Заметки о некоторых публикациях в китайской прессе
Итоги состоявшегося в ноябре минувшего года XVIII съезда КПК дают повод серьезно задуматься о том, что происходит в сегодняшнем Китае, и чего можно ожидать в этой стране в будущем. Становится все более очевидным, что Китай, который, по выражению А. С. Пушкина, был «недвижным» в XIX веке и на наших глазах в XX веке стал приходить в движение, в XXI столетии все больше напоминает просыпающийся вулкан. Глубинное недовольство населения существующим положением в стране, особенно чиновничеством, прорывается все чаще и со все большей силой. Дальнейшее развитие событий внутри страны во многом будет зависеть от соотношения степени недовольства и порога терпения у населения Китая.
Одновременно Китай, который еще сравнительно недавно во многом жил «в своей скорлупе», не выходя ни за «Великую китайскую стену» на суше, ни в моря и океаны, ныне превращается в одного из главных действующих лиц на мировой арене. Изменилось лицо китайского общества, особенно той его части, которая представляет морское, или «золотое», побережье страны. Это «богатая» или «относительно богатая» часть китайского населения. Она живет намного лучше остальной его части, что и создает проблемы. Численность «удачников» - около 300-400 миллионов человек, в то время как «бедная», или «относительно бедная», часть населения составляет до миллиарда человек.
Блеск и нищета современного Китая
У КНР есть несомненные достижения в некоторых областях материальной жизни. В то же время сегодня для китайцев, составляющих пятую часть человечества, главным в жизни представляются не достижения, а все новые проблемы и внутри страны, и во взаимоотношениях с остальным миром. Нынешние формы организации жизни общества в Китае все в большей степени не удовлетворяют потребности населения. Давление в пользу многообразия и плюрализма существует и нарастает. И с ним придется считаться.
В свое время КПК пришла к власти в стране на волне недовольства политикой прежней правящей партии, благодаря щедрым обещаниям сельскому и городскому населению. Идет уже 64-й год пребывания КПК у власти, но до благоденствия все еще далеко. Мао Цзэдун своей политикой, прежде всего «большим скачком», «народными коммунами» и «культурной революцией», подорвал доверие к коммунистической партии, ее идеалам и коммунистической нравственности. Дэн Сяопин своим лозунгом «Обогащайтесь наперегонки!» разрушил традиционные нравственные устои, содействовал созданию в Китае общества потребления, эгоизма и погони за наживой. Бедные при нем остались бедными, а власть имущие чиновники несметно разбогатели. Именно в это время повальным явлением в КНР стала нечестность в отношениях людей друг с другом.
1В результате политики Мао Цзэду-на и Дэн Сяопина на месте прежних устоев идеологии и экономической политики КПК образовалась пустота. Сегодня партия предлагает идеи «великого возрождения великой нации», «специфики или самобытности (то есть особенности, отличия, исключительности) Китая». Эти идеи вытесняют «Интернационал» и понимание того, что Китай - равноправная составная часть человечества, а китайцы ничем не отличаются от других людей, и им не присуща никакая исключительность. Пропаганда в КПК-КНР внушает мысль о сочетании в Китае патриотизма и интернационализма, по-новому трактуя понятие «интернационализм», понимая под ним некую общность человечества при сохранении каждой нацией своих особенностей. Таким образом, классовое содержание понятия «интернационализм» в нынешней ситуации либо затушевывается, либо как бы «отменяется». А вместо прежней «политэкономии социализма» партия предлагает лозунг «реформ и открытости».
Вообще все понятия, которые пропаганда КПК-КНР распространяет сегодня во внешнем мире, намеренно лишаются классового содержания, представляя собой попытку предстать перед остальным человечеством в качестве составной его части, не имеющей с ним идеологических разногласий. В то же время внутри самой КПК, как и в стране в целом, сохраняются такие понятия, как «самобытный социализм Китая» и «китаизированный марксизм». При этом при необходимости можно выдвигать на первый план то или другое - в зависимости от того, что оказывается выгодно в данной ситуации.
