Поводом третьего визита за год в Логу
стала беседа с основателем парка.
В сигаретном дыму без суеты о разном.
Как советский грузчик стал одним из крупнейших производителей лакокрасок в России и сделал для людей уникальный парк «Лога». Люди. Нация (nationmagazine.ru) - Вернемся к «престижному» производству. Насколько наши отечественные краски и лаки конкурентоспособны по сравнении с импортными? Превосходим ли иностранные аналоги в чем-нибудь? Но все равно в плане оборудования пока зависим от иностранцев? Или в вашей сфере импортозамещение идет как надо?
- Сейчас санкции, конечно, сильно мешают. Но опять же, мы делаем краски не одной торговой марки! У нас есть торговая марка «Poller», которая и лучше по качеству, и дешевле импортной. Могли бы побороться на рынке с такими брендами как финская Tikkurila, германские Ceresit и Caparol. Но, хотя наша краска в разы лучше, чем эти импортные и в два раза дешевле, ее плохо берут. У кого деньги есть, и они при этом знают, что наша автомашина лучше, все равно купят «Мерседес». Пусть он и хуже будет по качеству, все равно будут ездить на «Мерседесе». Так же и с красками. В этом году я поставил задачу все усилия направить именно на продажи «Поллера».
- Продажи по России, или удается что-то за рубеж продавать?
- Везде мы продаем. Ближнее зарубежье, СНГшники и Россия.
- Сколько часов в день вы директор завода, а сколько - владелец парка «Лога»?
- Ну, такой подсчет я не делал. На заводе, в основном, все отработано. Люди знают, что делать. Поэтому, больше времени занимает парк «Лога».
- Парк требует внимания каждый день? Что нужно контролировать?
- Прежде всего, строительство.
- Планов громадье?
- Сейчас стройка несколько приостановилась, а три года назад на строительстве работало больше 200 человек. Их же надо контролировать!
- Парк «Лога» сегодня, осенью 2023 года - что это? Сколько уже гектаров земли?
- 22 гектара освоено, 28 еще надо осваивать.
- Будет ровно пятьдесят!
- Пятьдесят, да.
- Сколько туристов посещает вас за год?
- Эту цифру я не могу сказать..
- Потому что билетов нет…
- Да, всех пускаем бесплатно. Но на какой-то праздник, когда приехало много машин, всю Старую станицу заставили, дал задание охране - проехать на электромобильчике и посчитать количество автомобилей. Было три с чем-то тысячи машин за день. Если, условно, в каждой машине приехало по 3 человека, то посетили нас в тот день около 10 тысяч человек. Сейчас мы наверху делаем стоянку на 2 тысячи парковочных мест. И центральный вход будет тогда с верхней стоянки на спуске в парк.
- Какие аттракционы, объекты появились в парке в этом году?
- Пока в этом году в процессе стройки. Вот храм уже освящен, идут службы, открыт он для всех желающих. Все как положено. Каждый день службы проходят.
- У Вас самого какое любимое место в парке?
- Мое любимое место - в «Боярине». В этом ресторане на летней веранде есть в закутке столик с видом на озеро, на рыбок. Мы с женой там часто любим почаевничать, поужинать...
- Друг другу в любви признаваться..
- Конечно.
- Сергей Александрович, а полного тезку своего, Есенина любите?
- Я ж говорю, две книжки прочитал…(смеется). Хотя я тоже стихи сочиняю. Для своей любимой жены.
- Много лет вместе?
- 40 лет. Двое деток, шестеро внуков.
- Представим, что и мы в «Боярине»..
- На этом месте лет восемь назад просто росла трава. А камни, которые сейчас окружают зону отдыха, я их из ближайших карьеров привозил. Машин 6-7 тогда загрузили этими громадными камнями. Прораб молодой тогда удивлялся, а недавно вспоминал, как я руководил установкой камней. Работали ночью под прожекторами. Я говорил: «Этот закопайте на 20 сантиметров, как я вижу, сюда опустите. А сюда вот через 10 метров, ставьте, не этой стороной, а вот эдак переверните». Я уже тогда видел, что тут будет ресторан, есть у меня такой дар. Моя дочка художница все удивляется: «Па, ну как ты это делаешь?!». А я картинку в уме рисую. Хотя у нас в парке рельеф очень сложный, овражистый, опять же, деревья - одно ниже, другое выше. И деревья я всегда старался сохранить. Когда камни по моей команде расставили, картинка моя и вырисовалась.
- То есть, картина так и складывается в уме? А на полотно не пробовали переносить? Маслом, акварелью?
- Нет, я вообще не умею рисовать. Картина складывается внутри.
- А камень какой, не гранит же?
- Кварцевый.
