4 марта 1970 года в Средиземном море погибла французская подводная лодка «Эридис»

Mar 04, 2012 00:01

Финиковая ли змея ужалила Эвридику?



«S-644 Eurydice»

Подводная лодка S-644 Eurydice (Эридис - Эвридика) была заложена в июле 1958 года на верфи "Direction des Constructions et Armes Navales (DCAN)" в Шербуре. Спуск субмарины на воду состоялся 19 июня 1960 года, а 26 сентября 1964 года лодку ввели в состав ВМС Франции.



«S-644 Eurydice»

«Эридис» принадлежала к дизель-электрическим подводным лодкам класса «Дафне», коих, для ВМС Франции, было построено 11 единиц, все они носили имена мифических богинь, нимф и дриад. Подводные лодки этого класса строились также для ВМС Испании, Португалии, Южно-Африканской Республики и Пакистана.



«S-644 Eurydice»

Техническая справка (S- 644 Eurydice):
Надводное водоизмещение, т: 860.
Подводное водоизмещение, т: 1038.
Длина, м: 57,8.
Ширина, м: 6,8.
Осадка, м: 4,6.
Скорость, узлы: 16 (подводная), 13,5 (надводная).
Дальность хода, мили: 4500 при скорости 5 узлов на поверхности; 3000 при скорости 7 узлов под РДП.
12 торпедных аппаратов (8 в носовой части, 4 в кормовой).



«S-644 Eurydice»

Ранним утром (5:00) 4 марта 1970 года «Эридис» вышла из базы Сан-Тропе, на борту находилось 57 человек. В море субмарина должна была отработать во взаимодействии с авиацией поиск и условную атаку подводной лодки вероятного противника, для чего «Эридис» постоянно держала связь с базовым патрульным самолетом «Атлантик», вылетевшим с морской авиабазы Ним-Гарон. Море было спокойным. С самолета несколько раз видели бурун от перископа «Эридис», когда лодка находилась в семи милях к юго-востоку от мыса Камара. В последней радиограмме командир субмарины сообщил, что берет курс в зону проведения учений и начинает погружение. В 7:13 «Атлантик» теряет радиолокационный контакт с подводной лодкой…



«S-644 Eurydice»

В 7:23, по наводке с базового патрульного самолета, корабль ПЛО пытался вновь запеленговать потерянный сигнал. Без результата. Гидроакустический поиск тоже не имел успеха. В Тулон было отправлено предупреждение о возможной катастрофе. Немедленно был начат поиск пропавшей субмарины. Французский флот направил в море все, что только возможно: надводные корабли («Сюркуф», «Дюпер», «Пикар», «Вандея», «Алерт», «Араго», «Жан Шарко» и шесть тральщиков) и подводные лодки («Дафне» и «Дорис»), самолеты и вертолеты. Со всего Средиземноморья в предполагаемый район трагедии стягивались спасательные силы. Прибыло судно специального назначения «Робер Жиро». Итальянские ВМС направили в район поиска четыре тральщика. Из Рота (Испания) вышло на помощь спасательное судно ВМС США «Скайларк».



«Район мыса Камара»

Поисковыми силами был намечен приблизительный район гибели «Эридис» площадью четыре квадратные мили. Было установлено место, где базовый патрульный самолет «Атлантик» наблюдал субмарину во время последнего сеанса связи. Рядом с этим местом в 13:00 было обнаружено большое пятно соляра, а несколько позже и обломки: клинья, куски фанеры и перфокарту с кодом «Эридис» - жалкие останки и вместе с тем убедительные доказательства страшной правды: подводная лодка погибла. Была проведена идентификационная экспертиза дизельного топлива, взятого из пятна, обнаруженного в море и образцов топлива, которые использовали на лодках типа «Дафне», оказалось, что соляр имеет высокое содержание серы и это характерно для топлива, использовавшегося на «Эридис». Позже, анализируя показатели сейсмографов береговых геодезических лабораторий, было установлено, что в 7:28 четвертого марта они зарегистрировали врыв, а наложения пеленгов на зону взрыва с различных сейсмостанций, позволило определить точное место, где произошла трагедия. Но саму подводную лодку обнаружить не удавалось. Спустя четверо суток с момента начала поиска руководство французского флота объявило «Эридис» и 57 членов ее экипажа погибшими.



