Часто приводят как аргумент Пити-сутту друзья, защищающие идеи ритритного буддизма. О том, что главное медитация, что без неё никак, и прочие мотивы из этой серии. Приходится реагировать, защищая позиции поэтапности практики Дхаммы, четко выраженные в Каноне.
Из форумной беседы:
Рената: АН 5.176 Благословенный обратился к сидящему сбоку домохозяину Анатхапиндике с такими словами: "Домохозяин, ты обеспечил общину монахов одеждами, подаянием пищи, жильем и медицинскими принадлежностями для больных. НО ТЫ НЕ ДОЛЖЕН ДОВОЛЬСТВОВАТЬСЯ МЫСЛЬЮ: ""Мы обеспечили монахов одеждами, подаянием пищи, жильем и медицинскими принадлежностями для больных". Поэтому тебе следует совершенствоваться следующим образом: "Давайте будем периодически входить и пребывать в состоянии уединения и восторга". Вот как тебе, о домохозяин, следует совершенствоваться".
Suvatthi hotu: Это важная сутта, она гордо красуется на всех знаменах представителей течения экстремалов-медитаторов. И это хорошо. Ведь если уважаемые друзья часто её повторяют - велика вероятность - придет момент, когда они осознают глубокий смысл изложенного в сутте Учения. Они думают, что там речь о медитации в их понимании, так как это толкуют сторонники ритритов. Но это не совсем так. Этот смысл там можно разглядеть при желании, но он не так рельефно выражен, дискуссионен. А четко там выражены слегка другие идеи. Это сутта, очевидно (как и десятки других) - (1) о поэтапности практики. Будда мотивирует Анатхапиндику на некую практику помимо даны, и говорит: "Домохозяин, ты обеспечил общину монахов одеждами, подаянием пищи, жильем и медицинскими принадлежностями для больных". Это значит, что на излагаемое далее учение следует обратить особое внимание ... кому? ... а очень просто... дальше излагается учение, актуальное ...- для каждого, ...(барабанная дробь....) ..для каждого кто достиг некоторого уровня в практике даны. И потому эта прекрасная сутта ещё и (2) О Дане. В тематических подборках сутт о Дане она вправе занять свое законное место.
И вот, если например наш предполагаемый мирянин может сказать о себе, не рискуя нарушить правила о правдивой речи, что у него (/у неё) солидные успехи на поприще даны Сангхе... тогда конечно, никто не скажет, что это поучение Будды для него не актуально, оно актуально, несомненно.. и это замечательно, среди мирян есть те, кто могут без ложной скромности сказать о себе, что они развили щедрость, и что в их бэкграунде (среди прочего) реальная поддержка Сангхи, включая такие факты, как - обеспечение общины монахов одеждами, пищей, жильем, лекарствами. Внимательно, еще раз. Тут говорится о неком арьяупасаке, который уже - обеспечил общину (!) бхиккху одеждами, пищей, жильем (!!!), медицинскими принадлежностями. Анатхапиндика был одним из таких, да...
Если мне снова и снова предъявляют эту сутту в качестве аргумента в споре - то может пришло время нам мирянам делиться успехами. Не ради хвастовства, а исключительно ради доброй мотивации друзей. Пусть каждый, кто может сказать о себе правдиво, что обеспечивал ранее или обеспечивает сейчас общину бхиккху всеми четырьмя необходимостями - включая жилье (да-да, жильё), пусть каждый из этих замечательных арьяупасак, не стесняется - а расскажет свою простую и вдохновляющую историю.
Для затравки начну с себя. Я вот к сожалению не могу сказать о себе такого, нет нигде пока общины буддийских бхиккху, которую бы я обеспечивал всеми четырьмя необходимостями. И даже представить мне это не просто, если откровенно. Я был бы очень рад, но не имею средств, видимо из-за многочисленных совершенных мной неблагих дел в прошлых жизнях - в этой жизни мои материальные возможности до обидного скромные.
Но я верю, что среди нас сознательных буддистов-мирян такие люди есть. Если снова и снова приводят эту цитату из Пити-сутты в беседах, значит это наверное такой знак. Да? Было бы отлично узнать имена (или хоть форумные ники) этих замечательно-успешных арьяупасак.