Рескриптинг

Jul 03, 2020 13:52

Продолжение поста про «археологию» и детские, и не только, травмы.
Важно не то, что с нами было, а какие чувства мы тогда испытали, и то, какие решения мы приняли на основании тех чувств. Например, никому больше не доверять, или не просить помощи, а всегда полагаться только на себя, или всегда и во всем подчиняться своим близким, чтоб не потерять их расположения. Таких решений масса. Но дело в том, что такое решение помогло бы (возможно) нам там и тогда, а здесь и сейчас осложняет жизнь. И тогда нужно заново перерешить, пересмотреть свои убеждения. Но прежде всего нужно избавиться от тягостных воспоминаний, вернее, от той боли, которая в них есть.



Расскажу вам про технику рескриптинга, которая позволяет «перезаписывать» ранившие нас ситуации. Когда мы вспоминаем что то, то видим это, слышим и чувствуем так, как это было тогда. Это можно представить себе как видео ролик, где есть видеоряд, звуковая дорожка и наши ощущения. Всё это хранится в памяти именно так. И изменить это невозможно до тех пор, пока мы не решим это сделать сознательно. Изменить не факты (!), а запомнившиеся ощущения. Ведь именно они не дают нам покоя. Все эти три компонента лежат себе в памяти и иногда триггерятся внешними событиями.

Вот я прихожу на новую работу в новый коллектив, кто то не так на меня посмотрел или вообще не прореагировал на мое приветствие, а я тут же вспоминаю, как меня травили в пятом классе. И всё тело это вспоминает, замирает и становится каменным. И мысли у меня такие же - сейчас будет очень плохо, беги. А потом я прихожу в себя и говорю себе, что это совсем другая ситуация, это не школа уже, и люди там другие, но - не помогает. Тело упорно стоит на своем.

Что делает рескриптинг? Он «переписывает» ощущения. Пока воспоминания просто находятся в памяти и иногда всплывают, а потом ложатся на дно, сделать с ними ничего не возможно. А вот если сознательно вспомнить в безопасной обстановке, просмотреть их и добавить туда что то из сегодняшнего дня - свою силу, свое нынешнее видение той ситуации - их можно переписать.
Происходит это так. Вы находитесь в безопасной терапевтической обстановке. Не в остром стрессе, с ним по другому работают, а в состоянии, когда вы вполне можете себе позволить какую то толику дискомфорта, с которым вы справитесь, тем более, вместе с терапевтом. Самостоятельно это сделать невозможно, просто потому, что терапевт берет на себя роль проводника, который, если что, выведет обратно, и сопроводит безопасно.

Я вспоминаю, как будучи в пятом классе захожу в класс. Одноклассники меня игнорируют, кто то смотрит враждебно, мне не к кому обратиться за помощью. Самый главный из них, неформальный лидер, подходит ко мне, вырывает из рук портфель и вытряхивает из него все вещи, класс хохочет, а мне страшно и стыдно за свою беспомощность. Каждый раз в новой ситуации я вспоминаю тот день. Но сегодня, сейчас, когда я вместе с терапевтом возвращаюсь мысленно к той ситуации, я представляю, как в тот класс входит еще один человек. Это я сегодняшний. Он не может изменить ход событий, но я представляю себе его поддержку и утешение. Этот большой и взрослый человек может мне что то сказать, например, про то, каким я вырасту, чего добьюсь, может сказать, что он меня понимает как никто другой лучше. Любые слова, которые тогда бы мне хоть немного помогли.

Нет, это не мистика и не психоз. Речь не об искажении реальности, а о работе с памятью. Нам ведь важно, чтобы так не болело, вот эту боль и убирает рескриптинг. Он может понадобиться несколько раз, потому что не так просто разорвать устоявшиеся нейронные связи и создать новые, менее болезненные.

Расскажу вам про свой опыт. Мы с терапевтом говорили о моей подростковой депрессии, как было тяжело тогда, в 85 году, когда даже слово «депрессия» носило не оттенок болезни и чего то такого, с чем нужно к врачу, а оттенок богемности или лени, в зависимости от того, «кто на что учился». Вот я одна в своей комнате, в теле тоска и пустота, в голове - мысли о бренности земного существования и о смысле жизни, вернее, её бессмысленности. И так - много дней подряд. Моя терапевт предложила мне представить, как я взрослая уже, нынешняя, захожу в ту свою комнату и обращаюсь к себе 15-ти летней. Что я могу сказать про жизнь той девочке? Как могу ее утешить?

Надо сказать, что даже при моём скептическом поначалу отношении ко всему происходящему, это сработало. Как только теперь я возвращаюсь мыслями к тому возрасту и состоянию, так теперь в нём сразу же появляюсь я нынешняя, взрослая и с ресурсами, которые той девочке даже и не снились.

Есть ли у кого то такой опыт рескриптинга? Помогло?

психотерапия, схематерапия

Previous post Next post
Up