Дорогие родители! Надеюсь, все уже купили валерьянку и ремень :-) А я в это прекрасный день расскажу вам о том, что такое школьный невроз. Это не медицинское название, а сборная солянка. Всё, что связано со школой, её нагрузками, переживаниями по поводу успеваемости, отношениями в классе и с учителями, всё относится сюда. Кстати, не забудьте про буллинг. Тема очень болезненная не только для ребенка, но и для родителей. Сам ребенок может даже и не пожаловаться на это из страха перед тем, что его же в этом и обвинят. А родителям бывает даже страшно думать об этом, и поэтому они, в поисках путей решения, перекладывают ответственность на ребенка. Не забывайте об этом, не вытесняйте, расспрашивайте и об этом тоже, если заметите, что с ребенком что-то не так.
На все эти неприятности ребёнок реагирует тремя способами (и\или) - психогенными, психосоматическими и невротическими реакциями. Сейчас поясню, что это такое.
Психогенные - это психологическое переживание ситуации. Ребенок переживает за оценки, стремиться исправить и сидит до ночи за уроками, беспокоится об этом, говорит об этом, ищет способы избежать контрольной, просит родителей написать записку про "семейные обстоятельства" и т.п.
Психосоматические - перед контрольной или даже задолго до неё, достаточно просто представления о том, что она рано или поздно случится, начинаются простуды "на ровном месте", боли в животе и прочие неприятности, ничем не объяснимые. Вроде не простужался, в классе нет эпидемии гриппа, ест всё то же, что и обычно.
Невротические - ребёнок обкусывает ногти или сгрызает карандаши, у него отмечаются навязчивые движения или подергивания группы мышц (тики), появляются ничем не объяснимые страхи, которые по содержанию никак не связаны со школой, энурез или энкопрез. Или настроение падает и скачет, нарушается сон и аппетит (это про депрессию). Вам кажется, что всё это "на ровном месте", он ведь не жалуется "на школу", просто по времени совпало с началом учебного года или его предвкушением.
Конечно, это упрощенная схема, на ней я хочу вам показать, какими бывают реакции, чтобы вы понимали, а что делать дальше то?
Ну и не надо забывать, что школьный стресс может спровоцировать всё, что дремлет внутри, по принципу "где тонко, там и рвётся". То есть может проявить себе через провокацию или обострение любых заболеваний, как телесных, так и душевных.
Чем я могу вам помочь? Не буду давать общие рекомендации, они вам и так знакомы. Режим, нагрузки, отдых, плавное вхождение в новый учебный год. Лучше расскажу про алгоритм. Если вы знаете, что ребенок склонен к переживаниям по поводу школы, в первую очередь приводим в порядок общее состояние здоровья. И параллельно обращаемся к психологу. Не к школьному, потому что у него нет таких возможностей - заняться ребенком индивидуально, и потому еще, что он ангажирован школой, и если там у вас конфликт с учителями, вряд ли он займёт вашу сторону.
Ищете сами по рекомендациям родителей с похожими проблемами или спрашиваете у меня. Это на тот случай, если всё обходится именно психогенными реакциями. Если нет, если это уже клинический уровень, то к детскому психиатру. Искать так же. Никакими последствиями для школы и в дальнейшем вам это не грозит.
Знакомые ситуации?
Как справляетесь?
Какой информации не хватает?