Благодаря
moisey_vasili4 прослушала одну из лекций по искусству Ю.Лотмана. А началось с того, что привлекла внимание цитата из лекции в том ЖЖ:
«Почему преступление, как предмет искусства, не делается агитацией за преступление? Почему греческие трагедии наполнены преступлениями, хотя греки не были безнравственными писателями? По одной очень важной особенности: искусство очень стремится быть похожим на жизнь, но искусство не есть жизнь. Оно - похоже, оно - вторая жизнь, но с жизнью не путается. Преступление на картине - это исследование преступления. Его изучение. А преступление в жизни - это всего лишь преступление».
Такие элементарные вещи наши драгоценные законодатели должны бы понимать, и тогда не было бы смехотворных исков вдогонку гастролирующим рок-звёздам, спекуляции на "пропаганде" и запретов непонятно-всё-таки-чего.
А лекция интересна вся, и там ещё много мыслей, которые было бы неплохо усвоить нашим "охранителям" и "моралистам". Например:
"Нравственную силу искусства часто понимают очень поверхностно: человек прочитал хорошую книгу и стал хорошим.Человек прочитал книгу, где герой поступал плохо, и он стал делать плохо. Отсюда вывод: эти книги детям не давайте, они опасны, и вообще такие книги лучше не читать.... Сила искусства в дргугом: что оно дает нам выбор там, где жизнь нам выбор не дает."
"Возникает очень серьезный вопрос, который всегда останавливал моралиста, и останавливал не без основания: что искусству позволено, а что нет. Но искусство - не учебник, оно никогда не было практикумом по морали."
"Фантазия, ужас, страх, преступление могут быть предметами искусства.... Но почему предмет искусства - преступление - не делается агитацией?..." Ответ процитирован выше.
На 13-й минуте лекции Лотман рассказывает анекдот ну прямо про Милонова образца 18 века: когда в Америке в те годы на сцене шел "Отелло", часовой у ложи губернатора выстрелил в актера со словами: "Никто не скажет, что при мне черномазый похитил белую женщину!". Вот эта лекция целиком:
Click to view
По ассоциации вспомнилась пара цитат из ещё одного, очень неожиданного для меня источника...
Несколько лет назад я совершенно неожиданно для себя наткнулась на книгу... Курпатова, популярного теле-психолога, которая называется "Страх. Сладострастие. Смерть". Всю ее я тогда не прочитала, но у меня осталось несколько выкопированных цитат о том, как искусство, воспринятое не через перекрестье прицела "можно-нельзя", "хорошо-плохо", способно внутренне освободить человека:
quot;...Страх сковал человека по рукам и ногам, но боится современный человек не реальных опасностей (реально ему уже почти ничего не угрожает), он боится сделать что-нибудь «не так». И именно культура стала той злополучной скрижалью, на которой высечено это эфемерное «как»: как поступать, как думать, как чувствовать, как воспринимать, как относиться, детерминированы все элементы человеческого существования - от коитуса до патриотизма. А если «не так» - значит, патология."
"Заявленный идеал недостижим уже хотя бы потому, что все эти «как» выдуманы романтиками, страдающими от сексуальных проблем, эстетами, которые до мозга костей пропахли нафталином «художественной ценности», этиками, которые никогда не поступали так, как заповедовали, церковниками, которые носят под сутанами «армейские погоны» служителей «Святой Церкви», и психиатрами, которые до сих пор не могут дать определения понятию «нормы»."
"...В само-узнавании, которое переживает зритель, пульсирует сияние Истины. Будет ли человек терзаться предрассудками, страхами, заповедями и проповедями, которые навязываются ему ненасытной и кровожадной культурой, если он знает себя, если он способен опереться на самого себя, если он способен доверять самому себе? А будет ли он теперь опираться на эфемерные идеалы, «как», «норму», которую никто никогда не видел? Ничего подобного! Он свободен, по-настоящему свободен, потому что настоящая свобода - это свобода от страха, а очистительное пламя Ужаса выжгло его страхи. Вот каков истинный смысл Ужаса."
Ну и опять же, опять же в связи с вышеприведенными цитатами не могу не вспомнить
лемову "дыру в абсолюте" культуры, а вся эта мешанина с пропагандой - одно из последствий того, что вместе с уходом в небытие "примитивных" культур мы (человечество) этой жизненно важной "дыры" лишились.