Формально декларируя приверженность «китаизированному марксизму» и «самобытному социализму Китая» (для внешнего мира, прежде всего для нашей страны, пропаганда КПК предлагает переводить этот термин на русский язык как «социализм с китайской спецификой»), партия фактически вынуждена отказываться и от своей прежней идеологии, и от своего прежнего курса в экономической жизни страны. КПК существует сейчас, опираясь на политический режим максимальной концентрации власти, но без «одного вождя» и без «авторитетов», «одному слову» которых партия в прошлом подчинялась, практически не раздумывая.
С конца 1950-х годов в КПК возникло деление руководства (или «хозяев» партии) на «две линии». «Первая линия» - это те, кто официально занимает руководящие посты в вооруженных силах, партии, государстве; а «вторую линию» составляют те, кто может и не занимать таких постов, но обладает реальной властью внутри партийной номенклатуры. Сегодня, когда одного «хозяина» в партии нет, можно предполагать существование нескольких таких «хозяев» как на «первой», так и на «второй» линии.
Начнем с того, что КПК в настоящее время не является партией рабочих. Не является она и партией крестьян или интеллигенции. Сегодня это партия чиновников и военных. Изменился характер ее личного состава. Начинала она свою деятельность, провозглашая себя выразительницей интересов неимущих, пролетариата. Сегодня же - это партия имущих, разбогатевших в результате «маркети-зации власти», участия в «гонке наперегонки в целях обогащения», к чему призывал ее Дэн Сяопин. «Партия богатых», которая прежде всего озабочена тем, как удержать власть и свои богатства в стране, где большинство населения - люди небогатые или просто бедные.
В Китае углубляется разрыв между чиновниками и военными, с одной стороны, и остальным населением - с другой. В стране учащаются разного рода протесты. Руководители КПК вынуждены признать, что «партия оторвалась от народных масс», что «Ганьбу», то есть костяк партии, ее кадровые работники, настолько разложились, погрязли во взяточничестве и погоне за деньгами и собственностью, что это грозит гибелью и КПК, и КНР. Руководители партии сосредоточены на удержании власти в своих руках. Накануне съезда на партийном совещании в Бэйдайхэ прозвучало предложение «упразднить систему лагерей трудового перевоспитания». В ответ руководитель силовых структур Чжоу Юнкан сказал, что это будет означать конец партии и государства. В январе 2013 года было официально объявлено о намерении на мартовской сессии ВСНП упразднить систему исправительно-трудовых лагерей. Но на самой сессии ВСНП объявления о ликвидации этой системы не последовало. В то же время было обещано, что проект изменения ситуации с лагерями трудового перевоспитания будет представлен к концу 2013 года.
1В КНР явно усиливается давление в пользу отмены этого пережитка политического режима, созданного Мао Цзэдуном. И нынешние руководители не могут его игнорировать. Конечно, речь не идет пока о принципиальном осуждении самой системы «исправления трудом», введенной в 1957 году при правлении Мао. Тогда было принято решение, согласно которому власти могли без суда и следствия на годы отправлять в лагеря трудового воспитания всякого, кто будет сочтен «врагом идей Мао Цзэдуна», «врагом КПК и КНР». Используя свои карательные органы, КПК арестовывала любого, кто был не согласен с ее политикой. Лагеря трудового воспитания существовали и при Мао Цзэдуне, и при Дэн Сяопине, и при Цзян Цзэмине, и при Ху Цзиньтао. За 56 лет через них «пропустили» миллионы людей.
Очевидно, протест против существования этого «китайского ГУЛАГа» достиг такой степени, что руководители КПК вынуждены согласиться на его упразднение. Они делают это под давлением народа. Но при этом никто из нынешних руководителей не осудил ни Мао Цзэдуна, ни его последователей, больше полувека сохранявших систему бесчеловечного обращения с людьми. Никто не склонил головы и не признался в совершенных преступлениях, не попросил прощения у миллионов тех, кого вместе с родными бросили в эти лагеря. Никто не опубликовал статистики, не сообщил о том, сколько людей прошло через них, сколько из них погибло, сколько было покалечено или травмировано.