- Вы же, как и в бизнесе, в парке тоже сами все придумывали. Знаете историю про то, как Уолт Дисней, открывая свой первый Диснейленд, ел на ходу мороженое и считал шаги? Когда доел - сказал ставить урну на этом месте, теперь там урны через каждые 30 метров. Чтобы люди не носили мусор в руках и не бросали на землю. Были ли у вас при создании парка какие-то свои подобные находки, ноу-хау: как сделать пребывание в вашем парке комфортнее?
- Мы всегда прислушиваемся к мнению людей, которые и лично нам говорят, и в интернете пишут. Какие-то замечания делают. Кто-то хвалит, кто-то не очень - люди ведь разные. За рестораном «Тетерев» до границы парка была у нас мангальная зона, очень востребованная, «пикничковая». С 6 утра там занимали места, бесплатно ведь. Но некоторым посетителям не нравилось, что компании подвыпивших людей, не всегда цензурно выражавшихся, мешали отдыху семей с детьми ходим. Мы взяли и убрали оттуда мангальную зону. Хотя другие гости сетовали, зачем убрали, ведь им хорошо там было. Но опять же, хорошо для кого?
- Сейчас там кузница?
- А зона и была от «Тетерева» до кузницы. Сейчас там поставили веревочный парк.
- Находок визуальных в парке много: лесовички - урночки, а лешие - фонарики, к примеру. Ваши придумки?
- Конечно! У меня на парк работают три скульптора на парк. Один человек из Батайска, двое местных. Они мне эскизы показывают, я согласовываю и тогда начинают работать. По поводу чистоты думал, что люди будут мусорить, гадить. Но сейчас я с гордостью могу сказать, что у нас очень хорошие, культурные люди, и когда они понимают, что это бесплатно, они это ценят. В той же бывшей мангальной зоне за три-четыре года, может, один человек не убрал за собой стол и оставил мусор. Обычно все уберут, все вытрут за собой. Я говорю честно, очень благодарен этому. Могло быть намного хуже. Предполагал, что придется мне скандалить, ругаться с кем-то. Нет, этого нету. По ресторанам у нас один только инцидент помню. А так в наших ресторанах никогда не было драк, все на позитиве. По поводу бесплатного входа вот что думаю. Если поставить ценник, то и начнут мусорить - если я заплатил, значит я что хочу, то и делаю. А тогда, чтобы приводить все в порядок, мне надо будет вместо 60 озеленителей и уборщиков по парку держать 120, и этих денег, которые я поставлю на ценнике при входе, может не хватить на зарплаты дополнительных работников.
- Чужие парки при случае посещаете с интересом? Были в парке Галицкого?
- Да. Я очень удивлен такому человеку как Галицкому. Одним словом могу сказать - красавчик! Я вижу, сколько туда труда, энергии, фантазии, души вложено в этот парк. Ну опять же, этот парк бесплатный, для людей сделано. Побольше бы таких людей как Галицкий. Да, там все дорого-богато, со вкусом сделано. Но наши парки разные - ландшафтный и городской. Да и мои финансы с вложениями Галицкого сравнивать нельзя. Я не приглашаю дизайнеров, специальные фирмы, «Логу» создают мои строители. Но я тоже получаю удовольствие не от того, что я это сделал, а от того, что люди это ценят и благодарят. Это дорогого стоит.
- Не конкурент Галицкий Вам? Соратник?
- А у меня конкурентов нет. Чем больше будет парков, тем для меня лучше и приятней.
- В каких еще парках бывали? Где Вам понравилось?
- Мы часто ездим. В Германии были. В Гамбурге понравился парк птиц. Очень такой достойный, много чего оттуда почерпнул. В Голландии были в парке, тоже там много увидел хорошего. Многое подсмотренное хочу реализовать в своем парке. Парк динозавров хотим делать. У нас проект очень интересный. Сейчас он уже вырисовывается. Я его в уме уже нарисовал, картинку вижу. Когда будет готово, я Вас приглашаю. Это будет просто чудеснейшее место, которое надо будет обязательно посетить.
- Парку уже 13 лет. Ваш сын Евгений в интервью «Форбсу» говорил, что в парк вложено уже около одного миллиарда рублей. Часть расходов удается возместить за счет ресторанов, гостиницы и прочего. Все равно очень затратная история. Но мы знаем, вы не любите про деньги. Спросим про другое: каким вы видите продолжение этой истории? Во-первых, что в ближайших планах? Вы хотели гостиницу, аттракционы - появились. Что хотите еще? А в далекой перспективе - будете заниматься этим, сколько будет сил? Потом отдадите детям, потом внукам? Говорили уже с внуками об этом: что им предстоит заниматься одним из лучших рекреационных, бесплатных для посещения, объектов в стране? Что они говорят в ответ - готовы?
- Оно уже сейчас принадлежит детям и внукам.
- То есть, уже все решено?
