Оригинал взят у
surkowww в
Как нас не пускают в будущееМашина времени - давняя мечта человека. Кто-то с ее помощью хотел бы «слетать» в будущее, а кто-то - перенестись в прошлое. Но пока что это фантастика. Впрочем, есть и вполне реальные способы заглянуть в другое время. Это то, чем занимаются футурологи, историки, археологи и т.д.. А вот простой обыватель, увы, намертво прикован к сегодняшнему дню. Он уверен, что прошлое - это некое несовершенное, недоделанное настоящее. Ему кажется, что люди всегда были такими же, как сейчас - так же думали и чувствовали, только вот почему-то носили чудные одежды, пользовались неудобными вещами и пр.. Но это чудовищное заблуждение! И вырваться из него не так-то просто, поскольку масс-медиа всячески этому препятствуют.
Пленники настоящего
Возьмите любой голливудский фильм, действие которого происходит в древности - или же, наоборот, в будущем. Тщательно проработанные внешние детали (одежда, оружие, архитектура и пр.) внушают зрителю мысль об исторической достоверности картины, хотя в главном она цинично лжет: спартанец или викинг, туземец с затерянных островов или даже пришелец из космоса - все они ведут себя одинаково: как среднестатистические обыватели, подобные тем, которые хрустят попкорном в зале! «Ну, раз и раньше все было, как сейчас, значит, и в будущем ничего не поменяется. Выходит, если наш мир и не идеален, то все равно альтернатив ему нет. И завтра - это просто более совершенное в технологическом плане сегодня», - такое подсознательное убеждение формируется у зрителя.
Но ведь люди на самом деле не всегда были такими, как сейчас! Как минимум, они мыслили другими категориями, аналогов которым в нашей культуре попросту нет. Вот, например, у древних греков не было ни любви, ни дружбы в привычном для нас понимании, зато существовала «филия» - этакая смесь боевого товарищества и гомосексуальной привязанности у мужчин (женщины рассматривались как низшие существа, предназначенные только для ведения хозяйства и деторождения).
Древним и в голову не пришла бы мысль о прогрессе, ведь они понимали время как вращение мира по кругу (само русское слово «время» имеет один корень со словом «вертеть»): день-ночь, весна-зима-лето-осень и пр.. Не было у них и такой идеи, как права и свободы личности: человек долгое время попросту не представлял себя как индивидуальное «Я» - его пребывание в человеческом обличье мыслилось временным, и в любой момент он мог превратиться в животное или божество. И реальность такого превращения не ставилась под сомнения, потому что не было понятия реальности: для человека существовало все, во что он верил! Да что там: древние даже видели мир иначе - еще в XI в. киевляне различали в радуге только 4 цвета - «червеное, и синее, и зеленое, и багряное», а других цветов (не говоря об оттенках) для них не существовало! Но большинство из нас ни о чем подобном не догадывается (хотя источников подобной информации в виде научно-популярных книг и фильмов - уйма).
Псевдохиппи из псевдо-«совка»
Кстати, извращение прошлого касается не только реалий далекой древности, а и относительно недавнего прошлого. Вот в 2010 г. вышел фильм «Дом Солнца», якобы повествующий о советских хиппи. Многие, наверное, поверили в его достоверность - тем более что снял его динозавр советского рока Гарик Сукачев. Меня же затошнило с первых минут просмотра. Мне захотелось крикнуть, подобно Станиславскому: «Не верю!». Впрочем, не надо быть великим режиссером, чтобы интуитивно почувствовать художественную неправду: на это способен даже средний зритель. Мне же стало интересно понять, что вызвало во мне такое ощущение.
Итак, смотрим и видим все ту же тщательнейшую проработку деталей, которая якобы в точности воссоздает дух времени! Ретро-костюмы и ретро-автомобили, ретро-игральные автоматы и прочие раритеты. И, конечно, нарочитое упоминание мороженого «с розочкой за 19 копеек» или что напиток «Три топора» - это на самом деле портвейн «777». Все это словно позаимствовано с полных ностальгии по дешевой натуральной жратве «советоманских» сайтов! Поскольку в художественном плане эти детали, в основном, излишни, спрашивается: зачем они в фильме? На этот вопрос мы уже ответили выше: своей аутентичностью они маскируют лживое содержание картины!
Если оторваться от этого мелькания, становятся видны огромные идеологические уши, торчащие в каждом кадре. Это уши хорошо знакомого всем либерального кролика. Неспроста с симпатией нам показаны только хиппи, андеграундные художники и вообще все, кто отвергает советский образ жизни. Те же, кто его принимает, выглядят полными идиотами. Только неясно, как с таким карикатурным истеблишментом СССР мог в те годы быть могущественной «империей зла»?
Голливудские «копипасты»
Вообще, многие сцены, вместо того, чтобы показать житье-бытье советских хиппи (которые очень даже отличались от западных), просто-напросто являются бессовестным заимствованием из голливудской продукции. Например, спровоцированная КГБ демонстрация хиппи против войны во Вьетнаме и последующий ее кровавый разгон конными ментами у адекватного человека вызывает исключительно гомерический смех. Такое впечатление, что вся эта пестрая хипня просто тупо скопирована из известного американского мюзикла «Волосы». Как и сама акция. Ибо в СССР ничего подобного не могло быть. Зачем спецслужбам было организовывать подобное? Чтобы выманить московских нефоров из углов, в которых они прятались, а потом разом прихлопнуть? Ха-ха-ха! Все они и так были известны, по мере надобности их аккуратно «приглашали в кабинет», проводили с ними беседы, отдельных могли за антисоветчину усадить в психушку, а за фарцовку - в тюрьму, но давить копытами! Да никогда!
Не только в этой сцене, но и в нескольких других в кадре как бы между прочим маячит радужный флажок - символ движения ЛГБТ. Этого, конечно, в 1971 г. (в котором разворачивается действие) быть не могло - едва ли даже самые неформалистые советские наформалы поддерживали подобные либеральные свободы! Советские волосатики просто хотели иметь свободный доступ к западной музыке и фирменным джинсам, а толерантность к сексуальным меньшинствам - это явление уже «нулевых». В общем, еще одно заимствование из голливудской продукции, хитро нацеленное на подсознание обывателя с целью воспитания его толератности по отношению к тому, что в Большой Советской энциклопедии образца семидесятых описывалось в статье «Половые изращения».
Ну и дальше - вызывает сомнение свободное курение в те годы марихуаны и глотание психотропных колес. Портвейн - это да, но все остальное!
И уж явная, ну просто классическая «голливудщина» - это пионерка-радиопиратка, преставляющая собой кочующий из одного американского блокбастера в другой образ верного помощника главного героя, который обязательно является техническим гением и поставщиком всевозможных самодельных чудо-гаджетов (которые и выручают нашего супермена в трудную минуту). Ну куда же без них! Ведь культ техники - это одна из важнейших составляющих современной западной мифологии. Эта сцена, будучи стилистически чуждой для жанра мелодрамы, каковой, по сути, является «Дом Солнца», тем не менее, играет важную смысловую роль: советская действительность в фильме опять-таки выступает как наша нынешняя, только наряженная в пионерский галстук. Опять стираются грани, устраняются различия…
Фильм с точки зрения режиссуры откровенно плох, представляя собой некую «смертельную эклектику», это позволяет обнаружить в нем массу «багов» и докопаться до их сути. Но есть и другие кинокартины, снятые гораздо более профессионально и потому выполняющие свою идеологическую миссию куда более тонко. Тем они опаснее.