Павел Орлов рассказывает историю
сети агентств недвижимости «Домиан».
автор Эрик Соловьёв
«Каждый наш риелтор - участковый в своем районе». Люди. Нация (nationmagazine.ru) - Павел, Викторович, этимология названия «Домиан» меня заинтересовала. ДОМ - понятно, И - само собой, а АН - это что?
- (Смеется). В нашей риелторской среде принято считать АН - это агентство недвижимости. Но история бренда ничего общего не имеет ни с домом, ни с агентством. Когда-то в 2008-ом году, работая наемным директором в солидной иностранной компании, заведовал продажами по всему югу России. Но несмотря на это, хотелось чего-то своего. В том числе, приглядывался к работе риелторов. А была такая компания ДОМ,ру., гремела тогда на всю страну. И я купил у них франшизу, начал развиваться. А в кризисные 2009-10-е годы мы оказались единственными, кто выжил на рынке. В 2012-ом году попытался выкупить это название для своей будущей фирмы, но мне заломили цену в 2.5 миллиона долларов. Понял, что надо придумать новое красивое имя для компании. Риелторы же любят в зычной компании работать. Это ж важно! А то скажу, что я Пупкин. И все разбегутся, не хотим мы у Пупкина работать. У меня была идея-фикс, коль уж менять бренд, надо что-то нарисовать такое с итальянским, европейским уклоном, до санкционного времени это модно было. Думал, как плавненько «переехать» с ДОМ.ру, чтобы практически ничего не изменилось. И вот придумал имя «Домиан», красиво смотрится, прикольно, а из интернета узнал, что был такой врачеватель по имени Домиан. Думаю, отлично - то, что надо. Мы же в сфере недвижимости все врачи, психологи сплошные. А потом уже стал приглядываться, а в названии-то - и дом, и агентство недвижимости.
- А я б добавил по звучанию фамилию знаменитого итальянского, кстати, режиссера Дамиано Дамиани, гремевшего по стране в 80-х годах со «Спрутом»…
- (Улыбается). Разные были версии.
- Разобравшись с названием, перейдем к традиционным вопросам нашего цикла. Кто вы по образованию? Каков был опыт работы до создания «Домиана» в 2008 году?
- Если говорить про основные мои образования, то их два. Первое - это химик-технолог. Ростовский колледж радиоприборостроения. Второе образование - успешный продавец обуви на базаре. Заканчивал одновременно. Это был 1994-ый год. Тогда это модная тема была. Рядом со мной на рынке стояли профессора, тоже торговали. Потом армия, и уже через какое-то время, когда я работал, параллельно закончил институт имени Витте по специальности «менеджмент, экономика».
- Образование пригодилось в каком-либо аспекте в вашей деятельности?
- Образование пригодилось, но, скорее, не в профессиональном смысле этого слова, а, скорее, в базовом. То есть, умение структурировать, умение дисциплинировать себя. Все знания, которыми я обладаю как управленец, получал из книг. Тогда не было семинаров в ю-тубе, мы книги читали. Когда меня сделали директором первой компании, я даже не знал, что такое платежка. Я сразу кинулся в книги по складскому учету, по товародвижению, все это читал, учил. И вот это чтобы понять, как в этом ключе двигаться, нужно базовое образование.
- И после замечательной работы на рынке следующие этапы работы до «Домиана» какие у Вас были?
