Княгиня Тенишева, Михаил Врубель и дррругие действующие лица.

Jan 10, 2012 07:58

Часть 1.   Часть 2.   Часть 3.   Часть 4.   Часть 5.   Часть 6.   Часть 7.   Часть 8.   Часть 9.   Часть 10.   Часть 11.   Часть 12.   Часть 13.   Часть 14.   Часть 15.   Часть 16.

Письмо Михаила Врубеля сестре Анне, 1899:
… княг[иня] Тенишева, которая нас, художников, угощает роскошными обедами и пригласила меня с Надей жить летом в одной из усадьб Орловской губ[ернии] совершенно отдельно; я думаю это нас очень устроит…

Письмо Михаила Врубеля Борису Карловичу Яновскому, композитору, Москва, 12 мая, 1899:
Многоуважаемый Борис Карлович,
мы с женой столько виноваты перед Вами, что если я решаюсь обратиться к Вам не рискуя вызвать Вашего пренебрежения, то это потому, что имею предложить Вам нечто весьма великолепное  на  это лето. Прежде, впрочем, не столь великолепное, но весьма приятное для нас и, думаю,- не противное для Вас. Мы с женой будем проводить лето в Орловской губернии в имении княгини Тенишевой одни: так предлагаю Вам разделить наше уединение на прежних условиях занятий с женою: дорога наша, виды, прогулки и инструмент - великолепные. Это с 15 июня по 15 сентября. …



Михаил Врубель. Валькирия (портрет княгини Тенишевой) 1899

Из воспоминаний Б.К. Яновского:
...Врубель в это время много работал. При мне он сделал свое дивное блюдо для Кузнецова, сделал, собственно, два рисунка, из которых Кузне­цову он дал второй, первый, к сожалению, уничтожил. Жаль, так как он был также превосходен и по замыслу и по выполнению. Кроме того, ежедневно Врубель отправлялся на гончарный завод Мамонтова, где он работал над своим знаменитым камином, так прославившимся впоследствии на Парижской выставке. Наконец, мы поехали к кн. Тенишевой, сначала в ее имение Талашкино возле Смоленска, где пробыли до 22 июля. Роскошная природа, полная свобода действий, веселье, шум - все дышало жизнью и притом не могло не отразиться на настроении. К тому же общество, где первенствующую роль играли художники, артисты, музыканты, споры и разговоры об искус­стве, где каждый занят разрешением какой-нибудь художественной задачи и т. п., похоже было скорей на Италию времен Ренессанса, чем на Россию XIX века. Скульптор Трубецкой лепил статую княгини Тенишевой, А. В. Прахов делал проект церкви для Талашкина, пианист Я. Медем, скрипач Р. Фидельман, все это работало, жило и плодотворно работало, и плодотворно жило. Врубель написал тут портрет кн. Тенишевой, изобразив ее в виде Валькирии. Великолепное, мощное произведение! 22 июля мы отправились, на­конец, в Орловскую губернию в имение Хотылево (близ Брянского завода) и там оставались втроем, т. е. Врубель с женой и я, до конца августа. Здесь Врубель сделал акварельный проект для той же церкви в Талашкине, десять рисунков балалаек для балалаечной мастерской кн. Тенишевой и главную работу этого лета - «Пана». История «Пана» любопытная. Первоначально на этом же холсте Врубель начал писать портрет своей жены. Портрет уже близился к концу. Как-то вечером Врубель прочитал книжку Анатоля Франса «Puit de s-t Glair». Большое впечатление на него произвел тот рассказ, где старый сатир повествует о давно прошедших временах. На другое же утро Врубель на моих глазах соскоблил начатый портрет жены и на месте его принялся писать «Пана» (сам он называл его «Сатир»). Эта работа так увлекла его, что через день он позвал жену и меня и уже демонстрировал нам почти вполне законченную картину! Пейзаж на картине взят с натуры: это вид с террасы хотылевского дворца на открывающиеся дали. По изумительному настроению, по тонкости колорита это, несомненно, одно из капитальнейших произведений гениального Врубеля, невзирая на то, что, как за­метил впоследствии Репин (с чем, впрочем, и сам Врубель согласился), плечо сатира смято.

Из воспоминаний Анны Врубель, сестры художника:
У кн. Тенишевой, одновременно с братом и его женой, гостили известная в своё время пианистка Ментер и не менее известный скульптор князь Трубецкой, который делал бюст гостеприимной хозяйки дома. [Об этом попугай цитиррровал княгиню Тенишеву здесь.] Отсутствующий в это время муж её, возвратившись и увидев не совсем ещё законченную работу скульптора, принял её за изображение жены брата (между ними некоторые находили действительное отдалённое сходство). Эпизод этот, однако, закончился тем, что раздосадованный скульптор тут же уничтожил своё произведение. После двух недель, проведённых в Талашкине (Смоленская губ.), куда артисты приглашались на этот определённый срок, брату с женой предложено было провести остальную часть лета в Орловском имении тех же гостеприимных хозяев.

О церкви в Талашкино, балалайках и Парижской выставке рррассказы ещё вперрреди, а сейчас я хочу вам показать несколько каррртин Михаила Врубеля.



Михаил Врубель. Портрет Надежды Ивановны Забелы-Врубель, жены художника. После окончания концерта. У камина. 1905. Не окончен.

И ведь действительно дамы похожи!



Михаил Александрович Врубель. Автопортрет. 1904



Михаил Врубель. Пан. 1899

И продолжение следует.
  

живопись, Тенишева, личность

Previous post Next post
Up