HMS Hood - the «Seven Bs»

Feb 03, 2012 03:18

Прозвища печатные и непечатные…

19 апреля 1916 года на верфи «Джон Браун энд Компани» в Клайдбэнке, Глазго, был размещен заказ на строительство линейного крейсера, 10 июня 1916 года получившего имя «Худ».




«HMS Hood»

С начала мая 1916 года на этой верфи производился сбор необходимых для строительства материалов и подготовительные работы на стапеле, а в последний день мая состоялась закладка этого корабля под заводским номером 51. Именно в этот день проходило Ютландское сражение, результат которого стал ударом для британской кораблестроительной политики и для строящихся кораблей. Гибель в этом сражении трех линейных крейсеров послужила поводом для внесения изменений в данный проект … 1 сентября 1916 года, состоялась официальная церемония «закладки» уже заложенного три месяца назад корабля с присвоением ему заводского номера 406. Реально же 31 мая не производилась ни закладка, ни какие-либо работы, во всяком случае, отраженные в документах.






«Samuel Hood, 1st Viscount Hood»

В Британии до сих спор идут споры в честь кого конкретно из семейства «флотских Худов» получил своё имя линейный крейсер. На этот счет существует несколько версий. Основателями знаменитой династии стали братья-адмиралы Сэмуэль и Александр. Старший брат - Сэмуэль, родившийся в 1724 году, командовал рядом фрегатов, захватив несколько французских кораблей еще в 50-е годы XVIII века. Сэмюэль Худ, в чине контр-адмирала, отличился в бою с французами у острова Сент-Кристофер (ныне архипелаг Сент-Китс и Невис) в январе 1782 года, за что был удостоен похвалы известнейшего военно-морского теоретика - Альфреда Тайера Мэхэна.




«Alfred Thayer Ma-han»

Наиболее известны его достижения в должности командующего Средиземноморским флотом: в 1793 году, находясь на знаменитом (в будущем) линкоре «Виктори», он руководил захватом Тулона и Корсики. В 1796 году уже полного адмирала удостоили наследственного титула, он стал виконтом Уайтли. Умер Сэмуэль Худ в 1816 году на 92-м году жизни - фантастический для того времени возраст!




«Admiral Arthur William Acland Hood, 1st Baron Hood of Avalon»

Но он был далеко не единственным известным моряком, носившим эту фамилию. Кэптенами (капитанами 1-го ранга) стали его двоюродные племянники Артур, Александр и Сэмуэль, причем последний тоже дослужился до адмирала. Морские традиции продолжили и их потомки. На флоте в разное время служило еще свыше десятка Худов, двое из них также стали адмиралами: сэр Артур Уильям Худ (участник Крымской войны), завершивший карьеру в более чем почетной должности Первого лорда Адмиралтейства, и контр-адмирал сэр Хорас Худ (праправнук одного из основателей династии - сэра Сэмуэля) , командовавший 3-й эскадрой линейных крейсеров в Ютландском бою и погибший 31 мая на борту «Инвинсибла», в день мифической «первой закладки» «Худа».




«Sir Horace Lambert Alexander Hood»




«HMS Invincible»

В силу этого совпадения иногда считают, что линейный крейсер назвали именно в честь только что павшего в бою Х. Худа. Этому мнению способствует и участие в церемонии спуска на воду его вдовы в качестве крестной матери корабля.




«Lady Ellen Hood (née Touzalin)»

Не соответствует истине и версия, что «Худ» - «переходящее» название, полученное от броненосца-додредноута типа «Ройял Соверен», самого крупного из всех кораблей, ранее носивших имя «Худ». (Всего их было три, два других - небольшой 14-пушечный бриг конца XVIII века и 91-пушечный винтовой линейный корабль, находившийся в строю в 1859 -1888 годах, оба названы именно в честь Сэмуэля.) Но тот броненосец «Худ» увековечил как раз память Артура Худа, Первого лорда Адмиралтейства.




«HMS Hood (1891)»

А вот линейный крейсер, согласно официальным документам вновь получил свое имя в память Сэмуэля, виконта Уайтли. О данном факт свидетельст-вует и герб корабля, разработанный британским историком и куратором Королевской оружейной палаты по имени Charles John Ffoulkes (1868 - 1947) в 1919 году.




«Герб корабля»

На первый взгляд герб у линейного крейсера демонический, с таким престарелому виконту жить еще можно, хотя и жутковато, но выпускать в море корабль, символом которого служит посланец загробного мира - ворон, вце-пившийся лапой в якорь, довольно странно.




«Corvus corax»

На самом же деле герб изображает не ворона, а корнуоллскую клушицу (лат. Pyrrhocorax pyrrhocorax, птица семейства врановых, с черным оперением, ярко красным длинным клювом и такого же цвета лапками), держащую золотой якорь на синем фоне. За основу взят родовой герб Худов. Клушица символизирует подвергаемого опасности члена семьи (геральдически это чаще всего ассоциируется с Корнуоллом), якорь символизирует надежду и морскую службу.




«Pyrrhocorax pyrrhocorax - Корнуоллская клушица»

Девиз - "Ventis Secundis" или "With favourable Winds" ("С попутными ветрами"). Предположительно, эти слова на латыни были сказаны адмиралом Худом перед боем у острова Сент-Кристофер и выражали его надежду на благоприятный ветер и, связанный с ним наилучший выбор позиции.




