Михаил Врубель, Пётр Ваулин и их камин. Пррричём камин-то был не один!

Jan 17, 2012 01:57



Камин "Микула Селянинович и Вольга". ГТГ

Исторррия эта началась давным-давно, ещё в конце девятнадцатого века, когда Абрамцево было для художников своеобррразной Меккой, когда Савва Мамонтов пррридумывал идею за идей, и (я даже подумать об этом не смею), если вдррруг подойдёт к концу мой серрриал пррро княгиню,  попугай сррразу начнёт рррассказывать пррро всё, что связано с его именем. А пока это будет небольшой пррросто  пост, эпизод в моём повествовании, постаррраюсь лишь ненадолго завладеть вашим вниманием.

Письмо Врубеля сестре Анне. Абрамцево, июль, 1892
Милая моя Нюта, прости, что так долго тебе не отвечал. … Я опять в Москве, или, лучше в Абрамцеве и опять осаждён тем же, от чего отдыхал 8 месяцев: поисками чисто и стильно прекрасного в искусстве и затейливого личного счастья в жизни; как видишь - все голова и тени. Переводя на более понятный язык: опять руковожу заводом изразцовых и терракотовых декораций … [Михаил Александрович так называл гончарную мастерскую, созданную Мамонтовым в 1890 году в Абрамцеве. В мастерской вырабатывали изразцы и майолику.]
Так получилось, так рррешило мирррозданье, но двадцатилетнего юношу, Петра Кузьмича Ваулина, ещё не добившегося никакого пррризнания, только что окончившего по классу керррамики сельскохозяйственную техническую школу в Красноуфимске (я нашёл только единственный его снимок), Мамонтов пррригласил в девяностом году к себе на ррработу. Но этот молодой человек оказался птицей высокого полёта!

Воспоминания  Н.В. Поленовой, жены художника В.Д. Поленова:
Мастер П. Ваулин попался очень талантливый и знающий. Общее творческое настроение охватило и его, и он увлекся разнообразием тонов, стал добиваться оригинальной колоритной поливы, применяя свои знания химика и гончара. Успех его изобретений в этой специальности, обративший на себя внимание художников, поощрял его; он чувствовал себя не простым мастеровым, а причастным к художественному миру и весь отдался интересному делу.

Далее в 1896 году в Нижнем Новгороде была выставка, история которррой известна и очень-очень интеррресна, но о ней рррассказ как-нибудь потом. Врубель на ней пррредставлял два панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович», и именно вторррая ррработа легла в основу эскизов камина.

Из воспоминаний Н.А. Прахова, сына архитектора А.В. Прахова:
… «Микула Селянинович», по воле автора, перерос в грандиозную картину, созвучную былинному эпосу. Это не было случайностью в его творчестве. Ещё в Киеве, во время работ во Владимирском соборе, Михаил Александрович сочинил акварельный эскиз своего «Богатыря». Написанный позже в большом виде маслеными красками, он наделал много шума в художественном мире и вызвал полные негодования нападки тогдашней критики.
… Огромного коня с толстыми ногами и широко раздутыми боками он отыскал где-то на извозчичьем дворе,  где стояли так называемые ломовики, а богатыря одел, поверх кольчуги, в стёганный ватник, защищающий от вражеских стрел. Вот почему он сидит так мешковато, слегка растопырив руки с толстыми пальцами.
     Большую картину маслом «Богатырь» Врубель писал только в 1898 году.

Из воспоминаний Б.К. Яновского, композитора: 
…  Я же в то время начал инструментировать свою украинскую увертюру. Врубель предложил мне работать у него в студии; там было тихо, спокойно, никто бы мне не мешал.
     Предложение я принял, конечно, охотно. И вот я разложил в студии на столе свою партитуру, а Врубель начал своего «Богатыря». Таким образом, я имел полную возможность наблюдать за процессом работы Врубеля. По обыкновению Врубель писал прямо из головы, без натуры, пользуясь лишь маленьким предварительным акварельным эскизом. Холст не был разделён на клетки. В первый же день работы Врубель сразу же уверенной рукой начертил рисунок углём. Взглянет на эскиз, подумает, всматриваясь в чистый ещё холст, потом чертит. Затем отойдёт на несколько шагов, посмотрит, приставив к глазам руку козырьком, затем снова продолжает чертить. Начал он с головы лошади. Изредка он подходил к маленькому столику, на котором стояла бутылка и стакан, выпивал немного вина. Предлагал вино и мне, говоря, что вино музыканта должно вдохновлять. …
… На следующий день Врубель приступил к писанию красками. Работа продвигалась очень быстро, и недели через полторы мы любовались уже почти конченной картиной.