Партия продолжает внушать народу, что только она одна и способна обеспечить стабильность. Но сама по себе стабильность не означает развития. В сегодняшней КНР наблюдается сосредоточение усилий правящей партии на том, чтобы удерживаться у власти, а не на создании условий для подлинного решения проблем людей. От всей прежней основы политики партии осталась только «подсистема государственного страха», политический режим максимальной концентрации власти. Он в значительной степени держится на инерции подчинения людей власти и на опасениях того, как бы «не стало хуже».
Между тем современные руководители КПК продолжают курс Мао Цзэдуна на «великую партию», «великое государство», на превращение Китая в политический, экономический и военный центр мира. Они руководствуются мыслью Дэн Сяопина о противопоставлении «самобытности (специфики, своеобразия, исключительности)» Китая, собственно «нации Китая», остальному человечеству. В настоящее время они сделали ядром своей идеологии мысль о «нации Китая». Кровь и численность населения - вот две главные составные части национальной идеи, с точки зрения современного партийного руководства. КПК прошла путь от партии, руководствующейся марксизмом, до партии, которая хочет, чтобы ее воспринимали как «авангард нации Китая». Именно такая формулировка содержится сегодня в Уставе КПК.
Сегодня партия стремится объединять людей уже не в процессе их взросления и возмужания, под воздействием воспитания и внешних факторов и тем более не путем их самовоспитания (сколь бы много ни говорилось о необходимости «расковывать мышление»). Она заявляет о желании сплачивать людей «от рождения», по принципу «принадлежности к людям одной крови». Такая позиция проистекает из взглядов Мао Цзэду-на и его последователя Дэн Сяопина на нацию Китая и ее место в мире, на войну в современном мире и на политический режим внутри Китая, построенный по принципу «абсолютного руководства» со стороны правящей партии, дословное название которой звучит как «Партия Общего Имущества». Сегодня лидеры КПК хотели бы добиться того, чтобы каждый «человек в Китае» с момента рождения, по крови, становился «имуществом» или «собственностью» нации Китая и «авангарда нации Китая», то есть КПК.
«Мир мечты Китая»
В марте 2013 года были проведены очередные сессии ВСНП и ВК НПКСК. Основным итогом этих мероприятий явилось закрепление в официальном порядке: внешне - путем выборов, а фактически - путем назначения на высшие руководящие посты в государстве тех, кого по договоренности между собой выдвинули на эти посты «теневые хозяева» партии. 2012 год и начало 2013-го стали временем появления на политической сцене нескольких новых фигур. Среди них главное место занимает Си Цзинь-пин. В его руках сегодня сосредоточены высшие официальные должности во всех трех главных ветвях власти: военной, партийной и государственной. Он занимает посты председателя Военного Совета ЦК КПК, председателя Центрального Военного Совета КНР (персональный состав Военного Совета ЦК КПК и Центрального Военного Совета КНР одинаков), генерального секретаря ЦК КПК, председателя Китайской Народной Республики.
В этих условиях можно ожидать развития и воплощения в жизнь, по крайней мере в области внутренней и внешнеполитической пропаганды, главной идеи, с которой Си Цзиньпин начал свое «правление», - его призыва к «Великому возрождению великой нации Китая». Эту идею и он сам, и пропаганда представляют и как «Мечту Китая». В связи с этим важно проследить, каким языком начинают говорить в Пекине пропагандисты этой идеи. Ван Ивэй посвятил рассуждениям о «Мечте Китая» статью, опубликованную в центральной газете «Хуань-цю жибао» 29 января 2013 года. Он особо подчеркнул, что истоки этой «Мечты» следует искать у Сунь Ятсена. Тем самым протягивается нить, которой в сознании, прежде всего, читателей в КНР, хотели бы связать Сунь Ятсена и Си Цзиньпина, подразумевая при этом, конечно, и обращение к Мао Цзэдуну и Дэн Сяопину как к промежуточным звеньям этой «цепи».
