Старейший на сегодня театр Италии- неаполитанский San Carlo- так же открыл новый сезон на прошедшей неделе. 9 декабря здесь прошла премьера ' Turandot' Дж. Пуччини в постановке Василия Бархатова. Спектакли проходят в рамках Puccini 100: век со дня смерти композитора.
Скажу сразу: спектакль непростой. Публика , в большинстве, не приняла постановки, но зритель в Неаполе, достаточно, консервативен; да и , думаю, если бы ставил не россиянин, было бы куда спокойнее( 'Мефистофель' Бойто в Риме от Стоуна прошел , например, так). Мне понравилось; во всяком случае, впервые я не скучала при просмотре оперы Пуччини . Нужно сказать, что с концовкой 'Турандот ' композитор долго колебался, поэтому опера закончена не была. Поэтому режиссер предлагает зрителю два развития событий, поданых с точки зрения Турандот и Калафа. Так же, можно наблюдать два варианта финала: в реальной жизни и в воображении героев.
Начало представляет собой прощание с усопшим отцом Калафа в полне себе готическом храме в настоящее время. Затем Турандот и Калаф едут в автомобиле; диалог касается прошлого, отношений Калафа с Лю... Здесь создается аварийная ситуация ( все эти сцены сняты заранее и проецируются на экране ). С данного момента начинается сценическое действие. В первом акте пострадавший - Калаф; опускается на тросах' операционная '; предполагается, что происходящее на сцене- это видения героя в наркозе.
Второй акт посвящен Турандот. Начало- такое же, как и в первой части, только теперь пострадавшая-она, и происходящее- ее видения.
Третий акт переменно показывает пограничные состояния обоих, но в финале, как и должно быть, герои соединяются. Но это не всё: всё происходящее промелькнуло в воображении Турандот и Калафа за доли секунды, и никакой аварии не было. Герои обнимаются.
Очень крутой замес, почти как у Гута. Много скрытых смыслов и аллюзий: отсылы к Данте, к Калевале ( лодки, курсирующие между мирами, демоны природы), к греческой мифологии ( парки с серпом, миф об Орфее), к христианской эстетике( император Альтоум представлен как украшенные мощи в стеклянном саркофаге, одежда Турандот напоминает одеяние Жанны д' Арк в религиозной живописи). Так что , советую посмотреть.
В вокальном отношении, в целом, неплохо. Турандот- Sondra Radvanovsky.Партия совсем недавно в репертуаре певицы, но это совершенно иной образ, чем мы привыкли видеть. Вместо статичного персонажа- живой человек, со своими страстями, сомнениями... А эти ее потрясающие pianissimi на высоких нотах, да еще при такой силе звука!.. Не уступает ей и Rosa Feola - Лю. Одна из немногих певиц нового поколения, которая поет как нужно, а не как удобно. Можно назвать ее достойной продолжательницей итальянской певческой традиции.С Калафом нынче мало где везёт. Юсиф Эйвазов так старался, что чуть из штанов не выпрыгивал, но это не Калаф. Сценически в теме, но слишком зациклен, как прилично спеть. Александр Цымбалюк был приличным Тимуром, даже дал снять себя в гробу.
Оркестр сначала, как мне показалось, играл неряшливо. Но потом , как-то, собрался. Дирижёр- Dan Ettinger.
10 декабря Palau Les Arts в Валенсии представила премьеру 'Maria Stuarda ' Г. Доницетти в постановке Jetske Mijnssen.Это совместное производство с Оперой Амстердама, где спектакль шел весной. Вторая часть ' тюдоровской ' трилогии так же выполнена в стилизации под историзм, и продолжает эстетику, использованную постановщиками в 'Anna Bolena'. В спектакле заняты Eleonora Buratto( Мария), Silvia Tro Santafe( Элизабетта), Ismael Jordi ( Лечестер), Manuel Fuentes( Тальбо). За пультом- Maurizio Benini.
Цюрихский оперный театр 10 декабря показал новую 'Platée' Ж. Ф. Рамо. Так же работа Jetske Mijnssen и она переносит действие в мир балета( типа 'ну возьмите меня). В заглавной партии Mathias Vidal; Жюпитер- Evan Hughes, Жюнон- Katia Ledoux, Сатир/Ситерон- Renato Dolcini, Теспис- Alasdair Kent, Меркюр- Nathan Haller, La Folie- Mary Bevan, Амур- Tania Lorenzo. Дирижёр- Emmanuelle Haïm.