Музыка на всех широтах. Новостной обзор 4- 10.12.2023. Часть 1.

Dec 10, 2023 10:44

7 декабря премьерой 'Don Carlo'Дж. Верди , традиционно, открыл новый сезон миланский La Scala. Ну что сказать: год от года инаугурация становится чисто светским мероприятием ,и совершенно никаким в, собственно, художественном плане.Смотреть постановки даже провинциальных итальянских театров намного интереснее. Касаемо конкретной оперы: недавняя в Модене на голову выше нынешней в Милане по всем критериям, и я не раз буду к ней апеллировать.
Во-первых, я уже давно не воспринимаю итальянскую версию 'Карлоса'. Во-первых, неродной текст, и это чувствуется. Во-вторых, и это главное: оригинальный французский вариант рисует главного персонажа более соответствующим историческому прототипу, не смотря на то, что источником для либретто, всё-таки, был Шиллер. Реальный инфант был психически больным человеком, мучившим кошек и слуг, и, более всего, ненавидящим папу-короля. Для Филиппа Карлос был головной болью, потому что передавать престол такому типу было нельзя. Шиллер же, как образцовый протестант, создал некого 'борцуна с режимом 'и, главное, с Церковью, за что стал идолом либералов всех мастей( от которых, потом, досталось и самим протестантам) и, как ни странно, нашим ура-патриотам,большинство из которых и сейчас еще верят , что католики пьют кровь младенцев.
Новый спектакль в Scala поставил каталонский кино- и театральный режиссер Lluis Pasqual в традиционном стиле, более того, в эстетике испанского ренессанса. Кажется- ну неплохо. Но такое впечатление, что эти решетки я вижу в 15001 раз. Действия нет в принципе. Не спасают ни пляшущие карлики, ни терзаемые полуголые грешники в сцене аутодафе( никогда они голыми не были, были в балахонах). Опять таки, Великий инквизитор в кардинальском пурпуре.. Блин, ну я бы простила это каком-нибудь нашему ваятелю от сцены, который и в своей-то церковной иерархии не разбирается и который учит историю по стримам Понасенкова,Эйдельман и Латыниной. Если ты берешься делать историческую версию, пускай даже оперы, ну почитай что-то серьёзное, проконсультируйся... Впрочем, один пенсионер недавно снял фильм про Наполеона, так там Александр I танцует с Жозефиной во время некого визита в Париж;с визитом он там был один раз в 1814, когда, грубо говоря, принимал капитуляцию, и Жозефина уже давно была в разводе.Он встречался с ней ранее, но совсем не в столице Империи, а в Германии. Но лохи верят, що так i було... Так вот этот недокардинал очень напоминал веселых прелатов, играющих в карты на работах венецианских барочных жанристов, а не внушал ужас, как должно Великому инквизитору. Странно, что монахи-доминиканцы в массовке присутствовали, но вот инквизитора сделали кардиналом. Хотя в даже либретто есть обращение 'frère' или 'frate' (в зависимости от языка). Кардинал, так-то 'père' или 'padre'.
Теперь про вокалистов. Пока La Scala управляют отставные интенданты из Зальцбурга, они будут тащить своих друзей , не смотря на то, что уровень их исполнительства давно опустился. Неужели в самой Италии мало достойных певцов? Та же постановка из Модены доказала, что есть. Вот этим вопросом задаются и пользователи тематических пабликов. Лично я слушала трансляцию ради Michele Pertusi( король Филиппо) , да ещё, пожалуй, ради Elīna Garanča(принцесса Эболи). Но Пертузи был, явно , не в форме( в отличии от блестящего выступления в той же Модене). Гаранча, единственная из всех солистов, отработала достойно. Такая Эболи отдаст за короля не только глаз.
Francesco Meli ( дон Карло) был , вообще, никакой. Не знаю, зачем его суют везде; голос качается давно.
Мадам Нетребко ( Элизабетта) для меня, как певица, умерла еще лет 10 назад. Теперь это медийная личность типа Волочковой от оперы. Более того, она отвратительна мне как человек. Но непотопляема. Как пишут те же интернет-операманы, это была не Элизабетта, а смесь Турандот и леди Макбет- абсолютно одно и то же. Плюс- ее постоянное выражение лица ' я что-то забыла и не могу вспомнить'. Ее звук такой же утрированный, постоянно съезжающий вниз. Про качку наверху можно не упоминать: это уже фирменный знак.
Luca Salsi( Родриго) тоже ни о чем; звук напоминает бормотание. Тоже не понимаю его постоянного присутствия во всех дырках.
Хор и оркестр неплохо. За пультом- Riccardo Chailly.
Длинно, конечно, получилось, но подобное отношение к опере наводит на размышления и ассоциации.





















В тот же вечер, 7 декабря, венская Staatsoper показала премьеру ' Turandot ' Дж. Пуччини в постановке Claus Guth.Трансляция будет позже, очень интересно посмотреть, так как Гута очень люблю. Здесь, похоже, про подсознательное по Фрейду: аллюзии к детству главной героини. В спектакле заняты Асмик Григорян (Турандот), Jonas Kaufmann ( Калаф), Кристина Мхитарян ( Лю), Dan Paul Dumitrescu( Тимур). Дирижер- Marco Armiliato.









И еще немного поутверждаюсь как противная тетка.
Такое комментировать только портить: шоу ветеранов сцены покоряет Австралию:

Сюда бы еще непотопляемую Аллу Борисовну( благо, у них есть опыт выступления на одной сцене) и деда Байдена в качестве конферансье.

don carlo, la scala, michele pertusi, wiener staatsoper, verdi, francesco meli, riccardo chailly, jonas kaufmann, marco armiliato, кристина мхитарян, #x10d;a, claus guth, luca salsi, asmik grigorian

Previous post Next post
Up