Иными словами, когда сегодня в КНР говорят о «Мечте Китая», то стараются внушить, что это - «мечта всех китайцев на все времена», начиная с деятельности Сунь Ятсена еще при Великой Цинской империи, затем в борьбе против этой империи, а далее - в борьбе внутри Китая и с его «внешними врагами». Но главное - это всяческое подчеркивание того факта, что только сейчас появились материальные условия для реального воплощения «Мечты Китая» в жизнь, а потому так необходимо вооружить население КНР духовно, дать ему «знамя» - «Мечту» о «возрождении нации Китая».
Утверждается также, что «Мечта Китая» «берет истоки в Китае», «принадлежит Китаю», «создана в Китае». Таким образом, вместо привычного положения о народе, которому должна принадлежать политическая власть и который является источником этой власти, в современном Китае в основу предлагаемой Си Цзиньпином национальной идеи закладывается понятие «Китай», «нация Китая». В этом проявляется желание современных пекинских руководителей и пропагандистов выделить Китай, отделить и обособить его, утверждая китайскую «особость», «исключительность», превосходство над всеми остальными нациями, противопоставить «остальному миру» или «остальному человечеству».
«Мечту Китая» утверждают и будут утверждать прежде всего в самом Китае, среди китайцев. Но далее из статьи выясняется, что этим задача совсем не ограничивается. Ван Ивэй провозглашает, что «Мечта Китая» необходима всему миру, что существует «триединство мечты Китая, мечты Азии и мечты всего мира». Если «Мечта Китая» - это своего рода современный проект «введения единомыслия в Китае», то очевидно, что такое же единомыслие Пекину хотелось бы навязать не только Китаю, но и Азии, а далее - всему человечеству.
Другими словами, теперь КПК- КНР предлагают всему миру постепенно осознать, что вместо всего ранее существовавшего в истории и выдвигавшегося в той или иной стране в качестве национальной или интернациональной «мечты» (идеологии) придется принять как единственную и универсальную мечту человечества то, что называется «Мечтой Китая».
Далее рассматривается вопрос о социализме. В КПК-КНР не отказываются от этого термина. В то же время становится очевидным, что там резко отделяют предшествующую историю социализма от сегодняшней ситуации. Отныне предлагается считать, что речь должна идти прежде всего о создании социализма в Китае, о строительстве «самобытного китайского социализма». Причем утверждается, что именно этот социализм и будет мировым социализмом - общим будущим всего человечества. Следовательно, «Мечта Китая» и «социализм Китая» оказываются, в сущности, одним и тем же. Всему человечеству предлагается понять, что его будущее - это тот социализм, каким он является в Китае. Иными словами, имеется в виду та практика социализма, тот общественный строй, который создан при правлении Мао Цзэдуна и фактически сохраняется по сей день и как политическая система, и как идеология - «китаизированный марксизм».
Ван Ивэй рассуждает и о том, какие задачи придется решать на пути осуществления «Мечты Китая». Прежде всего речь идет о «сохранении Азии от вторжения Запада». Как видно, под Азией здесь имеется в виду и современное географическое понятие (вероятно, если в КПК-КНР сочтут это необходимым, сюда могут включать и понятие «Евразии»), и все «три А»: Азия, Африка и Латинская Америка (Америка Латина). Всем им предлагается совместно противостоять тому, что в КПК- КНР включают в понятие «Запад», под призывом «сохранять себя от вторжения Запада». Здесь, кстати, проступает и та идейная основа, на которой в Пекине хотели бы укреплять взаимопонимание с теми в нашей стране, кто разделяет такие взгляды. Можно увидеть тут и некий «мостик» на пути к сотрудничеству в идеологическом плане с воинственными исламистами.