- А после базара, где у меня уже был хороший бизнес, торговые точки работали, пошел я в армию. Понятно, что без меня все рухнуло. После службы пришел - что делать? С другом купили подержанную машину. И я активно таксовал. А бабушка увидела объявление «требуется продавец шоколада с машиной». Думаю, ну его стоять на рынке, продавать. Пошел по объявлению. И попал в компанию «Марс», помните «сникерсы», «баунти» и прочие сладкие батончики. Там меня научили входившей в моду теории продаж, о которой в те годы еще никто не знал. Профессия торгового представителя считалась как сейчас главный в банке. И началась моя карьера менеджера по продажам. Из «Марса» меня перевели в смежную компанию - сигаретами торговал, потом пошел на повышение менеджером по развитию в чайную компанию, где через какое-то время стал директором. Потом что-то там у них зашаталось, как это бывало в начале 2000-х годов. И я понял, что надо искать более стабильную работу. Так я стал региональным представителем компании Philips, поставлявшей в страну телевизоры. Заведовал продажами по всему югу России. Какими судьбами занял это место, самому не понятно. Те, кто пришли в компанию вместе со мной, и английским владели, и менеджмент знали лучше, а я был директор-практик российской компании. Но я знал, как складской учет наладить, как продажи вырастить, как построить отдел продаж. Однако тонкости иностранного делопроизводства, например, как правильно оформить товар в Голландии, я не знал. Ну, понравился я московскому начальнику отдела продаж, и он мне сказал: «Ты тот человек, который нам нужен». И вопрос «на засыпку» задал: «А если машина с товаром застрянет, что будешь делать?». Я сказал: «Надо искать связи, звонить, решать вопрос». А остальные соискатели отвечали: «Позвоню начальнику, доложу». Один я сказал, что буду сам решать вопрос. Наверное, это и подкупило. На этой должности у меня был домашний офис. Работал дома, ездил в командировки по югу России, жил в хороших номерах, общался с первыми лицами компаний такими как «Поиск», «Норд-сервис». Замечательная была должность. Но вот наступил 2008-ой год! А все это время параллельно делал попытки создать собственный бизнес. Я накопил немножко деньжат, купил квартиру на первом этаже, перевел ее под офис. Потом договорился с товарищем в Москве, который торговал бытовой техникой, что у меня будет там филиальчик маленький, общебрендовый, эдакий хай-фай салон. То открывал чайно-кофейную компанию для поставки по магазинам. Но поставщики подвели, и пришлось закрыть и эту компанию. Я готов был работать на стабильной наемной работе, но при этом понимал, что это не перспективно. Сегодня ты работаешь, завтра работаешь, а послезавтра возраст пришел, и ты уже не работаешь. Потом я устроился в сетевую компанию, начал строить свой сетевой бизнес, даже добился какого-то результата. Понял, что там работать надо много. А результат не такой, как бы хотелось. Там все хорошо, но, к сожаленью, чтобы там работать, нужно все выходные, все праздники, всё посвятить, а доход не очень большой. И все время мне хотелось что-то такое свое открыть. И вот я насобирал денег на первый свой дом. Построил его на продажу. Увидел, как работает риелтор. И подумал, ну ничего особенного. Риелторы - такие же «продажники» как я. Думал, что надо просто открыть компанию, которая будет немножко красивее, чем тогдашние. И в конце 2008-го года, в ноябре, когда начался кризис, я открываю свою компанию параллельно с работой в компании Philips. Через несколько месяцев, я понимаю, что продаж нет. Спрашиваю директора наемного, что такое? Почему нет? А он мне: «Не все так быстро, риелторы так быстро не продают». Я как «продажник» понимаю, что есть товар - сразу и продажа. Что моет быть по-другому?! Полгода прошло, а продаж нет, а я каждый месяц плачу за офис. Тут еще как раз кризис грянул, везде сокращения. А я в душе уже предприниматель. Руководство московское видит мои попытки создать собственный бизнес и намекает, что пора мне заняться исключительно своим предпринимательством. Я им говорю: «Платите мне деньги, и я уйду. Так просто не готов, а за деньги готов». Они очень хорошо мне заплатили, я ушел из «Филипса», купил на эти деньги несколько автомобилей, поставил их в такси, и этот бизнес давал мне небольшой доход, на который я жил. Пока пытался раскрутить бизнес в сфере недвижимости. И я понял, что для того, чтобы достичь успеха, надо самому окунаться и полностью погружаться в этот бизнес. Вспомнил, как я первый раз стал директором, когда не знал, что такое платежка, взял книги, изучил по ним, что такое риелтор. Увидел, что это не простая продажа, а продажа следующего уровня. И начал делать, как в книгах пишут.
- Сами стали риелтором?
- Именно. У меня был директор, который решал вопросы, а я переквалифицировался в агенты. На своей шкуре познал все тонкости профессии. Взял район, начал торговать участками, стал в этом районе лучшим агентом. Ко мне другие риелторы приходили, приводили клиентов, всем нравилось со мной работать. И благодаря этому я создал свою систему «участкового риелтора».
- Об этом поговорим отдельно. А Вы помните свою первую сделку в недвижимости? Кому и что продавали?
- Это был участок, но нашел его я не сразу. Сначала я взял квартиры на продажу на Военведе, но быстро понял, что Военвед, да еще и в кризис как-то не очень продается. Потом взял участки на Ростовском море, но и этот район «моим» не стал. И, наконец, обратил внимание на Янтарный и понял, как мне нравятся красивые широкие улицы этой ростовской «Рублевки». И вот там была первая моя продажа. Показывал я участок одному покупателю, богатею по тем временам. Он долго думал, а участок тем временем ушел на продажу. Я ему другой участок предлагаю. А его жена говорит: «Ну, давай, еще подумаем». Он рукой по столу - бах! - и говорит: «Хватит, подумали уже!». И сразу купили -вот такая моя первая сделка состоялась.