«HMS Hood»

Далеко не каждый англичанин, даже близкий к флоту, знает все перипетии этой истории с именами, поэтому в ходу еще один вариант пусть и неверный формально, но красивый и почти официально признанный в Британии: что самый большой боевой корабль мира был назван в честь всей семьи «флотских Худов». Что же, в конце концов, такая семья имеет право на свою славу, особенно в стране великих морских традиций.




«HMS Hood »

Как практически все британские корабли «Худ» имел свои прозвища. Наиболее известным и распространенным из них на протяжении всей карьеры оставалось - «Могучий Худ» (The «Mighty Hood»). Так называли линейный крейсер в печати, в разное время даже вышли книги под этим названием. Однако англичане не бы ли бы англичанами, если ограничились бы только благостной полуофициальной кличкой «для публики». Моряки из команды самого большого линейного крейсера мира часто называли его куда менее уважительно и весьма ехидно. Хотя внешне прозвище «Семь Б» (The «Seven Bs») выглядело довольно безобидно, расшифровывалось оно как - «Britain's Biggest Bullshittingest Bastard Built Ву Brown», что-то вроде: «Крупнейший Британский Дерьмоглотский Выбл@док Построенный У Брауна»




«HMS Hood 29»

История наиболее «экзотических» броненосцев британского флота «Свифтшур» («Swiftsure») и «Трайемф» («Triumph») восходит к 1901 году, когда отношения между Чили и Аргентиной из-за пограничного спора стали особенно напряженными. В то время чилийский флот располагал устаревшим броненосцем «Капитан Прат» и двумя достаточно современными броненосными крейсерами «Эсмеральда» и «О'Хиггинс». Аргентина же имела четыре мощных броненосных крейсера итальянской постройки серии «Гарибальди» и, кроме того, заказала еще два таких корабля - «Морено» и «Ривадавия». Тогда для достижения паритета чилийцы решили построить два броненосца. Последние специально предназначались для борьбы с аргентинскими броненосными крейсерами и должны были превосходить их по всем характеристикам, в том числе и по скорости. Купить готовые корабли, удовлетворявшие таким требованиям, представлялось нереальным, и потому их надо было строить по специальному проекту. Официальный контракт на постройку броненосцев, получивших названия «Конститусьон» («Constitucion») и «Либертад» («Libertad»), заключили 26 февраля 1902 г.




«HMS Triumph»

Аргентина в ответ на строительство этих кораблей заказала в Италии два более крупных 15000-тонных броненосца и заключила соглашение о покупке семи эсминцев. Однако обе страны испытывали значительные финансовые трудности, что заставило их пойти на переговоры. Вопрос о границе был урегулирован дипломатическим путем. А в декабре 1902 г. было подписано соглашение об ограничении морских вооружений, согласно которому обе страны отказывались от строившихся за границей кораблей. В результате для только что спущенных на воду «Конститусьона» и «Либертада» пришлось искать новых покупателей...
Ряд прозвучавших в то же время утверждений высших должностных лиц о полезности этих кораблей для английского флота явно был ответом на критику по поводу расходов на два не нужных и не соответствующих стандартам Адмиралтейства корабля. Главный кораблестроитель поставил вопрос о необходимых переделках, чтобы хоть как-то привести корабли к английским стандартам.




«HMS Swiftsure»

Переделки не слишком задержали готовность кораблей, и в марте 1904 г. они уже проходили ходовые испытания. Конечно, разнообразные мелочи, прямо не влияющие на боеспособность, обитаемость и т.д., не исправлялись. Так, из-за оставшихся на дверях офицерских гальюнов табличек на испанском языке, эти броненосцы в шутку называли «Осuраdo» («занято») и «Vacante» («свободно»).

Вот еще несколько кличек-прозвищ британских дредноутов и броненосцев:




«HMS Bellerophon ***»

HMS Bellerophon (ЕВК «Беллерофон») - Billy Ruffian, Bellyful, Belleruffian - Хулиганская Дубинка, Сытый, Хулиган-Красавец




«HMS AGINCOURT***»

HMS Agincourt (ЕВК «Эджинкорт») он же «Рио де Жанейро», он же «Султан Осман I»...имел забавное прозвище «Дворец Джина», которое произошло от разделения его имени (англ. A Gin Court) ...




«HMS Canopus Портсмут 1909»

HMS Canopus (ЕВК «Канопус») прозвали "Канабис" (конопля).

Источники:
1. Dave We ldon. Warship International, No. 2, 1972 - INRO, 1972
2. John Roberts. Anatomy of the Ship: The Battlecruiser Hood - Conway Maritime Press, 1982
3. WJ. Jurens. Warship International, No. 2, 1987 - INRO, 1987
4. Михайлов А.А. Линейный крейсер «Худ». Боевые корабли мира. - С-Пб., 1998
5. Вruсе Taylor. The Batt1ecruiser H.M.S. Hood: Ап Illustrated Biography - Naval Institute Press/Chatham, 2005
6. Мужеников В.Б. Линейные крейсера Англии. Чаcть IV 1915-1945 гг. - С-Пб.: Издатель Р.Р.Муниров, 2006
7. Кофман В.Л. Гибель владыки морей. Линейный крейсер «Худ» - М.: Кол-лекция, Яуза, ЭКСМО, 2009.
8. http://tsushima.su/forums
9. http://tsushima.su/RU/libru

battleship, hms, hms hood, Великобритания, royal navy, корабль, battlecruiser, флот, warship, линейный крейсер худ

Previous post Next post
Up