1Современные идеологи КПК не только противопоставляют Китай «остальному» человечеству, добиваются того, чтобы оно приняло «Мечту Китая» как свою собственную, но и стремятся объединить в единое целое всех на планете, кроме «Запада», противопоставить ему весь «остальной мир», который должен стать «миром Мечты Китая». Более того, таким образом, весь этот «остальной» мир ставится перед выбором: относят ли себя те или иные страны и народы к «Западу» или готовы под водительством КПК-КНР «сохранять себя от вторжения Запада».
Ван Ивэй выдвигает и другую задачу. Он говорит о том, что необходимо продемонстрировать универсальность «Мечты Китая», то есть ее пригодность, необходимость и неизбежность для народа каждой страны в мире. Именно на это направлена вся пропаганда современных КПК- КНР, осуществляемая, в частности, с помощью всемирной сети Институтов Конфуция и классов Конфуция. Ощущается намерение под знаменем Конфуция повести людей на земном шаре к восприятию «Мечты Китая» как универсальной, единственно пригодной и необходимой всему человечеству. Институты Конфуция - это центры распространения идеологии, в основе которой сегодня лежит «Мечта Китая», мысль о «великом возрождении великой нации Китая».
Наконец, Ван Ивэй пишет и о том, что на пути к осуществлению своей «мечты» Китай намерен «возвыситься», «создать свою морскую цивилизацию», добиться таким образом «объединения всего мира» и на этом пути «превзойти вклад Запада». Это вновь выдает стремление идеологов КПК добиваться превосходства над «остальным» человечеством. Особый интерес представляет использование термина «морская цивилизация». Речь идет ни больше и ни меньше, как о создании, наряду с уже имеющейся в Китае сухопутной, или континентальной, цивилизацией, которая также провозглашается и самой древней, и высшей по сравнению с иными цивилизациями, еще и новой «морской цивилизации».
О том, что в истории человечества на берегах Средиземного моря родилась «голубая цивилизация» (если говорить о ее цвете по сравнению с «желтой цивилизацией» Китая), которая стала и продолжает оставаться до сих пор источником прогресса фактически всего человечества, в Китае заговорили в 1980-х годах, в период «золотого века» реформ. Но теперь этот вопрос трактуется по-иному. Речь отныне идет о том, что на смену старой средиземноморской, или «голубой цивилизации» - то есть цивилизации Запада, должна появиться новая «морская цивилизация», цивилизация Китая. В КПК-КНР ставят задачей добиваться того, чтобы Китай вышел в Мировой океан, чтобы на побережье всех континентов признали Китай главной морской державой.
Все это означает, что в своей внешнеполитической деятельности КНР намерена присутствовать на всех континентах, особенно в Азии, и в то же время готова к активному наступлению глобально-континентального характера. Она стремится развернуть свое глобально-океаническое наступление с тем, чтобы обеспечить присутствие на морском побережье повсюду в мире, от Арктики до Антарктики. Думается, эти планы должны заставить задуматься людей во всех странах, как континентальных, так и морских.
Стремясь создать морскую цивилизацию, в КПК-КНР ставят задачу «добиться, таким образом, объединения всего мира, и на этом пути превзойти вклад Запада». Следовательно, уже сегодня населению страны внушают, что «Мечта Китая» - это «объединение всего мира», то есть, по сути, создание «Планеты Китай». При этом речь идет, как можно понять, в первую очередь о борьбе против всего того, что в КПК-КНР будут вкладывать в понятие «Запад». Итак, господствует все та же мысль о противопоставлении Китая и «остального» человечества, в первую очередь той его части, которая именуется «Западом», а также о борьбе против этой части за то, чтобы «объединить весь мир». Ясно, что это должно произойти под главенством или господством «нации Китая». В определенном смысле все это представляет собой развитие идей Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина о создании всемирного единого фронта с участием Китая или под его идейным руководством. В прежние времена этот фронт формировался для борьбы против СССР, а в настоящее время - против «Запада».
http://svom.info/entry/353-velikoe-vozrozhdenie-i-morskaya-civilizaciya-kitay/