя­щее время не является партией рабо­чих. Не является она и партией крес­тьян или интеллигенции. Сегодня это партия чиновников и военных. Из­менился характер ее личного соста­ва. Начинала она свою деятельность, провозглашая себя выразительницей интересов неимущих, пролетариа­та. Сегодня же - это партия имущих, разбогатевших в результате «маркети-зации власти», участия в «гонке напе­регонки в целях обогащения», к чему призывал ее Дэн Сяопин. «Партия бо­гатых», которая прежде всего озабо­чена тем, как удержать власть и свои богатства в стране, где большинство населения - люди небогатые или просто бедные.

В Китае углубляется разрыв между чиновниками и военными, с одной стороны, и остальным населени­ем - с другой. В стране учащаются разного рода протесты. Руководи­тели КПК вынуждены признать, что «партия оторвалась от народных масс», что «Ганьбу», то есть костяк партии, ее кадровые работники, на­столько разложились, погрязли во взяточничестве и погоне за деньга­ми и собственностью, что это грозит гибелью и КПК, и КНР. Руководители партии сосредоточены на удержа­нии власти в своих руках. Накануне съезда на партийном совещании в Бэйдайхэ прозвучало предложение «упразднить систему лагерей трудо­вого перевоспитания». В ответ ру­ководитель силовых структур Чжоу Юнкан сказал, что это будет означать конец партии и государства. В янва­ре 2013 года было официально объ­явлено о намерении на мартовской сессии ВСНП упразднить систему ис­правительно-трудовых лагерей. Но на самой сессии ВСНП объявления о ликвидации этой системы не после­довало. В то же время было обещано, что проект изменения ситуации с лагерями трудового перевоспитания будет представлен к концу 2013 года.

1В КНР явно усиливается давление в пользу отмены этого пережитка политического режима, созданного Мао Цзэдуном. И нынешние руко­водители не могут его игнориро­вать. Конечно, речь не идет пока о принципиальном осуждении самой системы «исправления трудом», вве­денной в 1957 году при правлении Мао. Тогда было принято решение, согласно которому власти могли без суда и следствия на годы отправлять в лагеря трудового воспитания вся­кого, кто будет сочтен «врагом идей Мао Цзэдуна», «врагом КПК и КНР». Используя свои карательные органы, КПК арестовывала любого, кто был не согласен с ее политикой. Лагеря трудового воспитания существовали и при Мао Цзэдуне, и при Дэн Сяо­пине, и при Цзян Цзэмине, и при Ху Цзиньтао. За 56 лет через них «про­пустили» миллионы людей.

Очевидно, протест против суще­ствования этого «китайского ГУЛАГа» достиг такой степени, что руково­дители КПК вынуждены согласиться на его упразднение. Они делают это под давлением народа. Но при этом никто из нынешних руководителей не осудил ни Мао Цзэдуна, ни его последователей, больше полувека сохранявших систему бесчеловеч­ного обращения с людьми. Никто не склонил головы и не признался в совершенных преступлениях, не по­просил прощения у миллионов тех, кого вместе с родными бросили в эти лагеря. Никто не опубликовал ста­тистики, не сообщил о том, сколько людей прошло через них, сколько из них погибло, сколько было покалече­но или травмировано.

Партия продолжает внушать наро­ду, что только она одна и способна обеспечить стабильность. Но сама по себе стабильность не означает разви­тия. В сегодняшней КНР наблюдает­ся сосредоточение усилий правящей партии на том, чтобы удерживаться у власти, а не на создании условий для подлинного решения проблем людей. От всей прежней основы политики партии осталась только «подсистема государственного страха», полити­ческий режим максимальной кон­центрации власти. Он в значительной степени держится на инерции подчи­нения людей власти и на опасениях того, как бы «не стало хуже».