- Сколько сделок у тебя должно случиться, сколько должно сорваться - чтобы ты смог сказать себе: теперь я настоящий риэлтор? Сколько лет лично вам понадобилось, чтобы сказать это себе?
- О том, что я настоящий риелтор, я сказал себе через полгода. Через полгода, если правильно внедрять систему участкового риелтора, тебе уже начинают приходит рекомендации. Когда к тебе приходят другие агенты, а эти агенты звонят от другого агента, который порекомендовал меня, и когда они звонят и говорят - здравствуйте, нам МарьИванна из такого-то агентства сказала, что вы тут самый лучший риелтор, это правда? Тогда ты начинаешь понимать, что чего-то стоишь.
- Вы можете и сегодня выйти в «поле» и дать мастер-класс новобранцу? Продать квартиру, оформить сделку?
- На самом деле, я иногда сам занимаюсь продажей коммерческих объектов. Лично. Вот только сегодня у меня был задаток, продали «Магнит».
- А процент себе забираете, или кидаете в общий котел?
- Я кидаю в общий котел. Получаю такую же зарплату как все. Но я считаю, что сегодня, если будет такая необходимость, я могу выйти «в поле», найти свой район и через какое-то время развить там продажи.
- То есть, по сути, создать новую фирму…
- Да, создать себя как риелтора в новом районе. Выйти и сделать продажи - это немножко неправильно, а выйти и взять район, закрутить его под себя - это другое.
- Получится «Домиан 2.0»?
- Да-да-да. Через два месяца у меня уже пойдут заказчики.
- АН «Домиан» - что это такое сегодня? Сколько у вас офисов, сколько сотрудников? Сколько сделок совершаете в месяц/год?
- Классный вопрос. Я думаю, что одно количество, на самом деле -другое. На сегодняшний у «Домиана» где-то порядка 80 офисов по стране, включая Ростовскую область, Краснодарский край, и у нас есть кое-какие цели по поводу Московского региона. Но основных офисов, которые принадлежат лично мне, их не так много. Основной массив - это офисы людей, которые выходцы из «Домиана», взяли у меня франшизу.
- Много франшиз раздали?
- Где-то порядка 70.
- Сотрудников сколько примерно?
- Около тысячи. Подавляющее большинство - агенты.
- На Орлова трудятся?
- На Орлова не так много, но всего около тысячи.
- И сколько сделок совершаете, если это не коммерческая тайна?
- Тайна. Я сам и сотрудникам говорю об этом так: по отношению к прошлому месяцу мы сделали рекордную цифру.
- Наверняка в начале пути были какие-то провалы и ошибки. Расскажите о них. Возможно, это поможет кому-то из вступающих на этот путь.
- Мы сначала открывали офис в каком-то районе, а потом думали, где взять людей. Это было ошибкой. Сейчас мы вначале набираем команду, а потом открываем офис под готовый коллектив. С энергетикой тоже шутки плохи. Первый наш офис на Западном был в здании, где вход был с одной стороны, а выход - с другой. Нам говорили, вы ж понимаете, что у вас сквозняк. Мы не понимали, а там так и был сквозняк.
- Не проходной двор, а проходной дом…
- Да, проходной дом для денег. Деньги проходят насквозь, а у нас не задерживаются.
- Насколько это бизнес в сфере недвижимости конкурентен? Сколько агентств работает в городе? Насколько это честная и цивилизованная конкуренция?
- Если учесть, что на сегодняшний день «Домиан» обладает своими «ноу-хау» и фишками, которые нам позволяют быть конкурентными на этом рынке, то нам нет необходимости использовать нецивилизованные методы. Конечно, мы сталкиваемся и с нечестной конкуренцией. Когда мы начали развиваться, были разные попытки препятствовать: к нам приходили люди из разных служб люди, а потом мы узнавали, что кто-то их попросил, всякое было. Объявляли нам бойкот. Зачем вы так развиваетесь? Зачем вы агентам так много платите? Но вот на сегодняшний день все ростовские фирмы нашего профиля должны быть благодарны «Домиану» за то, что поднялась средняя ставка агента по городу. И наши фишки основные…
(продожение следует)