Одна из жемчужин Ватиканских музеев - это, без сомнения, станцы Рафаэля, которые реставрировали 30 лет. Над их росписью Рафаэль Санти (Raffaello Santi, 1483-1520) работал по приказу Папы Юлия II с 1509 года до самой смерти. Потом работу продолжили его ученики по его эскизам.
Станцы - это четыре небольшие комнаты - примерно 9 на 6 метров. В каждой станце четыре фресковые композиции. Две фрески каждой станцы огромны, они занимают всю стену. Так, длина фрески "Афинская школа" у её основания - 7,7 м.
Самая знаменитая станца - Stanza della Segnatura. Фреска "Афинская школа" - одна из величайших работ Рафаэля. Когда Рафаэль начал расписывать эту станцу, ему было 25 лет. На фреске изображено пятьдесят выдающихся философов. В центре Аристотель и Платон: первый указывает вниз в знак связи с землёй, второй воздевает руку к небу - в знак того, что мир идей обретается в горних пределах.
01.
На ступенях лестницы лежит Диоген. Евклид (Архимед), с циркулем в руке среди учеников, имеет портретное сходство с архитектором Браманте.
02.
*****
Другая фреска Рафаэля в этой станце - "Диспут о Таинстве Причастия", 1509 г. Это прославление и триумф Церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог-Отец, под ним - Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, ниже - голубь, символ Святого Духа, и восседающие на облаках апостолы. Внизу, на земле, Отцы Церкви, папы, священнослужители, верующие, среди них Данте.
03.
Фреска крупным планом - на снимке небольшая часть фрески справа не видна.
04.
*****
Stanza di Eliodoro - здесь также четыре композиции. Фреска "Месса в Больсене", 1512-1514 гг. о чуде, которое, согласно церковному преданию, произошло в 1263 году в Больсене, небольшом городке к северу от Рима. На фреске Рафаэль изобразил Папу Юлия II у алтаря в качестве свидетеля чуда.
05.
*****
Фреска "Освобождение Святого Петра из темницы" (1514 г.) основано на новозаветном сюжете, изложенном в книге «Деяния святых апостолов»: по приказанию иудейского царя Ирода Апостол Пётр был схвачен и посажен в темницу, но явился ангел и освободил Петра (Деян. 12: 3-11).
06.
Изображение ангела в сиянии - это одна из лучших фигур в истории мировой живописи.
07.
*****
"Встреча Льва Великого с Аттилой". Справа - гунны, на чёрном коне Аттила, слева - понтифик, Папа Лев I, который убедил Аттилу не вторгаться в Италию.
08.
*****
"Пожар в Борго" - последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства, это эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х. Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, - "Пожар в Борго". По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, Папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора Св. Петра со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.
09.
*****
Фреска "Коронация Карла Великого Папой Львом III" (1516-1517) рассказывает об историческом событии - коронации императора франков Карла Великого Папой Львом III в канун Рождества 800 года в древней базилике Св. Петра в Ватикане. Событие символизирует конкордат между Святым Престолом и Королевством Франции, подписанный в 1515 году в Болонье. Папа на фреске имеет портретные черты Льва X, а император Карл - Франциска I, французского короля на момент создания фрески.
10.
*****
Станца Константина была расписана уже после смерти Рафаэля его учениками и носит название одной из фресок - “Битва Константина”.
11.
Фрагмент фрески.
12.
Своды и потолки станц изумительной красоты.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
******
Все фотоснимки авторские, за исключением одного под номером восемь, взятого на просторах Интернета. Фотоснимки сделаны в разное время посещений Ватиканских музеев.