Заседание 16 апреля Клуба ЛИК (СВАО). Гамлет.

Apr 18, 2016 15:00



Не так много есть произведений мировой литературы, когда произнесения имени главного героя достаточно, чтобы понять, о чем идет речь. Дон Кихот, князь Мышкин, Гамлет…

Гамлет - герой, восставший против предназначенной ему роли очередного принца датского, потрясенный смертью отца и предательством матери…
Гамлет - герой, мучительно решивший восстать против нанесенного ему оскорблению…, но так и не сумевшему до конца проявить свою волю…
Гамлет - герой, решивший, что невозможно продолжать просто быть, пока не будет восстановлена высшая справедливость, нарушенная убийством датского короля и его отца…
Гамлет - элитный герой, обладающий сокровенными знаниями и реализующий их …
Гамлет, как оплот гуманизма против взращиваемого в человеке зверя…

Это далеко не полный перечь позиций, которые были озвучены на последнем собрании Литературно-исторического клуба (ЛИК) СВАО в минувшую субботу, которое было посвящено великому произведению Шекспира. Кстати, отдельной темой разговора стали и те причины, по которым рассказ о трагедии принца датского обсуждается уже много столетий с таким жаром и при таком многообразии интерпретаций образов ее главного героя.

Так кто же такой Гамлет и что нам хотел сказать Шекспир?

Вряд ли мы смогли до конца определиться с ответом на эти вопросы. Приводились цитаты Гёте, Томаса Манна. Читались фрагменты трагедии, читались стихи других поэтов, посвященные ее главному герою и его отречению от прогнившего мира. Проводились параллели с образом Христа. Были просмотрены различные варианты исполнения знаменитого монолога Гамлета. Были зачитаны эссе участников ЛИКа. Даже Ирина Михайловна - работник библиотеки, которая обычно не принимает участия в дискуссии, не смогла удержаться.

Но можно ли сказать, что Гамлет был понят нами? Что мы пришли к общему мнению по всем поставленным вопросам? Вряд ли. Единственное на чем сошлись все участники обсуждения, что произведения Шекспира отсылает нас к глубочайшим переживанием предельных смыслов человеческого существования и борьбы за что, чтобы оно из существования становилось Жизнью.

Наверное, так и должно быть! Личное переживание трагедии Гамлета, тех метафизических вопросов, которые возникают при рассмотрении образа принца датского и описанных Шекспиром событий не могут не рождать появления у каждого «своего» Гамлета. Это не значит, что в этом многообразии образов и восприятий не может быть чего-то общего для всех. Но это общее не может отменить и того многообразия пониманий сущностных вопросов бытия, которые рождаются при прочтении бессмертного произведения Шекспира. Ведь перед каждым человеком время от времени встают эти вопросы и гамлетовский выбор - «быть или не быть».

Что же тогда мы вынесли из этого собрания? Понимание друг друга и роль образов мировой литературы для каждого участника. Значимость в нашей жизни поднятых вопросов и потребность в разговоре о них в наше во многом подчиненное прагматизму время. Время, когда вопрос о его почине стоит в очередной раз с очевидной остротой.

В последующих постах, мы познакомим Вас с мнениями участников собрания, оформленные ими в виде эссе.

Гамлет, ЛИК СВАО, СВ СВАО, метафизика

Previous post Next post
Up