В жизни есть много прекрасных вещей. А может быть, по-настоящему прекрасных, не так уж и много...
Рассвет, закат, вершина Эвереста и... "Дредноуты" - Евгения Гришковца.
О нем самом давно ничего не слышно, да и «Дредноуты» уже успели обрасти благородной сединой и классической пылью. Но если Автор все еще гуглит иногда в интернете "что-то о себе", возможно, ему будет приятно прочесть, что кто-то еще помнит о нем, и о таких его - не самых известных вещах.
По крайней мере, с целевой аудиторией "спектакля для женщин" он точно не ошибся. (смайлик)
Когда-то давно я уже писала о нем (
https://sute-girl.livejournal.com/tag/%D1%83%D0%BB%D1%8B%D0%B1%D0%BA%D0%B0-%D0%B3%D1%80%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%86 ), о самом любимом, заставляющем что-то переворачиваться внутри - не всегда хочется говорить много. Не всегда хочется говорить для всех. Но так бывает, что наткнувшись случайно на старый сохраненный файл забытого моно-спектакля, "который не получился"(с) - ты вдруг смотришь его, как будто, впервые. И, как будто, впервые видишь эти огромные, проплывающие над головой, словно облака-призраки, мистические корабли... И человека, который стоит на палубе в сильный снегопад, и смотрит на то, как тает снег в океане. И думает о том, что он и стоит здесь только ради этого - чтобы этим снежинкам было ради чего угасать.
И еще он думает о том, почему из хороших, добрых, светлых "мальчиков" - почему-то вырастают "так себе мужчины".
Но даже они не опускают флагов на тонущих кораблях...
Автор рассказывает, что спектакль изначально планировался как "настоящий" и должен был "получиться". Что там должны были быть красивые декорации, выходить актеры, разворачиваться действие, читаться диалоги. Но незадолго до премьеры случилась трагедия с подлодкой Курск, и вместо того, чтобы "сыграть" в унисон к этой теме - было принято решение спектакль закрыть.
То, что причина была в этом - конечно, трагедия. Но с другой стороны - какая редкая творческая удача...
Свой монолог Герой начинает с того, что сетует на то, что женщины не читают "книги про корабли". И что в военных музеях их не встретить. А ведь там все так интересно, в этих книгах, и в этих музеях - "с фактами, цифрами, схемами, картинками"(с). И главное - там содержится некая очень важная (почти секретная) информация о мужчинах, которую не прочтешь ни в одной книжке о т.н. "психологии мужчин", которые женщины как раз любят и читают. И поэтому он, Автор, решил, наконец, приобщить женщин немного ближе к понятиям "такелажа", "водоизмещения" и "огневой мощи". Но приобщить лишь с одной целью - помочь понять мужчин.
Начало спектакля ознаменуется огромным, пышным парадом военных кораблей (точнее рассказом о нем), который устраивает британский флот для своей Королевы. Королева в восхищении, она смотрит в подзорную трубу на стройную кильватерную колонну и милостиво кивает. А принц Уэльский - радуется как ребенок. Потому что зрелище это действительно впечатляющее. Британский флот начала века - самый мощный и сильный флот мира.
Потом эти корабли уйдут из портов в пылающий океан, где будут громить друг друга в Первую Мировую. И будут гореть и погибать на них люди - целыми сотнями и тысячами. И будут совершать корабли свои безмолвные подвиги. В войне, которая была нужна всем, и не нужна - никому. По мнению Автора, Первую мировую войну и начали лишь для того, чтобы выяснить, чьи дредноуты круче: немецкие или британские. «Хроника объявленной смерти» - так называли эти морские чудовища.
О российском флоте в этой истории почти ничего не будет. Как ни странно. Но это совсем не делает эту моно-повесть - менее близкой или менее понятной. "Мужчины с их войнами и кораблями - они такие мужчины"(с) - как бы сообщает нам Автор.
Все эти картины проходят перед нашими глазами так зримо, будто мы и впрямь были свидетелями того самого королевского парада, и этих битв, и того, как в последний раз перед выходом в море, зная о том, что его ждет, напивается в аргентинском баре какой-то неизвестный офицер.
При этом экспозиция на сцене - простой ресторанный столик, накрытый белой скатертью, с бутылкой вина. В обычном эмалированном тазике плавают бумажные кораблики. Кораблики, которые в финале сгорят... и будут тонуть - совсем как настоящие.
Еще время от времени на сцену подпускают дым. Как комментирует автор: "особо это ни для чего не нужно, просто красиво".
В этот туман уходят погибшие корабли.
И в финале, когда корабли будут гореть и падать на дно - эмалированного тазика - будет казаться, что это и есть последние из выживших, ныне несуществующие монстры технологического прогресса - огромные неуклюжие дредноуты уходят в тени прошлого...
В финале захочется помолчать под звуки аргентинского блюза в далеком-далеком припортовом баре за бокалом вина. Захочется помолчать с кем-то, в одиночку молчать особенно грустно. Подумать о тающем снеге... О том, как странно, бессмысленно и глупо, и в то же время необыкновенно правильно - устроена жизнь.