О книге «Евангелие от Rammstein»
SV 1 ноября 2012
# «В начале был металл…» Ничего себе начало! Многообещающее. С первых же страниц книги хэви-металлическое отрицание «попсы» обосновано идеологически и метафизически, и возведено в ранг мировоззрения. Сюжетно “Евангелие от Таранного Камня” - это альтернативная история, местами очень напоминающая Ордусский цикл Ван Зайчика. Вот только в отличие от Ван Зайчика Дмитрий Вейдер не верит, что «плохих людей нет», у него всё куда суровее - ну так ведь металл… Интереса добавляет тот факт, что основное действие происходит в будущем настолько близком, что мое поколение не доживет до него совсем чуть-чуть: конец 60-х гг. нашего века. Присутствуют экскурсы в древнюю и позднесоветскую историю.
Если бы автор ограничился рамками жанра альтернативной истории, пусть даже немного с вкраплениями фэнтези, книга получилась бы очень неплохая. Но не обошлось без излишеств по части мировой конспирологии.
Однако не хочу спойлерить. Многое мне понравилось: понравился авторский юмор, «металлическая революция», задуманная ещё (не надо падать) Юрием Андроповым, и в середине 21-го века позволившая России вылезти из «одного очень тёмного места» (с); свергнутое в конце Второго Олигархата «семейное правительство Собчак-Галкина», восьмидесятилетние ветераны «металлической революции» - «пенсы» (пенсионеры) - разъезжающие по улицам преобразившейся Москвы на мотоциклах без глушителя, - всё это здорово. Освоение космоса в альтернативной реальности Вейдера идёт полным ходом начиная с 40-х гг. XXI века (правда, Марсу отведена неблаговидная роль места ссылки последнего Мирового Правительства, свергнутого металлистами.) Иван Ефремов и некоторые его идеи, кстати, тоже упоминаются.
По сюжету, благородной металлизированной империи, восставшей на обломках СССР и окончательно разорённой Вторым Олигархатом Российской Федерации, противостоят «страны психотропного треугольника», которые контрабандой гонят в Сибирь «нарковизоры и оргазмайзеры» - вот с этого момента у меня пошли ассоциации с книгой «Хищные вещи века» Стругацких. Стругацкие тоже предсказывали конец человеческой цивилизации вследствие массового ухода в иллюзорный мир грез, дающий куда более острые ощущения, чем реальность, и при этом не сдерживаемых никакими «нормами»: конец цивилизации в ванне со слегом. У Вейдера тоже что-то подобное, только человечество не само идет в тупик, а его целенаправленно туда ведут…
Если говорить об идеологическом радикализме автора, - ну, он ведь явно пропагандирует свои идеи в развлекательной форме не то чтобы очень научной фантастики - в чеё-то я могу его понять, хотя временами он бывает наивен. Например, в его очищенной от скверны империи реформирован институт брака: разрешено многоженство (привет Ван Зайчику!:) и запрещены все извращения под страхом пожизненного заключения в дурдоме (вот тут Ван Зайчик проявил себя куда большим гуманистом). Создается впечатление, что автор верит: клин клином вышибают. Ага, попробуйте… Но в том, что неконтролируемые и ничем не сдерживаемые удовольствия в конечном итоге ослабляют и развращают, автор, конечно, прав, - именно в этом и заключается суть идеологической диверсии стран «психотропного треугольника».
Кстати, вспомнилось, из текста о Бусидо, прямо в тему: "высокие понятия морали рождаются в страданиях и умирают в наслаждениях."
...Да и не только наркотики, сексом разрушить (см. калугинскую интерпретацию «Танца Казановы» в альбоме «Несло) тоже очень даже можно. Может быть, традиционные культуры и религии вырабатывали такую кучу сексуальных запретов по той прагматической причине, что это единственный способ не допустить превращения Человека Разумного в крысу со вживленным в мозг электродом, до последнего вздоха нажимающую заветных рычаг. Как это было у Кинчева: «Какое тут Солнце, какой Христос?...» Ну и понятно, что в религиях эти ограничения были сакрализованы и возведены в ранг Божественных заповедей.
Сатирические намёки автора, которыми изобилует текст повести, мне тоже понравились (например, научный доклад «Рока-попс как дешёвый суррогат национальной идеологии времён помаранчевого матриархата»), и мне обычно интересно читать мировоззренческие вставки в повествование, когда герой произведения излагает и обосновывает авторский взгляд на историю, политику, философию и т.д и т.п. Вот кому как, а мне интересно. Понравились даже экскурсы в позднее-гиперборейское "прошлое" русского народа, но вот начиная с командировки агента Сергея на Марс, альтернативная история с элементами фэнтези превращается в какую-то безумную фантасмагорию. Опять же, кому-то это может прийтись по вкусу, а по мне так перебор: закрадывается нехорошее подозрение, что автор действительно верит в двойников исторических лиц и в некий противочеловеческий заговор неких милых персонажей, которые в его повести обитают на Марсе, а вернее, под его поверхностью (привет, Аэлита!) Правда, на Красной планете есть и более весёлые обитатели - «лимита», в которой легко узнать НБПшников, - «потомки земных радикалов, с трудом поддающиеся воспитанию» - а ещё - Безумный Маркс! Компания менее весёлых персонажей во главе с Великим Экзекутором и Матерью Боли, впрочем, не менее колоритна.
Не знаю, может быть, я слишком придираюсь ко второй части повествования, в конце концов, по своей фантастичности она не выходит за рамки таких популярных боевиков как «Пятый элемент». И хотя шестёрка - самая низкая в ряду положительных оценок, (вот без меднозадных, пардон, козлов, была бы семерка адназначна!), для меня она - рубеж, отделяющий книгу или фильм, который в любом случае, невзирая на все недостатки, стоило посмотреть, от опусов и киновиршей, оцененных на 5 и ниже, не ознакомившись с которыми я бы ровным счетом ничего не потеряла.
Хороший отзыв, спасибо Рекомендательный сервис Имхонет П.С. Старым металлюгам и патриотам читать в обязательном порядке! Скачать можно как на имхонете, так и ещё на куче сайтов типа Самиздата.