Михаил Врубель. Богатырь. 1898

Из письма Михаила Врубеля сестре Анне. Москва, Март, Понедельник 1899
Милая Нюта, спасибо тебе за пересланное письмо Нади и за последнее уведомление о здоровье Папы. Как теперь его здоровье? Я в Петербург не ездил: мой «Богатырь» ещё не продался, и я должен был сейчас же приняться за пушкинские иллюстрации, а теперь рисую камин для Мамонтова, чтобы поддержать свои финансы.

Надежда Забела-Врубель Н.А. Римскоиу-Корсакову 12 июля 1900:
… В газетах мы прочли, что Мих[аил] Ал[ександрович] удостоен за камин на Парижской выставке, этот камин сделан по рисунку Мих[аила] Ал[ександровича] в гончарной С[аввы] И[вановича]. Вот уже не думал, не гадал и медаль получил и про Парижскую выставку мы забыли...

Известно, что в создании перррвого экземпляррра камина (или перррвых двух) Врубель пррринимал самое активное участие, следующие делал Пётр Ваулин по его эскизам.

«Золотой медалист» был пррродан ещё в 1900 году в Париже, также есть Врубелевские камины в Москве: в музее «Коломенское»,  в Государственной Третьяковской галерее, во Всероссийском Музее декоративно-прикладного искусства и народного творчества. В Петербурге камины находятся в Государственном Русском музее (хррранится в запасниках в ррразобррранном виде и был собррран специально для выставки 2006 из 130 кусочков - попугай его видел!) и в доме Бажанова (об этом удивительном доме чуть ниже).



Фотография камина с выставки в Париже 1900



Камин в музее "Коломенское", Москва



Камин из собрания музея декоративно-прикладного и народного искусства. Его совсем недавно спасли ррреставррраторрры.



Камин в Русском музее.



Эскиз Камина. ГРМ

Пётр Кузьмич Ваулин ррруководил мастерррской у Мамонтова 13 лет, в 1903 году ушёл от него в «свободное плаванье», в 1906 году открррыв под Петербургом в посёлке Кикерино мастерррскую, отдавая керррамике свой талант и знания.



Пётр Кузьмич Ваулин.
Кстати, не могу умолчать о том, что вы все знакомы с творррчеством его внука - композиторрра Андрея Петрова.



Дом Бажанова. Санкт-Петербург, ул.Марата, 72

...В 1906 году в Петербурге купец перррвой гильдии Филадельф Бажанов заказал молодому и тогда ещё неизвестному арррхитекторрру Павлу Алёшину пррроект дома (нынешний адрррес - улица Марата, 72, когда-то - улица Николаевская). И он до сих поррр (уже постррроенный дом, а не пррроект) восхищает посетителей, которых очень даже немало - так как сейчас в его залах живёт Центральная Городская Детская библиотека истории и культуры, и сам дом обррразец очень интеррресной арррхитектуррры. И, что самое замечательное и удивительное - прррактически сохррранились перррвоначальные интерррьеррры кваррртиррры Бажанова к рррадости благодарррных зрррителей - только очень не хватает «Богатырского фриза» Н.К. Рериха (в 1964 году его забрррал себе Русский музей). Как бы эта ррработа смотрррелась именно там, где и положено находиться ей!

Во вррремя же стррроительства дома Ваулин пррредложил пррриобрррести для укрррашения интерррьеррра камин  (по эскизам Врубеля уже в Кикерино сделанный им). Камин мало того, что был прррекрррасен сам по себе, но ещё очень перррекликался с Рериховским фризом, и он настолько этому дому близок, что, на попугайный взгляд, ничего лучше и пррридумать нельзя!



Камин в доме Бажанова. Санкт-Петербург, ул.Марата, 72

Так что даже у каминов очень ррразная бывает судьба, хотя об остальных я, по сути, опять ничего не успел рррассказать. Но нельзя же ещё один серрриал в паррраллель начинать!

арррхитектуррра, живопись, фотогрррафия, личность, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up