Король Лир. Вынырнуть в жизнь.

Jun 07, 2016 09:00



Пришла очередь дать слово прекрасной половине нашего Клуба. Следующее эссе от Анастасии С.

***
Когда я впервые прочла пьесу "Король Лир", то она мне, по сравнению с мавританскими страстями "Отелло", проникновенной историей любви "Ромео  и Джульетты", терзаниями "Гамлета" показалась какой-то серой, тревожной, ее хотелось поскорее забыть, что я  благополучно и сделала

Сейчас, после повторного прочтения  это чувство появилось вновь.  Пьеса опять предстала  предо мной неприятной и гнетущей. Опять, но несколько по-иному. Уже не удавалось так легко отделаться от героев и выкинуть их из своей головы. Казалось бы, обычная семейная драма: ну не повезло Лиру с дочерьми, надо было воспитывать в детстве. Вы скажете, что младшая Корделия (перевод имени - сердечная) отличается от своих сестер, и да, и нет, ведь вначале трагедии она оказывается не такой уж и сердечной, а скорее прямолинейной, прекрасно зная намерения и характер сестер, готовых ради богатства и власти готовы пойти на все, она тем не менее на вопрос отца, как она его любит отвечает, что ничего не хочет сказать и любит его « как долг велит, не больше и не меньше». И вот этот ответ и запустил цепь событий, которые привели к трагической развязке… Корделия не хочет взглянуть на ситуацию под другим углом, считает, что она всегда должна отвечать прямодушно. Возможно, конечно, что она так отвечает, потому что чувствует - Лир спрашивает ее не как отец,  а как король, который не «снимает корон» даже с родными дочерьми  и искренне верит, что все должны им восхищаться и беспредельно любить. И вот это нежелание выйти из давно заданного амплуа, нежелание трезво посмотреть на ситуацию характерно для многих персонажей этой пьесы.

Например, Эдмунд. Этот незаурядный герой полностью зациклен на своей незаконнорожденности, и вместо того, чтобы поговорить с отцом, тем более, что тот заявляет, что его второй законный сын Эдгар ничуть ему не дороже, пытается уничтожить отца и брата, опираясь в своих действиях на природу, ее «закон джунглей [i]». Эдгар же вместо того, чтобы отстоять свою честь, доказать отцу, что он не виновен, стремглав бежит и скитается в лохмотьях по Британии, притворяясь сумасшедшим.  Король Лир известный своей мудростью и силой абсолютно безоружен перед лестью,  и слепо [ii] уверовав в свое неизменное высокое положение  отдает земли своим двум дочерям, сняв с себя всякую ответственность за будущее страны.

Но пришла  другая смутная эпоха, и ничто не остается неизменным, нить дней рвется, а без нее есть риск заплутать в лабиринте времени. И семейная драма становится символом, а королевство Лира центром  борьбы добра и зла, борьбы за будущее. Два затмения, лунное и солнечное, предвещают беды и катастроф: «любовь остывает, слабеет дружба, везде братоубийственная рознь… рушится семейная связь между родителями и детьми… наше лучшее время миновало» (монолог Глостера)  И этой новой эпохе, ее вызовам нужно чем-то отвечать. Но наши герои настолько законсервированы и эгоистичны, что не готовы поступиться даже малым, не готовы взглянуть истории в лицо. И тогда приходит буря, которая сносит всё на своем пути, меняя привычный ритм жизни, перетасовывая планы героев, и сами герои оторваны от дома,  от привычной обстановки: Кент, Корделияи Эдгар изгнаны, Гонерилья и Регана в доме Глостера, Глостер и Эдмунд в постоянных разъездах, Лир в сопровождении своего верного шута тоже вынужден скитаться.

Но, благодаря этой оторванности от семьи, от дома, от привычного склада вещей, от своего происхождения и титула, по сути от всего, что ему было дорого, главный герой король Лир, хоть и не сразу, обретает истинное  видение вещей, он наконец-то осознает как живут люди в его землях, кто друг, кто враг, в чем главное в жизни. Буря сорвала маски, и Лир столкнулся с реальностью, но это столкновение стало для него смертельным, и только в смерти он нашел покой. « Кем надо быть, чтобы  вздергивать его опять на дыбу жизни для мучений?» - спрашивает о нем Кент.  На этом можно было бы и закончить, заявив, что мол смерть - спасенье от всех печалей.  Но не таков Шекспир. Он, перерабатывая народную историю о неком короле Лире и его дочерях, использует ее как пример того, что эгоизм, оторванность от действительности  восприятие человека «животным и не более» ошибочны и губительны, что смысл жизни в любви и сострадании к ближнему, и Шекспир убивает Лира только тогда, когда он это осознает, и делает выбор в пользу любви к человеку.

Но неужели, спрашивает Шекспир, британцам нужно лишиться положения, семей, дома, чести и даже глаз, чтобы осознать эту истину?
Нет - отвечает он - есть другой способ: пережить это в театре, пережить благодаря искусству.

[i] При это следует сказать, что герои Шекспира не константы, не застывшие герои театра классицизма, где злодей всегда злодей,  шут всегда шут, они готовы к изменениям
[ii] Кстати,  образ слепоты в данной пьесе употребляется не раз, чего стоит сцена, когда Глостеру вырвали глаза, можем вспомнить и про слепую судьбу.

Шекспир, культурная война, ЛИК СВАО, информационно-психологическая война, Король Лир

Previous post Next post
Up