- Да, конечно. Парк принадлежит сыну моему. Мое дело - строить. В перспективе - запустить парк аттракционов, парк динозавров, аквапарк собираемся строить. Но самое интересное для меня - это построить этнографический центр с очень большим размахом. Казачью станицу в развитии с XV по XXI век. Есть уже картинки этой станицы в моей голове. Хочу показать людям, как казачество развивалось, какими те же куреня были в пятнадцатом веке, семнадцатом веке, как это развивалось все. Ярмарочную площадь сделать, где можно будет погулять. В каждом курене представить разные виды народного творчества: кто-то будет плести, кто-то гончарным или кузнечным делом заниматься, кто-то будет вязать. Представить все ремесла, которые было на Дону.
- Старозолотовский не приревнует вас?
- Если там люди умные работают, то не приревнуют. Советую вам съездить в этнографический комплекс «Атамань» в Краснодарском крае. Когда Ткачев был губернатором, он дал команду каждому району поставить там курень. Там тоже представлены народные промылы. По комплексу на лошадях ездят. А люди в «Атамнаи» свадьбы играют по казачьему обряду, посвящения в казаки там проходят. Такая прямо деревня настоящая. Хотим такое у себя сделать.
- Сергей Александрович, напоследок вопрос, который - знаем - уже набил вам оскомину, но все же. Почему все это бесплатно? Ведь есть такое умозаключение: получая что-то бесплатно, человек это меньше ценит.
- Поставить кассира на входе - это легче всего сделать. Во-первых, я здесь родился, меня все прекрасно знают. Это место, где сейчас разбит парк, и было общедоступно. Здесь, когда дикая природа была, мы с детства землянки делали, играли там. Потом там в 90-е годы свалка была. Мы больше двух тысяч КАМАЗов мусора и грязи вывезли. Когда парка не было, люди сидели дома, а зарплату приходили получать. И чтобы сотрудников занять и не потерять, я тогда решил очистить балку, сделать благое дело. Начали убирать, косить там, пилить сушняк, вывозить все это. Тогда еще больших планов не было. Я сыну дом построил, поставил там песочницу для внуков, уголок природы расчистил. Продолжил дальше выгребать мусор убирать, котлован получился, и родники ударили. Думаю, зачем засыпать это песком? Во-первых, это станет в 200 тысяч. Подумал - сейчас камешком обложу, рыбку запущу, внучатам будет забава рыбку ловить. И сделал такой кусочек будущего парка. А к нам люди потянулись, мамы с колясками гулять полюбили. Говорят: «Сергей Александрович, а вот тут бы дорожку сделать, тут бы это сделать». Опять же, эта речка, где сейчас вы видите лебедей, там в моем детстве ручей тек. По этому руслу я и сделал водную зону парка. И пошло-поехало. Вот и удалось все, что радовало в детстве, сохранить. Так, как оно было.
- Вы ведь родились в Старой станице? Не хотели переехать в Ростов, в Москву?
- Меня Ростов бесит, а Москва еще больше. Я настоящий станичник. Мегаполисы не для меня. Там мне очень сложно. Я друзьям говорю: «Как вы тут живете?!». Это дурдом полный. Дома я могу сто дел за день сделать, а у вас одного не сделаешь, в пробках простоишь. Для меня лучше Старой станицы ничего нет. Поэтому буду делать ее все краше. Подходит ко мне молодой местный парень, друг друга хорошо знаем. Рассказывает, что, когда его раньше спрашивали, откуда он, то отвечал: «Я с Ростова». А потом, когда парк уже стал известен, отвечал: «Я с Каменского района, хутор Старая Станица». Все ему: «Это там, где парк ЛогА! Клёво, чувак!», понимаете?! Когда никто нас не знал, ему было стыдно говорить про Старую станицу. А когда парк появился, и станица на слуху! Это дорогого стоит. Я хочу, чтобы земляки мои гордились своей родиной. Вот вы говорите, почему, мол, бесплатно. Не все деньги делают в этой жизни. Мы должны ставить на первое место людей, отношения людские. А деньги - на второе место. Конечно, все взаимообразно: не будет денег - не будет людей, не будет людей - не будет денег. Но на первом месте должны быть люди - таков мой жизненный принцип. У нас в станице есть танцевальный коллектив «Изюминка», мы спонсируем их поездки по белу свету. Талантливые ребята. И подходят ко мне эти детки: «Сергей Александрович, а можете нам организовать музыку на площади, а мы людям в выходной день станцуем, красивый праздник сделаем. Тоже бесплатно сделаем». Честно говорю, меня эти детские слова на слезу пробили, это дорогого стоит. Люди видят мою работу, мое отношение, что парк для людей сделан, и сами хотят как-то приятное другим сделать. Хорошие примеры срабатывают.