Рассказывать о самой технологии кожевенного производства, а также пересказывать сам технологический цикл - нет никакой необходимости. Об этом и так достаточно подробно рассказано и показано на соответствующих сайтах в интернете . Я сделаю небольшой обзор по наличию такого производства в Узбекистане , а также рассмотрю некоторые виды продукции ( без упоминания имен и названий, так как это не рекламная статья) изготавливаемой в этой сфере.
В Узбекистане производится достаточно
большой ассортимент кожи для разных нужд и потребностей. Но для деятельности студии "
HERITAGE VILLAGE . WORKSHOP " имеет большое значение то, что наряду с крупными современными предприятиями , в стране сохранилось достаточно много мелких цехов и семейных объединений самостоятельно работающих в данной отрасли.
Крупные кожевенные предприятия имея современное оборудование и технологии несомненно производят качественную и разнообразную кожу . Но увы они не принимают во внимание нужды мелких производителей и не готовы идти на изменение своей технологии для выполнения заказов отдельных потребителей.
Например , основа ассортимента студии "
HERITAGE VILLAGE . WORKSHOP " - это кожаные изделия с декоративным тиснением которое можно нанести только на кожу растительного или смешанного дубления. Чисто растительное дубление обходится очень дорого и поэтому я работаю в основном с кожей смешанного дубления , которая более доступна по цене и имеет многие характеристики сходные с кожей чисто растительного дубления. Так вот вся проблема и заключается в добывании именно такой кожи.
Большим кожевенным заводам невыгодно менять свою налаженную технологию ради изготовления 5 000 - 15 000 кв.дм. ( кожа меряется именно квадратными дециметрами , а в некоторых странах - квадратными футами) по индивидуальному заказу . Возможности моего производства ограничены именно тем, что это ручная работа и невозможно изготовить больше , чем производится даже при наличии соответствующего заказа.
Также следует иметь ввиду , что часто кожа бывает нужна разного цвета, различной толщины и разной выделки ( жесткость, насыщенность жирами и т.д.). Так вот на учет всех этих потребностей и не соглашаются пойти крупные производители , что бы не иметь лишних хлопот по изменению отлаженной технологии своего производства. Если они и берутся за выполнение индивидуального заказа, то такой заказ должен быть например на 20 000 - 30 000 кв.дм. и более . Это специфика не только Узбекистана ,но и многих других стран. Например , в Казани (Татарстан) кожевенное предприятие "Сафьян" заказы принимает на партии от 20 000 кв.дм. ,но технологию растительного дубления они увы не используют, хотя изготавливаемая кожа у них очень высокого качества и имеется большой выбор по виду и цвету .
Мелкие производители имеют еще одну положительную черту весьма важную для заказчика. На таком производстве и мастер и руководитель и менеджер - часто одно лицо. Если ему подробно и грамотно объяснить свои нужды - то при выполнении заказа это будет достаточно учтено и выполнено. В Узбекистане сохранились также династии мастеров индивидуалов изготавливающих кожу в своих семейных миницехах , без организации крупных производств. Они с удовольствием берутся и за изготовление небольших партий ( 1000 -2000 кв.дм.) кожи с учетом индивидуальных потребностей ( цвет ,жирность, мягкость, наличие растительного компонента и т.д.) , что очень удобно для выполнения моих заказов. С такими мастерами еще очень интересно поговорить о истории , традициях и секретах их деятельности. Свои знания они сохранили от своих предков, а теперь их дети также уже знакомы с основами этого ремесла.
Вообще кожевенное производство в Узбекистане исторический достаточно развито ( в сравнении с остальными Среднеазиатскими соседями) и представлено по всей территории страны . Наряду с небольшими цехами есть также крупные турецкие , корейские , китайские предприятия по производству кожи. У них большие возможности и современное оборудование и технологии. Но
они в основном производят кожсырье для последующего вывоза в свои страны ,где из них сошьют одежду,обувь и галантерейную продукцию,которая затем будет экспортирована в том числе и в Узбекистан. Такие крупные предприятия не только не принимают заказы,но и даже не продают свою продукцию внутри нашей страны. Оно и понятно - счет идет у них на сотни тысяч кв.дециметров и отвлекаться на продажу какой то "мелочи" - им нет необходимости.
Мне удавалось иногда приобретать некоторые слегка некондиционные (размер или форма не подошли, небольшой дефект где то имеется) пласты изготовленные на таких крупных предприятиях . Могу сказать , что очень хорошая кожа, которая интересует меня по чистоте цвета , а также по качеству выделки, прочности и толщине. Очень тонкая цветная кожа ( синий, красный, зеленый и т.д.) является большим дефицитом в нашем регионе , так как не производится на мелких предприятиях Узбекистана. Из за отсутствия тонкой цветной кожи я например уже несколько лет не могу наладить изготовление изделий в технике "жатка" (жмурка), потребность в которых уже давно имеется у моих постоянных заказчиков.
В продолжении данной публикации , я расскажу об некоторой внутренней специфики в отдельных цехах , покажу их традиционное оборудование и сам процесс изготовления кожи. Продолжение следует !