«S-644 Eurydice»

Общественность, родственники погибших подводников требовали любой ценой найти подводную лодку и установить причину ее гибели. Правительство Франции пообещало все выяснить и обратилось к США с просьбой оказать помощь в поиске «Эридис». 10 апреля в Тулон прибыло американское спасательное судно «Мизар», успешно зарекомендовавшие себя при поисках подводной лодки «Трешер» и потерянной у Паломареса водородной бомбы. В районе предполагаемого места катастрофы, с «Мизара» в воду был спущен буксируемый поисковый модуль, чем-то напоминавший сани - сваренную из стальных труб конструкцию, передвигавшуюся на расстоянии 4-9 метров от дна. На санях были установлены соединенные с судном коаксиальным кабелем (запас длины более 6 километров) магнитометр, фотокамера специальной конструкции, снабженная объективом с полем зрения 120° и двумя импульсными лампами, а также гидролокатор горизонтального и вертикального обзора. К 22 апреля американцами были обнаружены и идентифицированы несколько крупных обломков «Эридис», разбросанных на глубинах от 600 до 1100 метров.



«Archymède»

С 12 мая на месте гибели субмарины, используя данные, полученные с помощью аппаратуры «Мизара», начал работать французский батискаф «Архимед», с борта которого было сделано множество фотографий останков затонувшей субмарины. Исследованиями «Архимеда» было установлено, что крупный фрагмент кормовой части «Эридис» лежит в центре воронки диаметром 30метров. На снимках можно рассмотреть гребные винты, валы и один горизонтальный руль. Вокруг в радиусе 50 метров лежит много обломков из скрученного листового металла легкого корпуса субмарины, деформированные балластные цистерны, но большая часть останков погребена под слоем донных осадков.



«S-644 Eurydice»

Европейские газеты пестрели всевозможными догадками. В версиях недостатка не было! Спектр их был широк чрезвычайно: от возможных конструктивных недоработок и неправильных действий экипажа до действий потусторонних сил и космических пришельцев. Некоторые предполагали, что «Эридис» столкнулась с торговым судном. Дело в том, что через район, где предположительно произошла катастрофа, примерно в то самое время прошли тунисский, аргентинский и греческий сухогрузы. Курс тунисского судна «Табарка» (дословно - финик, прибрежный город в северо-западном Тунисе) точно пересекался с курсом подводной лодки 4 марта приблизительно в 7:30. Позднее «Табарка» была поставлена в сухой док в Марселе, на корпусе, ниже ватерлинии, были обнаружены большие вмятины и свежие задиры обшивки, кроме того у сухогруза оказался поврежденным боковой киль правого борта. Французскими экспертами были взяты образцы из области краев царапин с целью идентификации оксида металла с компонентами стали корпуса и выдвижных устройств «Эридис». Результаты проведенных исследований перед общественностью никогда не разглашались.



«S-644 Eurydice»

Гибель “Эридис” вызвала шок во Франции. Особенно потрясены ею были французские подводники. Еще бы! Буквально за несколько последних лет близ Тулона одна за другой погибли три французские подводные лодки со всеми своими экипажами:



«U-2326»

6 декабря 1946 года - U-2326, переданная Франции после победы над Германией;

23 сентября 1952 года - «Сибилль» (бывшая британская Р.229 «Sportsman»);

27 января 1968 гола - «Минерв» (однотипная с «Эридис»).

Причина гибели этих субмарин, как и «Эридис», осталась неизвестной. Может в Средиземном море есть свой «Бермудский треугольник» или гиблое для субмарин место?



«Память»

Франция, флот, marine nationale française, субмарина, Marine nationale française, подводная лодка

Previous post Next post
Up