Oct 17, 2014 17:25
Черт меня дернул пересмотреть вдруг "Бойцовский клуб", который я очень люблю, как сам по себе, так и в качестве экранизации. Понятное дело, что хороший фильм может, тем не менее, одновременно быть плохой экранизацией. Естественно, после этого мне захотелось перечитать и сам роман, 6 с лишним лет прошло с тех пор, как я познакомилась с ним. Я отлично помню тот весенний день, когда мы с Аленой зашли в Дом книги, и там я купила "Бойцовский клуб" в этой дурацкой оранжевой обложке серии "Альтернатива". Немного жутковато при мысли о том, что теперь можно найти в ЖЖ эти старые записи, цитаты, которые я для себя выделяла и прочитать о своих ощущениях, осозновая, что так много лет уже прошло, и мне теперь далеко не 18.
Но я даже не про это, просто мыслей так много, что хочется писать обо всем сразу. Я помню это ощущение бесконечной боли, исходившей от этой книги, ее трагизм и отчаяние, по-моему, она кричит, ревет и воет. Что-то мне подсказывает, что мое восприятие несколько отличается от большинства в сторону излишней драматизации при ее восприятии, но, возможно, так чувствую не только я. Это одна из моих самых любимых книг, одна из самых неудобных книг, что я читала. Почти всегда хорошие книги - неудобные, если речь не идет, конечно, о развлекательном жанре, но и даже тогда такое бывает. За эти 6 лет мое восприятие не изменилось, я почувствовала то же самое, немного странно, что я совсем не выразила это, когда писала о книге в ЖЖ, ведь я помню те эмоции и ощущения очень хорошо. Возможно, меня тогда слишком увлек навязчиво самобытный язык Паланика и агрессивная специфичность его стиля.
С тех пор я прочитала несколько книг Чака Паланика, но ни одна из них, конечно, не смогла сравниться с этим его первым опубликованным романом. Со временем его манера стала действовать мне на нервы, книги воспринимались довольно однообразными, и года два назад я объявила писателю бойкот, не дочитав "Дневник". "БК" оказался слишком маленьким, я проглотила его за сутки, и теперь дочитываю-таки "Дневник", а еще купила "Удушье". Посмотрим, насколько меня хватит. Мой же "БК" кто-то прикарманил, поэтому я купила новый. Некоторые книги нужно иметь в бумажном варианте и никому больше не давать. Сейчас мне кажется, что Тайлер Дерден в различных ипостасях рвется наружу из каждого произведения Паланика. По сути, все книги об одном и том же, возможно, теперь это однообразие не будет действовать мне на нервы, поскольку тема, с которой он работает болезненно актуальна и достойна пристальнейшего внимания.
Теперь я вспоминаю, как мы с Полиной смотрели видео "Бизнес молодости", и какая ярость охватывала меня от этих слов. Выступающий говорил, что деньги, которые ты зарабатываешь - это показатель твоей ценности, твоих достижений и личностного успеха. Он говорил о том, как круто ходить в дорогие рестораны и заказывать по-русски, а не по-арабски (имеется ввиду, не глядя на ценник), как круто ездить на дорогих машинах, позволить сеье ухаживать за очень красивыми девушками. Меня буквально трясло от этого. Возмжно, стоит сказать Паланику огромное спасибо за то, что я точно знаю, вернее чувствую: ты - это не твоя стопка не денег, не твоя карьера, не твоя машина и не твоя квартира, наполненная шведской дизайнерской мебелью. Да, деньги могут решить множество бытовых проблем, они обеспечивают нам жизнедеятельность и часто могут быть показателем того, насколько мы успешны. Или, скорее, насколько хорошо мы можем себя продать. Человек, получающий много денег за свою работу не обязательно хороший профессионал, ровно как и наоборот.
Да, я тоже самый настоящий потребитель: ray ban, iphone, mac book pro... Да все, что угодно, мы все опутаны брендами. И я не очень понимаю, что с этим делать и как жить с мыслью о том, что я, к примеру, не хозяин моих вещей - это они мои хозяева. Мне страшно признаться, но когда летом у меня украли ноутбук, камеру, два дороженных объектива, айпэд и очки, я, конечно, расплакалась. Особенно обидно было за фототехнику, потому что в ней заключено все самое прекрасное, что я делаю, все, что приносит мне счастье и наполняет смыслом все происходящее. Да, именно так я могу сказать про фотографию, и хочется попросить прощение за излишний пафос. Но вместе тем, я ощутила какую-то необъяснимую легкость, свободу, то чувство, что держаться больше не за что, и все материальное больше тебе не принадлежит необъяснимо и прекрасно. Конечно, я знала, что мы все восполним и можно подумать, что это сглаживало эмоции. Но я точно знаю и то, что то чувство было подлинным и пришло не просто так.
Я вижу много людей, моих ровесников, которые работают на нелюбимых работах, выполняя часто совершенно бесполезную обезьянью работу, уверенные в завтрашнем дне и в будущей карьере. Они работают ради денег, не веря, что работа может быть делом, наполняющим жизнь смыслом, не веря, что можно любить работу, что финансовая сторона может быть не самым главным вопросом существования. Я думаю, что в каждом из нас, так или иначе, спит свой собственный Тайлер, та часть нашего сознания, которая ощущает, что все идет не так, как должно было бы. Конечно, роман Паланика наполнен брутальным гротеском, но он очень точно показывает главное: в нашем сегодняшнем постмодернистском виртуальном мире, наполненном рекламными образами, не хватает настоящего, реального и подлинного существования. Тайлер, ввиду огромной душевной боли, незрелости, полный бунтарского максимализма смешивает бензин с концентратом апельсинового сока, чтобы что-нибудь взрывать, а еще писает в гаспаччо, который будет подан богатым потребителям. Но он все равно вызывает симпатию благодаря лишь тому, что не сидит сложа руки, прозябая в роли раба корпораций. Недаром, именно это альтер-эго безымянного расказчика имеет имя и кажется более реальным, чем сам герой, унылый яппи, не понимающий, зачем он живет на этом свете.
Тайлер предпочитает разрушение и преступление монотонной рутинной бессысленности среднестатистического маленького человека, маленького не в смысле уровня достатка (понять Тайлера легко как самому рассказчику, представителю вполне обеспеченного офисного планктона, так и любому служащему: официанту, рабочему или дворнику), а в смысле своей значительности. Отбросив этот агрессивный максимализм, который кажется мне первой ступенью появления осознанности, можно обратиться в сторону созидания, к поиску того, что поможет ощутить значимость и смысл происходящего, как Кен Кизи всегда и говорил.
Очень хочется меньше потреблять, отбросить все лишнее, быть свободнее и независимее, перестать быть рабом вещей и не позволить уводить себя со своего пути разным нехорошим силам, а еще, конечно же, не превратиться в Тайлера под давлением суровых реалий современного мира, потому что он - как антагонист этой неприглядной действительности, и, значит, ей тождественен.
кизи,
размышления,
катарсис,
литература,
чувства,
книговпечатления,
new,
эмоции