Между тем современные руково­дители КПК продолжают курс Мао Цзэдуна на «великую партию», «ве­ликое государство», на превращение Китая в политический, экономи­ческий и военный центр мира. Они руководствуются мыслью Дэн Сяо­пина о противопоставлении «само­бытности (специфики, своеобразия, исключительности)» Китая, собст­венно «нации Китая», остальному человечеству. В настоящее время они сделали ядром своей идеологии мысль о «нации Китая». Кровь и чис­ленность населения - вот две глав­ные составные части национальной идеи, с точки зрения современного партийного руководства. КПК про­шла путь от партии, руководствую­щейся марксизмом, до партии, кото­рая хочет, чтобы ее воспринимали как «авангард нации Китая». Именно такая формулировка содержится се­годня в Уставе КПК.

Сегодня партия стремится объ­единять людей уже не в процессе их взросления и возмужания, под воз­действием воспитания и внешних факторов и тем более не путем их самовоспитания (сколь бы много ни говорилось о необходимости «рас­ковывать мышление»). Она заявляет о желании сплачивать людей «от рожде­ния», по принципу «принадлежности к людям одной крови». Такая позиция проистекает из взглядов Мао Цзэду-на и его последователя Дэн Сяопина на нацию Китая и ее место в мире, на войну в современном мире и на поли­тический режим внутри Китая, пост­роенный по принципу «абсолютного руководства» со стороны правящей партии, дословное название которой звучит как «Партия Общего Имуще­ства». Сегодня лидеры КПК хотели бы добиться того, чтобы каждый «че­ловек в Китае» с момента рождения, по крови, становился «имуществом» или «собственностью» нации Китая и «авангарда нации Китая», то есть КПК.

«Мир мечты Китая»

В марте 2013 года были проведены очередные сессии ВСНП и ВК НПКСК. Основным итогом этих мероприятий явилось закрепление в официальном порядке: внешне - путем выборов, а фактически - путем назначения на высшие руководящие посты в госу­дарстве тех, кого по договоренности между собой выдвинули на эти по­сты «теневые хозяева» партии. 2012 год и начало 2013-го стали временем появления на политической сцене нескольких новых фигур. Среди них главное место занимает Си Цзинь-пин. В его руках сегодня сосредоточе­ны высшие официальные должности во всех трех главных ветвях власти: военной, партийной и государствен­ной. Он занимает посты председателя Военного Совета ЦК КПК, председа­теля Центрального Военного Совета КНР (персональный состав Военного Совета ЦК КПК и Центрального Воен­ного Совета КНР одинаков), генераль­ного секретаря ЦК КПК, председателя Китайской Народной Республики.

В этих условиях можно ожидать развития и воплощения в жизнь, по крайней мере в области внутренней и внешнеполитической пропаганды, главной идеи, с которой Си Цзиньпин начал свое «правление», - его призы­ва к «Великому возрождению великой нации Китая». Эту идею и он сам, и пропаганда представляют и как «Меч­ту Китая». В связи с этим важно про­следить, каким языком начинают го­ворить в Пекине пропагандисты этой идеи. Ван Ивэй посвятил рассуждени­ям о «Мечте Китая» статью, опублико­ванную в центральной газете «Хуань-цю жибао» 29 января 2013 года. Он особо подчеркнул, что истоки этой «Мечты» следует искать у Сунь Ятсена. Тем самым протягивается нить, кото­рой в сознании, прежде всего, чита­телей в КНР, хотели бы связать Сунь Ятсена и Си Цзиньпина, подразуме­вая при этом, конечно, и обращение к Мао Цзэдуну и Дэн Сяопину как к про­межуточным звеньям этой «цепи».

Иными словами, когда сегодня в КНР говорят о «Мечте Китая», то ста­раются внушить, что это - «мечта всех китайцев на все времена», начи­ная с деятельности Сунь Ятсена еще при Великой Цинской империи, за­тем в борьбе против этой империи, а далее - в борьбе внутри Китая и с его «внешними врагами». Но глав­ное - это всяческое подчеркивание того факта, что только сейчас появи­лись материальные условия для ре­ального воплощения «Мечты Китая» в жизнь, а потому так необходимо во­оружить население КНР духовно, дать ему «знамя» - «Мечту» о «возрожде­нии нации Китая».

