Продолжая «разминку» перед обсуждением «Фауста» Гете на
ЛИКе СВАО, который пройдет в будущую субботу, сегодня я хотел обратить внимание на то, в какой последовательности Гете писал отдельные части своей поэмы.
Первая часть писалась более тридцати лет:
В 25 лет (1774 год) Гете написал набросок, который был обнаружен уже после его смерти и известен как «Парафауст». Я с ним не знаком, но стоит сказать, что к этому времени тема бунтующего против Бога ученного уже много раз была использована европейскими писателями.
Часть того, что мы называем «Фаустом» вышла в свет лишь в 1790 году - Гетте 41 год.
Целиком же первая часть была окончена в 1806 году - автору 57 лет. Издана она еще через два года.
То есть первая часть, сюжетным стержнем которой является тема страсти Фауста в Маргарите при его «выходе в мир» из пыльного кабинета, писалась 32 года. К окончанию трудов Гете был уже зрелым человеком.
Если бы не было второй части, что увидел бы читатель такого «Фауста»? Молодого ученого и мага, абсолютно разочаровавшегося в Человеке и Человечестве, и решившего изучить мир «с изнанки», с позиции античеловеческих сил - мира духов, служителей мрака и хаоса. На пути этого знакомства он убивает и развращает людей.
Правда, Гете, избывая свой грех, перед брошенной им в молодости:
«дочери пастора, Фредерики, внушившей любовь блестящему юноше, которому она отвечала более сильной и глубокой привязанностью. Гёте испугала мысль навсегда связать свою жизнь, и он покидает бедную, любящую девушку при крайне тяжелых для нее обстоятельствах. Впоследствии он сознавался г-же фон Штейн, что покинул Фредерику в такую минуту, когда разлука эта едва не стоила жизни бедной девушке. "Я глубоко оскорбил наилучшее сердце, - говорит он, - это вызвало во мне период тяжелого, нестерпимого раскаяния" (Белыневский, I, 135)», заставляет Небо спасти падшую Маргариту. Но общей картины ухода Фауста из мира людей в мир антилюдей - духов и ведьм - это не меняет. Начав с мировоззренческих вопросов о смысле бытия, Фауст ответов так и не получил.
И, тем не менее, первая часть с таким «нулевых исходом» для героя вызвала симпатии у читателей. Триумфа подлобного «Страданиям юного Вертера» не было. Но в целом публика купилась на что-то. На что? На новый пересказ старой истории о чернокнижнике, продавшем душу дьяволу? Новизна была в том, что предыдущие описания похождения Фауста, как правило, делились на два диаметрально противоположных подхода. Одни клеймили его как сатаниста, перешедшего на службу врагу рода человеческого. Другие воспевали его бунтарство и революционность. И понятно отчего - эпоха была такая - революционная, эпоха слома старого и установления нового.
Гете же совместил оба эти взгляда, плюс поместил Фауста в обывательский мирок Германии, которая, по словам Энгельса, характеризовалась как «…одна отвратительная гниющая и разлагающаяся масса…». В общем, чернокнижник вышел из дворцов и подвалов алхимиков, как говорится, в народ. Народ его не впечатлил и, презрев его, Фауст погружается в бесконечный шабаш сил мрака. И тут же для подогрева интереса публики (см. первый пролог) и искупления грехов юности трагическая история Гретхен и Фауста.
Как я сказал выше, в таком виде «Фауст» не отвечает на какие-то мировоззренческие вопросы или запросы. И потому вторая часть, была неизбежна. О ней завтра.