Merzbow / Pan Sonic
V
Les Disques Victo/VICTO CD 089. 2003
1. Untitled (68:18)
Невиданное по значимости событие! Совместный лайв двух немолодых и исключительно талантливых мастодонтов аналогово-шумовой сцены - Merzbow и Pan Sonic! Столкновение аутентичных электронно-экспериментальных школ, традиций, ментальностей! Схватка титанов! Ну и, о чудо! - лайв издан на cd и нисколько не лимитирован.
Называется он, (как и многие другие работы именно ПанСоников), крайне бесхитростно - "V" (т.е. пять, versus или просто галочка).
Каждый из участников шоу имеет свой патентованный саунд, особый и легко распознаваемый почерк.
У финнов это высушенный ритмический перестук, идущий вкупе с разнообразными сигналами, нойзами и пустынными амбиентными текстурами. Музыка генерируется на самодельных машинах путем долгих репетиций каждого трэка (альбомы), или же путем вдумчивой импровизации (живые выступления). Обычно делается акцент на монотонность и неспешное развертывание общей композиционной картины в сторону усиления эмоционального прессинга.
Японский мастер и, одновременно, “отец” современной интернациональной нойз-сцены предпочитает генерировать атмосферу тотального звукового хаоса. Его экстенсивная по масштабам и провокационная по содержанию деятельность давно признана виртуозно антимузыкальной, а также гламурно утопичной. Для достижения конечного результата Масами раньше использовал многочисленные примочки разной степени целостности, как то микшерские пульты, сэмплеры, микрофоны, магнитофоны, гитары и ещё черт знает какой инвентарь. Сейчас вся экзотическая машинерия тупо заменена стандартным лэптопом с заранее установленным софтвером.
Отсутствие трэклиста оставляет нерешенной проблему идентификации авторства концертных номеров. Есть здесь, вообще, разделение на номера? Не уверен.
Зная особенности живых выступлений Мерзбоу и Пан Соника, можно предположить, что лайв строился на основе импровизации, т.е. интуитивного конструирования музыкального франкенштейна. Альбомные трэки вы здесь вряд ли отыщете. Это 100% тру-нойзовый перформанс!
Ребята довольно хорошо "спелись". Каждый из них выполняет вроде бы привычную работу, четко и своевременно реагируя на манипуляции остальных.
Скажем, финны решают пустить ставшие классическими несложный глухой бит и грязно басовитый фон видоизмененного сигнала сирены. Японец слышит всё это и добавляет щедрую пригоршню навечно любимого гитарного/микрофонного фидбэка. Сливаясь в нечто новое и злобное, шумопоток заливает ужасом ваши нежные маленькие ушки, разрушая милый покой повседневности.
Общий тон выступления вполне ровен, без явных перекосов. Но и скучным его никак не назовешь. В “V” гораздо больше северной сдержанности и тихого самокопания, нежели самоотверженной самурайской ярости. Масами Акита старается не пересекать черту амбиентной медитации. Он как никогда сдержан.
Примечательно, что участники сэйшна, созидая целое, вместе с тем, вынуждены разрушать привычную для каждого из них концептуальную идею: саунд Мики и Ильпо лишен минимализма, Merzbow не имеет возможности во весь рост развернуть аритмичный, перегруженный wall of sound.
Лайв крайне динамичен. В нем постоянно что-то происходит. Сонмы элементов и битов статической природы сменяют друг друга, добавляя и стирая едва намеченную палитру. На горизонте появляются и исчезают вибрации, часто перерастающие в хищные цунами, которые столь же быстро и почти неуловимо возвращаются в нормальное состояние. Танцпольных боевиков и смэшеров нет. Перед нами неспешный, но крайне эксцентричный эмбиент-нойз с уместными вкраплениями шумового техно.
Высококачественный продукт для всех ценителей жанра и их слабых нервами соседей.