Утверждается также, что «Мечта Китая» «берет истоки в Китае», «при­надлежит Китаю», «создана в Китае». Таким образом, вместо привычно­го положения о народе, которому должна принадлежать политическая власть и который является источ­ником этой власти, в современном Китае в основу предлагаемой Си Цзиньпином национальной идеи за­кладывается понятие «Китай», «нация Китая». В этом проявляется желание современных пекинских руководи­телей и пропагандистов выделить Китай, отделить и обособить его, ут­верждая китайскую «особость», «ис­ключительность», превосходство над всеми остальными нациями, проти­вопоставить «остальному миру» или «остальному человечеству».

«Мечту Китая» утверждают и бу­дут утверждать прежде всего в самом Китае, среди китайцев. Но далее из статьи выясняется, что этим задача совсем не ограничивается. Ван Ивэй провозглашает, что «Мечта Китая» необходима всему миру, что суще­ствует «триединство мечты Китая, мечты Азии и мечты всего мира». Если «Мечта Китая» - это своего рода современный проект «введения единомыслия в Китае», то очевидно, что такое же единомыслие Пекину хотелось бы навязать не только Ки­таю, но и Азии, а далее - всему чело­вечеству.

Другими словами, теперь КПК- КНР предлагают всему миру посте­пенно осознать, что вместо всего ранее существовавшего в истории и выдвигавшегося в той или иной стране в качестве национальной или интернациональной «мечты» (идеологии) придется принять как единственную и универсальную меч­ту человечества то, что называется «Мечтой Китая».

Далее рассматривается вопрос о социализме. В КПК-КНР не отказы­ваются от этого термина. В то же вре­мя становится очевидным, что там резко отделяют предшествующую историю социализма от сегодняш­ней ситуации. Отныне предлагается считать, что речь должна идти пре­жде всего о создании социализма в Китае, о строительстве «самобытно­го китайского социализма». Причем утверждается, что именно этот со­циализм и будет мировым социализ­мом - общим будущим всего челове­чества. Следовательно, «Мечта Китая» и «социализм Китая» оказываются, в сущности, одним и тем же. Всему че­ловечеству предлагается понять, что его будущее - это тот социализм, ка­ким он является в Китае. Иными сло­вами, имеется в виду та практика со­циализма, тот общественный строй, который создан при правлении Мао Цзэдуна и фактически сохраняется по сей день и как политическая си­стема, и как идеология - «китаизи­рованный марксизм».

Ван Ивэй рассуждает и о том, ка­кие задачи придется решать на пути осуществления «Мечты Китая». Пре­жде всего речь идет о «сохранении Азии от вторжения Запада». Как вид­но, под Азией здесь имеется в виду и современное географическое по­нятие (вероятно, если в КПК-КНР сочтут это необходимым, сюда мо­гут включать и понятие «Евразии»), и все «три А»: Азия, Африка и Ла­тинская Америка (Америка Латина). Всем им предлагается совместно противостоять тому, что в КПК- КНР включают в понятие «Запад», под призывом «сохранять себя от вторжения Запада». Здесь, кстати, проступает и та идейная основа, на которой в Пекине хотели бы ук­реплять взаимопонимание с теми в нашей стране, кто разделяет такие взгляды. Можно увидеть тут и некий «мостик» на пути к сотрудничеству в идеологическом плане с воинст­венными исламистами.

1Современные идеологи КПК не только противопоставляют Китай «остальному» человечеству, добива­ются того, чтобы оно приняло «Меч­ту Китая» как свою собственную, но и стремятся объединить в единое целое всех на планете, кроме «Запада», про­тивопоставить ему весь «остальной мир», который должен стать «миром Мечты Китая». Более того, таким об­разом, весь этот «остальной» мир ста­вится перед выбором: относят ли себя те или иные страны и народы к «За­паду» или готовы под водительством КПК-КНР «сохранять себя от втор­жения Запада».

Ван Ивэй выдвигает и другую за­дачу. Он говорит о том, что необхо­димо продемонстрировать универ­сальность «Мечты Китая», то есть ее пригодность, необходимость и неиз­бежность для народа каждой страны в мире. Именно на это направлена вся пропаганда современных КПК- КНР, осуществляемая, в частности, с помощью всемирной сети Инсти­тутов Конфуция и классов Конфу­ция. Ощущается намерение под зна­менем Конфуция повести людей на земном шаре к восприятию «Мечты Китая» как универсальной, единст­венно пригодной и необходимой всему человечеству. Институты Кон­фуция - это центры распростране­ния идеологии, в основе которой се­годня лежит «Мечта Китая», мысль о «великом возрождении великой на­ции Китая».

Наконец, Ван Ивэй пишет и о том, что на пути к осуществлению своей «мечты» Китай намерен «возвысить­ся», «создать свою морскую циви­лизацию», добиться таким образом «объединения всего мира» и на этом пути «превзойти вклад Запада». Это вновь выдает стремление идеологов КПК добиваться превосходства над «остальным» человечеством. Особый интерес представляет использова­ние термина «морская цивилизация». Речь идет ни больше и ни меньше, как о создании, наряду с уже имеющейся в Китае сухопутной, или континен­тальной, цивилизацией, которая так­же провозглашается и самой древней, и высшей по сравнению с иными ци­вилизациями, еще и новой «морской цивилизации».

О том, что в истории человечества на берегах Средиземного моря ро­дилась «голубая цивилизация» (если говорить о ее цвете по сравнению с «желтой цивилизацией» Китая), ко­торая стала и продолжает оставаться до сих пор источником прогресса фактически всего человечества, в Ки­тае заговорили в 1980-х годах, в пери­од «золотого века» реформ. Но теперь этот вопрос трактуется по-иному. Речь отныне идет о том, что на смену старой средиземноморской, или «голубой циви­лизации» - то есть цивилизации Запада, должна появиться но­вая «морская цивили­зация», цивилизация Китая. В КПК-КНР ставят задачей доби­ваться того, чтобы Китай вышел в Миро­вой океан, чтобы на побережье всех кон­тинентов признали Китай главной мор­ской державой.

Все это означает, что в своей внеш­неполитической деятельности КНР намерена присутствовать на всех континентах, особенно в Азии, и в то же время готова к активному наступ­лению глобально-континентального характера. Она стремится развер­нуть свое глобально-океаническое наступление с тем, чтобы обеспечить присутствие на морском побережье повсюду в мире, от Арктики до Антар­ктики. Думается, эти планы должны заставить задуматься людей во всех странах, как континентальных, так и морских.

Стремясь создать морскую цивили­зацию, в КПК-КНР ставят задачу «до­биться, таким образом, объединения всего мира, и на этом пути превзой­ти вклад Запада». Следовательно, уже сегодня населению страны внушают, что «Мечта Китая» - это «объедине­ние всего мира», то есть, по сути, со­здание «Планеты Китай». При этом речь идет, как можно понять, в первую очередь о борьбе против всего того, что в КПК-КНР будут вкладывать в понятие «Запад». Итак, господствует все та же мысль о противопоставлении Китая и «остального» человече­ства, в первую очередь той его части, которая именуется «Западом», а также о борьбе против этой части за то, что­бы «объединить весь мир». Ясно, что это должно произойти под главен­ством или господством «нации Ки­тая». В определенном смысле все это представляет собой развитие идей Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина о созда­нии всемирного единого фронта с участием Китая или под его идейным руководством. В прежние времена этот фронт формировался для борь­бы против СССР, а в настоящее вре­мя - против «Запада».

http://svom.info/entry/353-velikoe-vozrozhdenie-i-morskaya-civilizaciya-kitay/

политика, Китай

Previous post Next post
Up